В минувшие выходные в Бурятии прошел главный республиканский музыкальный проект «Голос кочевников». На степной сцене выступили как бурятские, так и приглашенные музыканты. Хедлайнером фестиваля Вячеслав Бутусов стал с песнями «Наутилуса Помпилиуса». Как объявили организаторы, world music на фестивале была представлена в ее лучших проявлениях.
«Новая Бурятия» поговорила о фестивалях и спортивных праздниках с известным в республике организатором массовых мероприятий, владельцем московского эвент-агентства Геннадием Петруниным.
- Зачем нужны региональные фестивали?
- Фестивали, конечно, нужны, они привлекают зрителей, туристов. Есть примеры очень успешных региональных фестивалей – та же «Дикая мята» в Рязанской области. У нас в регионе был пример успешного музыкального фестиваля – в конце 90-х - начале 2000-х годов мэрия Байкальска проводила рок-фестиваль. Туда съезжались команды из Читы, Иркутска, Улан-Удэ. Во второй год количество зрителей достигло 15 тыс. человек. К сожалению, они перестали его проводить – не знаю, по каким причинам. Но фестиваль был интересен, народ съезжался, Байкальск возвращал потраченные деньги за счет продаж, обслуживания.
Повторюсь, фестивали нужны, народ надо собирать. Без денег этого, понятно, не сделаешь, но тут встает вопрос эффективности освоения этих денег. На самом деле этнические фестивали – это очень хороший магнит. Успешных проектов есть очень много примеров. Тот же фестиваль «Белый месяц» был ведь успешный проект.
- Но с «Белым месяцем» случились чиновники, и сегодня это мероприятие для галочки.
- Многие мероприятия сегодня проводятся для галочки – особенно там, где есть бюджетные деньги. Есть бюджетные деньги, мероприятие провели для галочки, заплатили за аренду, купили призы, кубки, грамоты, все расписали. Соревнования провели, слонов раздали, сходили в кабак, и все – всех устраивает.
Главная проблема тут, скорее всего, в кадрах. Организатор делает все для проформы, есть план – его надо сделать, поставить галочку, отчитаться о проделанной работе и потраченных деньгах. То есть с точки зрения чиновника, комар носа не подточит, деньги были выделены, в графике мы стоим, деньги освоили, мероприятие провели – все. Человек не думает, его максимальная сфера ответственности – провести мероприятие.
У организатора должен гореть глаз, и душа рваться. Он должен сделать мероприятие, как художник рисует картину, учитывая все нюансы. И тут даже не всегда вопрос в деньгах. Я просто помню, когда делал городские и республиканские проекты, рок-фестиваль собирал, привозил команды из Читы, Иркутска, Красноярска – весь город у меня собирался в кинотеатре «Дружба». И мест не было, все пытались попасть, и на улице народ стоял, лишние билетики спрашивали. Потому что я был в теме и знал, что народ хочет, и давал это. А тут впечатление, что глаз не горит. Нет такого, чтобы прямо от души сделать.
- Вот у Натальи Улановой (художественный руководитель филармонии – авт.) глаз горит, но мероприятие себя не окупает. При этом нам годами твердят о мультипликативном эффекте, о туристах, которые будут приезжать на «Голос». И опять ежегодно выбивают деньги из бюджета.
- Надо делать, конечно, программу, на которую народ пойдет. Я не знаю, с такой государственной поддержкой можно было отбить бюджетные деньги в 2 - 3 раза даже при теперешних деньгах. Я на свои деньги привозил команды из Москвы и зарабатывал, все это было окупаемо. Ни рубля государственных денег не было. Сам все делал – вплоть до того, что афиши клеил. Вопрос в менеджменте и планировании – планировать еще на этапе выбора резидентов, привести кого-то, ведь на какую-то «звезду» очередь будет стоять.
Геннадий Петрунин
- В прошлом году, я считаю, была совершена крупнейшая ошибка. Когда пригласили Дмитрия Ревякина и «Калинов мост», не озадачились тем, чтобы в Чите была реклама. А ведь они родом оттуда, и уже после фестиваля мне многие читинские друзья говорили, что если бы они знали, то приехали. Но рекламы в Чите именно не было.
- Понимаешь, я в чужой карман не лезу и не считаю. Но если там выделяют деньги халявные и никакого спроса нет – дали и пропало, смысл какой там думать? А когда ты вкладываешь свои кровные и за каждую копейку переживаешь, и ночи не спишь, думаешь, как лучше, чтобы ты не попал, не ушел в минус. Вот тогда ты думаешь вплоть до дизайна билета, думаешь, какую рекламу, как и где дать. А если государство спонсирует и нет никакого контроля, то никто не требует отчитаться за каждую копейку. И оно так и будет, эта помощь она такая бессмысленная и бесполезная. И, может быть, на этом кто-то «греется». Повторю формулу: мотивация, планирование и кадры.
- Но вот у нас есть «Ночь ехора», которая всегда проходит на «ура», и денег «Байкал», как филармония, не требует.
- Они это делают сами с удовольствием. Сами кайфуют от всего, что происходит. Конечно, у них цель какая-то финансовая есть, но она на втором плане – им интересно самим работать в этом проекте. А с «Голосом» – так им и так деньги дают, можно вообще расслабиться и не думать о них.
- На спортивные мероприятия у нас тоже дают деньги, но мы при этом видим пустые трибуны.
- Сурхарбан, чемпионаты по борьбе, как спортивные соревнования, достаточно интересные. Там народ приходит, но все свои. А все свои – это, действительно, не аншлаг, не полный стадион. Друзья, родственники, коллеги, тренер и все. А сделать надо так, чтобы пришло людей, как, допустим, на осенний праздник сумо в Японии.
Когда вся Япония наблюдает и нет мест свободных, билетов нет. Это сделать можно и даже нужно, но тут нужен определенный персональный подход, которого нет и вряд ли будет, потому что мотивации нет у организаторов.
И снова повторю, мотивация, планирование и кадры – вот три кита, на которых должны стоять любые зрелищные мероприятия. Они, безусловно, нужны Бурятии. Но нужны события качественные со всех точек зрения.