В Бурятии жители сотых микрорайонов жалуются на инфраструктуру

Если не начать решать проблемы таких микрорайонов, они со временем грозят превратиться в гетто 
Общество |
Фото В Бурятии жители сотых микрорайонов жалуются на инфраструктуру
Фото: Зорикто Дагбаев

Последние годы в столице Бурятии увеличиваются объемы строительства, и город растет вширь и в высоту, осваиваются огромные площади по окраинам Улан-Удэ и на них вырастают новые микрорайоны. Не все эти микрорайоны обеспечиваются инфраструктурой, но из-за дешевизны и отсутствия альтернативы люди все равно покупают там жилье.

Покупают, даже несмотря на то, что знают о существующих проблемах: плохая транспортная доступность, нехватка мест в школах и детских садах, отсутствие поликлиник и развитого досуга. И, если не начать решать проблемы таких микрорайонов, они со временем грозят превратиться в гетто – так называемый средний класс начнет уезжать, недорого продавая квартиры или сдавая их в аренду приезжим.

«Не ездить в город»

Многострадальные жители сотых наконец-то не выдержали. Все чаще в соцсетях мелькают жалобы на плохую работу транспорта, на невозможность сдать анализы у себя в микрорайоне, на отсутствие детских учреждений допобразования и многофункционального центра «Мои документы». В одном из таких постов от анонимного автора прозвучало: «если уж вы не можете обеспечить нас транспортом, сделайте хотя бы так, чтобы нам не пришлось ездить в город: создайте нам условия для комфортного проживания».

Автор попросил жителей микрорайона сотых активнее добиваться от властей обеспечения их инфраструктурой, и особый акцент сделал на создание в сотых филиала многофункционального центра «Мои документы». Такой центр, по мнению жителей, поддержавших автора, позволит им хотя бы меньше выезжать в город, а это сегодня проблемно сделать из-за нехватки транспорта и многочасовых пробок из-за жд-переезда.

Действительно, комфортным и престижным сегодня считается тот микрорайон, из которого нет нужды выезжать далеко, чтобы решить обычные житейские проблемы: сходить к врачу, оплатить коммуналку и получить справку. И слова автора поста, что микрорайон превращается в гетто, не так уж далеки от истины.

Человеческие соты

История сотых микрорайонов началась еще в 80-х годах прошлого века, а сейчас в этих микрорайонах каждый год сдают по несколько многоквартирных домов. Сотые возводятся по типу микрорайонной застройки – несколько многоэтажных домов на большом расстоянии друг от друга.

При такой застройки важно наличие автомагистралей, и даже во дворах жилых зон свободно проезжают автомобили, без которых жителям сотых точно не обойтись – пресловутая проблема с транспортной доступностью. Дворы становятся проходными, мимо постоянно ездит транспорт, детские площадки становятся небезопасными.

При планировке микрорайонов обязательно учитывается озеленение, с которым и сдаются новостройки. Однако, как показывает опыт других городов – эта зелень со временем исчезает: управляющим компаниям не хватает сил и средств содержать ее на достаточном уровне и обычно место зеленых насаждений занимают парковки, опять-таки из-за огромного количества автомобилей.

Кроме того, в погоне за быстрой прибылью застройщики часто делают ставку на квартиры-студии площадью 20-30 кв.м. Большое число таких квартир-клетушек влияет на неблагополучную атмосферу. Нет более удручающей картины современной российской урбанизации – несколько однотипных многоэтажек с одинаковыми фасадами, отваливающимися панелями и огромными гаражными или парковочными зонами вокруг. Более того, исследования показывают, что проживание в таких «человейниках» приводит к депрессии. А опыт Европы и мегаполисов России говорит об одном: без внимания властей к инфраструктурным проблемам такие микрорайоны со временем превращаются в гетто. Эту участь готовы разделить и сотые кварталы в Улан-Удэ.

Зона отчуждения

Сегодня сотые не имеют достаточно развитой инфраструктуры, и главная проблема – транспортная доступность, точнее, недоступность. Расположенный на окраине города, микрорайон отрезан от города железнодорожным переездом, в результате в утренние и вечерние часы жители сотых стоят в пробках. Еще существует огромная проблема с общественным транспортом – частники не всегда ездят по графику, даже недавно введенный здесь муниципальный автобус ходит редко. Обещанный когда-то властями Улан-Удэ трамвай в сотых не появится, возможно, никогда. По крайней мере, пока власти не решат вопрос, как обойти железнодорожный переезд, ставший костью в горле в грандиозных планах развития юго-запада.

Не хватает школ и детских садов, а учитывая, что квартиры в сотых берут чаще молодые семьи через ипотеку, детей будет становиться с каждым годом больше. Новую школу в 112 микрорайоне построили только в 2018 году, годом позже появились два детских сада, но их недостаточно – уже сегодня школа переполнена, хоть и учатся там «всего лишь» в две смены. Также в сотых нет объектов детского дополнительного образования – школ искусств и спортшкол.

Амбулатория испытывает нехватку врачей, и в сезон ОРВИ не все могут попасть к врачам – очереди занимают с раннего утра и стоят до позднего вечера, а чтобы сдать анализы, жителям приходится ездить за несколько километров от дома. И сейчас понятно, что амбулатории для такого микрорайона недостаточно. Учитывая, что в ближайшие два года население сотых увеличится еще на несколько тысяч человек, в микрорайоне необходима полноценная поликлиника.

Еще одним важным фактором комфортабельности и престижности микрорайона является наличие в нем многофункционального центра, где можно оформить все документы и получить важные справки. Сейчас же жители сотых ездят за этими услугами в 20 А квартал и толкутся в многочасовой очереди вместе со всеми жителями города. Тогда как для жителей другого отдаленного микрорайона на Левом берегу МФЦ по их просьбе уже построили.

Идеальный микрорайон

Все вышеперечисленные факторы влияют на уровень комфортности микрорайонов. Со временем жильцы таких кварталов понимают, что жить там им не нравится, и уезжают, продав квартиру, или сдавая внаем приезжим. Постепенно квартиры теряют в цене, а собственниками и арендаторами уже становится не «средний класс», а более склонные к маргинализации группы населения — мигранты, люди с судимостями. Отметим, что часто в таких микрорайонах городские власти покупают социальное жилье для сирот и переселенцев из ветхого и аварийного жилья, что также влияет на ситуацию.

Но пока сотые считаются перспективным и развивающимся микрорайоном. В ближайшие год-два в сотых прибавится несколько тысяч квадратных метров жилья. А при покупке жилья люди обращают внимание на несколько факторов. Это наличие социальной и бытовой инфраструктуры, транспортная доступность, паркинг, озеленение и благоустройство, детские и спортивные площадки, архитектура и дизайн. И первые два важнее всего. На первом месте стоит наличие инфраструктуры, до которой не нужно ездить за тридевять земель. В идеальном микрорайоне можно жить, выезжая в центр города только по выходным – в театры и музеи. И именно наличие хорошей инфраструктуры не позволит любому микрорайону города превратиться в гетто.

Многофункциональный центр, в котором по принципу одного окна можно получить огромное количество важных услуг, станет также одним из важнейших факторов при решении о покупке жилья в сотых кварталах. Более того, сегодня ни одна сделка по недвижимости не обходится без посещения МФЦ, и появление этого центра в растущем микрорайоне только увеличит количество совершаемых сделок.

Опросы в соцсетях показывают, что МФЦ в сотых необходимо. Где-то даже прокомментировали, что наличие его частично разгрузит транспортный поток и хоть немного уменьшит количество пассажиров общественного транспорта – многие жители сотых выезжают из микрорайона только для того, чтобы посетить МФЦ на Ключевской. Жители сотых, а именно собственники жилья в этом микрорайоне, стали активнее выступать за свои права. И сегодня их обращение звучит так: «Мы купили здесь жилье, растим детей, работаем и платим налоги – обеспечьте нам инфраструктуру». А за скобками остаются их альтернативные способы решения проблемы – переезд в другой город или даже в другую страну.

Запрос создан, но что скажут власти? Обратят ли они внимание на транспортные и инфраструктурные проблемы самого развивающегося и инвестиционно привлекательного микрорайона города? Или сотые действительно могут со временем превратиться в гетто?

Кол-во просмотров: 4126

Поделиться новостью:


Поделиться: