Как город Улан-Удэ постепенно превращался в звезду Бурятии

Туризм |
эксклюзив
ЭКСКЛЮЗИВ
Фото Как город Улан-Удэ постепенно превращался в звезду Бурятии
Фото: Сергей Конечных

Человек живет настоящим. Мы не просто быстро привыкаем к хорошему, нам кажется, что так было всегда. Лишь листая подшивки старых газет, информационно- статистических сборников да разглядывая фотографии, можно убедиться в том, как много изменилось в столице Бурятии за последнюю четверть века. Возможно, для города, который в следующем году отметит свою 359 годовщину, четверть века не такой большой срок, но только не для его жителей, которые каждый день вносили свой труд и частичку своей души в эти дома и улицы, предприятия и организации, спектакли, песни и праздники.    

Если верить статистике, в далеком 1998 году в Улан – Удэ проживало почти 395 тысяч населения. Причем мало кто сейчас знает, что тогда наряду с городскими жителями, поселками Сокол и Заречный, учитывалось также сельское население, а в домохозяйствах этого населения даже велся подсчет домашнего скота и птицы.

В 2006 -м в нашем городе проживало уже 377 тысяч, в 2011 –м – 405,8 тысячи, а на 1 января 2024 года 435,8 тысячи человек. Хотя если считать городскую агломерацию, включающую Иволгинский, Тарбагатайский и Заиграевский районы, то получится, что всех, кто каждый день пользуется здесь дорогами, поликлиниками, школами и другой улан-удэнской инфраструктурой, намного больше. Наш город не просто вырос и преобразился, мы сами стали ощущать себя полноправными горожанами.

Чем жил город трудовой доблести

В 1998 году в отраслях промышленности было занято более 2/3 трудоспособного населения Улан-Удэ. По изданным тогда комитетом по экономике Улан-Удэ сборникам легко проследить, какие непростые периоды переживало наше материальное производство. К примеру, в том же 1998 году на Улан-Удэнском локомотивовагоноремонтном заводе было отремонтировано всего 107 электровозов, в 2002-м уже 205, в 2014 –м – 486, в 2017 -м – 871, а в 2023 –м – 955. Постепенно, путем планового технического перевооружения основных мощностей, развития инвестпрограмм флагману улан-удэнской промышленности удалось выйти на стабильные объемы производства.

В 1998 году выпуск стальных металлических конструкций в нашем городе достигал 13,9 тыс. тонн (в 2001 г. – 18,8 тыс. тонн, в 2002 – 15,3 тыс. тонн). Шерстяных тканей мы выпустили тогда в объеме 1786 тыс кв м, а в 2002 году уже 2791 тыс кв м. Производили здесь электрические двигатели переменного тока мощностью свыше 100 квт, правда, каждый год их число снижалось. Снижались и объемы производимого строительного кирпича (с 14,3 млн штук в 1998 году до 8,9 млн штук в 2022 году), но недолго. Благодаря стартовавшему в 2006 году национальному проекту «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» строительный рынок в Улан-Удэ удалось двинуть вверх.

С позиции сегодняшнего дня, с его мастер – планом и многомиллиардными стройками немного смешно читать о том, как в 2006 году Улан-Удэ при плане ввода в эксплуатацию 110,5 тыс. кв. м. жилья фактически удалось ввести в строй почти на 10 процентов больше, то есть 121,3 тыс. кв. м или 1647 квартир. Но тогда это был невероятный прорыв, движение вперед, которому удалось придать импульс.

Уже в 2007 году было построено и введено в экспуатацию 158,1 тыс. кв. м., в 2008 году – 188,2 тыс. кв. м. Такие новости, как сдача долгожданного пристроя к школе 44, воспринимались не иначе как победа. Это сегодня выросшие, как грибы после дождя, сверкающие всеми цветами радуги новенькие школы и детские сады стали в Бурятии почти что нормой, все давно забыли о третьей смене и фантастических очередях в детский сад. А тогда в условиях острейшего дефицита средств каждый отремонтированный детский садик давался городу невероятным трудом.   

По артериям улан-удэнских дорог        

История городского пассажирского транспорта Улан-Удэ и всего, что с ним было связано, без всякой иронии достойна пера талантливого романиста. Достаточно сказать, что долгие годы эта важнейшая сфера жизни была целиком возложена на плечи частных извозчиков.  

Было время, когда «маршрутки» на городских улицах останавливались не на остановках, а на любом участке трассы по требованию пассажира. Только в 2002 году администрацией Улан-Удэ была начата практика заключения договоров с частными перевозчиками, которые обеспечивали тогда 65 процентов (!) всех перевозок в городе.

К примеру, если в МУП «Городские маршруты» в 2006 году на ходу были только 94 автобуса (в 2011 году – 67 автобусов), то частники могли выставить на городские магистрали 296 автобусов большей и средней вместимости и 2 151 автобус (!) малой вместимости, прозванных в народе микриками.  

Приобретение городом в том же 2006 году всего лишь двух автобусов марки «ЛиАЗ – 5256» и 6 трамвайных вагонов под лозунгом обновления подвижного состава муниципальных транспортных предприятий сегодня, когда МУП «Городские маршруты» за четыре последних года получил 209 современных автобусов, звучит как капля в море. Тогда же это было почти глотком свежего воздуха и надежд на будущее.

О характере проводимой тогда городом работы свидетельствует один факт. Только с 2009 по 2011 годы в рамках оптимизации городских маршрутов удалось в два раза сократить их число (с 84 до 43), что населением было воспринято далеко не однозначно.

На пути к туристической Мекке

Современный Улан-Удэ все увереннее завоевывает позиции увлекательного туристического города, полного гастрономических изысков и эксклюзивных достопримечательностей. Сейчас сложно представить, через какие тернии пришлось тянуться к звездам нашим рестораторам, туроператорам, экскурсоводам и другим труженикам туристического сервиса, прежде чем город Улан-Удэ превратился в туристическую столицу.

Так было далеко не всегда. К примеру, на 1 января 2007 года в Улан-Удэ насчитывалось 42 из 50 лицензированных турфирм, всего 23 гостиницы (включая 5 крупных) с общим охватом в 1400 мест размещения. Именно тогда в нашем городе начали функционировать малые гостиницы класса «люкс», в числе которых оказались «Сибирь» (40 мест), «Два кита» (14 мест), «Аян – Отель» (54 места), а также эконом –класса «Селенга» (20 мест), «Икирес» (9 мест), «Бамбук» (12 мест). В 2007 году была введена в эксплуатацию новая гостиница «Сагаан-Морин» и после реконструкции гостиница «Байкал», что сразу позволило решить проблему с размещением крупных делегаций.  

Тогда, в преддверии наступающего 2012 года первые световые деревья, установленные в количестве 78 штук на улицах Терешковой, Борсоева, поселка Аэропорт, Кабанская Гастелло, проспект 50-летия Октября, светодиодные светильники – «капли» (3,4 тысячи штук) казались чудом и живой сказкой. Сегодня ночной Улан-Удэ, где сверкают разноцветной подсветкой все основные административные и культурные здания, можно назвать отдельным туристическим направлением. Улан-Удэ становится таким, каким о нем поют в гимне столицы, моей Бурятии звезда.

Город, устремленный в будущее

По данным комитета социальной и молодежной политики администрации Улан-Удэ, на 1 января 2024 г. почти треть населения Улан-Удэ составляли молодые люди в возрасте от 14-ти до 35-ти лет. Собственно, для них разгорается сегодня звезда под названием Улан-Удэ, в самом центре которой благодаря мастер – плану вырастут Национальный музей Бурятии, здание театра «Байкал», международный студенческий кампус, современный жилой комплекс «Улаан Хото» с комфортной инфраструктурой и всеми прочими благами цивилизации.

Благодаря конструктивной грамотной работе команды под правлением мэра Улан-Удэ Игоря Шутенкова несложно представить не только будущую архитектуру столицы республики, но и тех, кто будет жить и работать в Улан-Удэ еще через четверть века.

По данным того же комитета, в Улан-Удэ давно и дружно живут множество национальностей. В числе самые многочисленных – татары (1253), узбеки (933), армяне (949), тувинцы (972), украинцы (898), азербайджанцы (766) и киргизы (748). Образно говоря, вся страна собралась в столице республики у Байкала, чтобы построить здесь такую жизнь, которую непременно захочется оставить нашим детям.

 Для подготовки материала были использованы брошюры «Итоги социально – экономического развития города Улан-Удэ за 1998 – 2002 гг.», «Улан-Удэ, 2000 – 2011 годы», «Улан-Удэ, реализация национальных проектов, итоги 2006 года», «Улан-Удэ 2011 – 2012» и другие.  

Кол-во просмотров: 2439

Поделиться новостью:


Поделиться: