Вырвется ли Россия из лап китайского дракона? - 2

"Новая Бурятия" продолжает мысли после саммита "двадцатки" в Китае. Сергей Басаев о том, существуют ли внутренние причины, которые помещают Китаю осуществить свои планы "Реконкисты"?
Общество |

"Новая Бурятия" продолжает мысли после саммита "двадцатки" в Китае. Сергей Басаев о том, существуют ли внутренние причины, которые помещают Китаю осуществить свои планы "Реконкисты"?

Окончание. Начало здесь.

Ответ на этот вопрос лежит в китайской истории. "Новая Бурятия" ранее уже писала о цикличности истории китайских династий и о сменяющих друг друга периодах.

Периоды "величия династий и единства страны" обычно сопровождаются возвеличиванием очередной династии (как правило, "варварской"), объединением и расширением империи за счет захвата других, "варварских" территорий.

Но главный фокус в том, что в течение последних трех тысяч лет эти периоды взлета обязательно сменяются периодами "упадка династий и раздела страны", когда династии "дряхлеют" и теряют управление над большей частью территории.

О "Вёснах и Осенях"

Всегда это сопровождается гражданскими войнами и в итоге разделом Китая на две и более частей. Например:

- Царства Шан и Чжоу (период распада династии Шан)

- "сражающиеся государства" (период распада Восточного Чжоу)

- "Троецарствие" - царства Вэй, Шу, У (период распада Восточной Хань),

- 16 "варварских государств" (период распада Государства Цзинь)

- "Северные и Южные династии" - Северная Вэй и Южная Цзинь (период Северного Чжоу)

- Южная и Северная Сун (период Империи Сун)

- Южная Сун и Северная Цзинь (период распада Южной (поздней) Сун)

- Китайская Республика и Китайская Народная Республика (период распада Империи Цин)

Интересно, что национальные историки Китая описывают историю своей страны так, как будто бы "периоды упадка" (междоусобиц и засилья "варваров") всегда сменялись "периодами расцвета" Китая под управлением национальной китайской династии! Хотя объективно все происходило ровно наоборот. Сильное централизованное государство в Китае устанавливали именно "варвары" (чжоусцы, хунну, сяньбийцы, кидани, чжурчжени, монголы, маньчжуры), которые объединяли Китай и присоединяли к нему свои и чужие "варварские" территории.

на фото: Великая Китайская стена - защита от варваров?

Объединение страны и расширение ее границ, как правило (за исключением национальной китайской династии Мин XV-XVII века) , было связано с установлением очередной "варварской" династии. Такими были династия чжоусцев Чжоу, династия киданей Ляо, династия чжурчжэней Цзинь, монгольская Юань, маньчжурская Цин.

Периоды же ханьской независимости всегда заканчивались распадом Китая, междоусобицами, и как следствие, утратой этой самой независимости.

При этом в культурном отношении важнейшую роль в истории Китая действительно сыграли следующие друг за другом национальные династии Тан (618-907 годы) и Сун (960-1127 годы). Их принято рассматривать как классический период истории Китая, который, несмотря на продолжавшиеся в этом периоде междоусобные войны и восстания, сформировал культурную и духовную основу китайской цивилизации.

Хотя на протяжении всего этого периода Китай территориально не увеличивался, а наоборот неуклонно уменьшался. Это закончилось очередной междоусобицей и завоеванием Китая монголами, которые построили нынешнюю столицу Китая Пекин (Ханбалык, "ставка Хана") и установили там свое правление, определяемое китайскими историками термином "династия Юань".

"Варвары" и "Поднебесная страна"

К слову, судьба всех "варварских" династий Китая вполне себе типична. Обычно "варвары", захватив власть в этой стране, сначала занимаются завоеванием новых территорий, существенно расширяют границы Китая и усиливают там централизованную власть. Но затем они почти полностью китаизируются, постепенно превращаются в очередную "дряхлеющую династию", вовлекаются в очередную китайскую междоусобицу, и, наконец, уступают власть национальной китайской (иньской, ханьской) династии.

Тем не менее, именно поклонявшимся Вечному Небу "варварам" (чжоу, хунну, сяньбинцам, монголам), Китай обязан появлению и укреплению института "небесного императора" Тянь Ди (тянь - "небо", ди - "император"). Такой правитель с титулом "Сына Неба" (Тянь Цзы) распространял свою власть над всей "Поднебесной империей" (Тянь Ся, "поднебесная страна").

на фото: поклонение Небу сохраняется у монгольских народов и сегодня

Со времени возвышения чжоусцев, которые заменили в государственном управлении Китаем династию Шан-Инь, в стране устанавливается государственный культ "небесного императора" Тянь Ди, который сложился в результате контаминации в области религиозных представлений чжоуского культа Неба и шан-иньского культа предков, верховным божеством которого являлся "высший предок" Шан Ди.

Появление в китайской космогонии понятия "девять небес" (Цзю Тянь)также произошло в результате заимствования его у "варваров". Об этом говорит, в частности, существование у китайцев представления о владыке небес Цзю Тянь Чжэньване (кит. "подлинный царь девяти небес"), который именовался также Юань-ши Тяньван (кит. "монгольский небесный царь").

Кроме того, именно при стабильном правлении "варваров" в китайской среде возникли и укоренились философии конфуцианства и даосизма, началось проникновение других религий - тэнгрианства, буддизма, манихейства, ислама, христианства.

Однако вернемся к примерам того, как Китай распадается после периодов независимости, а затем объединяется при "варварах".

Любимое занятие китайцев

Так, например, Государство Шан-Инь (возникло в XVII век до н.э.), самое древнее из известных на территории современного Китая государств (не считая более раннего мифологического периода), перестало существовать вследствие усиления внутри него "варварского" Государства Чжоу и последующего свержения "варварами"- чжоусцами династии иньцев.

Возникшее в XIвеке до н.э. "варварское" Государство Чжоу (известны периоды Западного и Восточного Чжоу, связанные со перемещением столицы государства) сначала активно осваивало новые земли, и, смешивая разные народы, положило начало, собственно, будущей китайской (ханьской) общности.

В дальнейшем в эпоху Восточного Чжоу, - сначала в период "Вёсен и Осеней" (VIII-V века до н.э.), а затем в период "Сражающихся Царств" (V-III века до н.э.), - полностью китаизированная империя Чжоу распалась на семь противоборствующих царств - Вэй, Чжао, Хань, Цинь, Ци, Янь, Чу, в каждом из котором уже правили китайцы. Занявшиеся, как водится, своим любимым занятием - междоусобицей.

Объединили страну, естественно, "варвары" из государства Цинь (самого западного из "сражающихся царств"), образовавшие на территории Китая новую Империю Цинь под управлением императора Цинь Ши Хуан-ди (кит. "божественный владыка, открывающий эру Цинь"). Он, кстати, и прорыл Великий Китайский канал и заложил Великую Китайскую стену, которая должна была впоследствии оградить Китай от других, более страшных северных "варваров".

на фото: карта Древнего Китая эпохи Цинь и Хань

"Эра" государства Цинь, которое в ранних китайских источниках называют "подобным варварам жун и ди", продлилась всего несколько лет (221-206 годы до н.э.). Западные "варвары" легко разложились под влиянием китайской "цивилизации" и передали власть китайцам. После смерти Цинь Ши Хуан-ди его место занял Лю Бан, один из военачальников воевавшего ранее с бывшим императором "сражающегося государства" Чу.

В этом восточном государстве Чу население составляли этнические китайцы (ханьцы), которые и стали править в новой Империи Хань (206 год до н.э. - 220 год н.э.), образованной на основе "варварского" государства Цинь. Именно в эпоху Хань, которая делилась в свою очередь на периоды Западной и Восточной Хань, воцарилось возрожденное после "варваров" конфуцианство, ставшее духовной и культурной основой Китая. Тогда же, собственно, и сложилось такое политическое понятие как китайская конфуцианская империя.

Как и водится, период национальной независимости ханьцев в Китае закончился весьма плачевно. Сначала река Хуанхэ изменила свое русло, что закончилось для Китая экологической и социальной катастрофой - массовой гибелью людей, голодом, восстанием "краснобровых", целым рядом свержений императоров, переносом столицы и в итоге распадом страны на три царства - Вэй, Шу и У.

Период очередного китайского национального правления, так называемой китайской "смуты", длился достаточно долго - с 220 года до 581 года. Он включил в себя периоды Троецарствия (220-265 годы), правления Государства Цзинь (265-420 годы), существовавших одновременно с ним Южных и Северных династий (420-589).

Кроме того, в период государства Цзинь (включая Восточную Цзинь на юге Китая) и позже на севере Китая появились "16 варварских государств", принимавших традиционные китайские названия - Чэн, Северная Хань, Поздняя Чжао, Ранняя Лян, Поздняя Лян, Западная Лян, Северная Лян, Южная Лян, Западная Цинь и другие.

В этот период китаизированные "варвары" (хунну, сяньбийцы, цяны, цзе) были почти ассимилированы китайцами (ханьцами). В то же время "варвары" принесли с собой буддизм, который укрепился на севере Китая. Тогда же и начался обратный процесс "варваризации" Северного Китая.

Любимое занятие "варваров"

И вот в конце VI века северокитайский полководец, потомок сяньбийцев (предков монголов) Чжоу Ян Цзянь завершил период китайской смуты, объединил северный Китай, уничтожил южно-китайское государство Чэнь и учредил новое объединенное государство - Империю Суй (581-618 годы). Во время правления "варварской" династии Суй восстанавливаются старые участки и строятся новые участки Великой Китайской стены, покорены государства, существовавшие тогда на территории Кореи и Вьетнама. Северные "варвары" вновь не только объединили весь Китай, но и захватили территории других стран.

Объединенную страну китаизированные "варвары" в начале VIIвека опять передали в китайское управление, которое длилось в течение рекордного количества времени - в период Государства Тан (618-907 годы) и Государства Сун (907-1279).

Это время китайской истории, которое национальные историки называют эпохой "расцвета Китая", сопровождалось беспрерывными войнами императоров со своими собственными наместниками и, конечно же, с "варварами".

Период Тан завершился тем, что из-за междоусобицы, а по сути, гражданской войны центральной власти с сепаратистами более полувека (907-960) в Китае просто отсутствовала единая власть.

Затем в 960 году один из участвовавших в войне военачальников Чжао Куан-инь основал династию Сун. Однако почти сразу же от этого государство отделились "варварские" окраины.

Сначала этого было образованное монголоязычными киданями, предками монголов, Государство Ляо (916-1125 годы), которому Суны отдали часть территории и в течение 120 лет платили дань.

Затем от Сунской империи оторвали большой кусок территории (современные провинции Шэньси, Ганьсу и Нинся-Хуэйский автономный район) предки тибетцев тангуты, основавшие на западе Китая свое Государство Ся. Ему Суны тоже продолжительное время платили дань.

И, наконец, в начале XII века половину Китая (весь север страны) страны захватили южно-маньчжурские чжурчжэни, основавшие в 1115 году на основе ликвидированного ими киданьского государства Ляо свое Государство (впоследствии империю) Цзинь. В 1127 году чжурчжэни заняли Кайфын, столицу китайского государства Сун и взяли в плен императорскую семью.

В итоге Государство Сун, сузившееся к тому времени до границ Южного Китая (граница прошла по реке Янцзы), стало вассалом северного государства чжурчжэней Цзинь и до середины XIIIвека платило ему дань.

Можно ли в таких исторических обстоятельствах говорить о "расцвете Китая" при национальном правлении ханьцев, как это делают современные китайские историки?

Таким образом, очередные "варвары", на этого раз чжурчжэни (южные маньчжуры), объединили Китай. Правда, не до конца. Поскольку формально на севере Китая существовала Империя Цзинь "варваров"-чжурчжэней, а на юге страны продолжало существовать китайское (ханьское) Государство Сун. Которое, хоть и признавало себя вассалом Цзинь, но, тем не менее, управлялось китайцами самостоятельно.

"От восхода до заката"

Окончательно объединили Китай монголы, но уже в рамках своей Великой Монгольской Империи (Их Монгол Улс). Произошло это после того, как в 1210 году Чингис-хан взял Пекин, столицу Государства Цзинь. Затем монголы, последовательно присоединив к себе Хорезм и тангутское государство Си Ся, в 1234 году окончательного разгромили чжурчжэньское государство и упразднили правление императора династии Цзинь на севере Китая (монголы называли его Алтан-ханом, "золотым правителем"). И, наконец, в 1280 году монголы завоевали южно-китайское государство ханьцев Сун.

на фото: Хубилай-хан, основатель монгольской династии Юань, внук Чингис-хана

Таким образом, Китай вновь объединился, на этот раз под властью монголов, потомков киданей. Цикл распада страны, ставшего следствием национального правления ханьцев, завершился, и начался новый цикл объединения Китая под управлением очередных "варваров".

В истории Китая этот новый объединительный цикл известен как эпоха династии Юань (1234-1368 годы). При монголах столица их империи Ханбалык (Пекин) принимала послов со всего мира и вассалов со всех концов Монгольской империи, простиравшейся "от восхода до заката", как написано в одном из ритуальных шаманских (тэнгрианских) призываний в честь Чингис-хана, основателя государства.

Монгольское правление в Китае продлилось 130 лет. В 1368 году династия Юань в Китае была упразднена. На смену ей пришла китайская (ханьская) династия. Монголы были изгнаны из Китая и занялись обустройством собственно Монголии и своими внутренними междоусобицами.

Национальная катастрофа династии Мин

А к власти в Китае тогда пришел руководитель антимонгольского восстания в Китае Чжу Юаньчжан (дед по матери у него был шаман), сын крестьянина и главарь шайки разбойников. Он и стал основателем очередной национальной китайской династии Мин.

Правление Мин (1368-1644 годы) продолжалось почти 300 лет. После себя монголы оставили в наследство ханьцам единую страну, объединившую север и юг, а также территории маньчжуров. В Минский период, когда Китай снова стал независимым государством, активно переписывалась история, переиздавались книги, многие литературные произведения, строились новые города.

Однако "периодом расцвета" это время тоже назвать трудно. Центральная власть китайцев (ханьцев) все это время пыталась боролась с восстаниями на местах. Как на "варварских" окраинах, так и на юге страны. Выступления местных аборигенов на юге и севере жестоко подавлялись. В то же время ханьские колонисты на юге выделись в отдельную этническую группу туньбао. Они практически забыли о своей принадлежности к ханьскому этносу и выступали против власти вместе с другими народностями - мяо, яо и дун.

В XVI-XVII веках, во время начала проникновения в Китай европейцев, правители династии Мин теряют территории на юге страны в пользу португальцев (Аомынь, или Макао) и голландцев (остров Тайвань). В начале XVIIвека серия прокатившихся по всей стране восстаний окончательно дестабилизировали ханьский режим, предопределили его гибель и замену на очередную "варварскую" династию.

Последняя империя

Власть маньчжурской династии Цин в Китае (1644-1912 годы) была установлена совсем не в результате "нашествия варваров", а фактически по просьбе самих правителей Мин, которые условиях "перманентной революции" во всех частях страны уже не справлялись с государственным управлением. Сами китайцы и пригласили маньчжурскую армию себе "на помощь" для подавления восстаний.

К тому времени маньчжуры уже создали на своей территории государство Маньчжоу под предводительством одного из племенных вождей Нурхаци. Этот правитель маньчжуров сначала отказался платить дань Минам, а затем и провозгласил свою собственную династию. Не удивительно, что она называлась так же, как и несколько ее маньчжурских (чжурчжэньских) предшественников - династией Цзинь!

на фото: маньчжурский полководец Нурхаци

Маньчжуры XVII века занялись тем же, чем занимались до этого их предки чжурчжэни, - грабили север Китая, уводили с собой сотни тысяч китайских рабов, требовали дани.

После того, как в 1644 году отряды восставших против центральной власти крестьян берут Пекин, правитель Китая зовет себе на помощь маньчжуров. Последние, следуя своему "интернациональному долгу", разбивают восставших против Минов крестьян, занимают столицу и объявляют своего маньчжурского малолетнего императора Айсиньгёро Фулиня императором всего Китая.

В результате почти 300 лет в Китае правит маньчжурская династия Цин, которая, собственно, и создала Китай в его современном виде. Присоединив к нему Тайвань и все ныне входящие в Китай "варварские" территории - Синьцзян, Тибет, Монголию и, естественно, Маньчжурию (Маньчжоу). Во время правления Цинов подданными империи считались не только маньчжуры и китайцы, но также и монголы, тибетцы и тюрки-мусульмане. А "варварами" выступали прежде всего европейцы и русские.

Новые "варвары"

После падения в 1912 году Цинской империи национальное правление китайцев опять обернулось китайской "смутой", которая длилась почти полвека. В 10-40-е годы разные части территории современного Китая находились под управлением несколько независимых государств – Китайской республики, монархии Юань Шикая, провозглашенной коммунистами в 1931 году Китайской Советской Республики, нескольких мелких квазигосударств "южных милитаристов", Государства Маньчжоу-го, Государства Тибет, Государства Мэнцзян (на территории центральной части Внутренней Монголии), Восточно-Туркестанской республики (Тюркской исламской республики Восточный Туркестан), а также Японии (в зоне оккупации).

Сегодня объединяющую роль "варваров" исполняют китайские коммунисты (КПК). После Синьхайской буржуазной революции 1911-1913 годов, последующих за ней гражданских войн и японской оккупации они восстановили с помощью СССР единство страны и снова захватили отпавшие было Южный Китай, Маньчжурию, Тибет, Восточный Туркестан, часть Монголии.

В настоящее время Тибет (Внешний и Внутренний), Маньчжурия и Восточный Туркестан вошли в состав образованной в 1949 году Китайской Народной Республики (КНР). Внутренняя Монголия также остается в составе Китая.

Однако часть захваченных еще маньчжурами "варварских" территорий (Государство Монголия, в китайской терминологии Внешняя Монголия, а также Урянхайский край, или Тыва) находятся вне Китая. Кроме того, остров Тайвань при помощи США остается под юрисдикцией Китайской Республики, наследнице Гоминьдана.

Когда же закончится очередной объединительный цикл китайской истории? И каким предстанет Китай после ухода с политической арены новых "варваров" - Коммунистической партии Китая (КПК)?

"Два строя - одна страна"

Очевидно, что в XX-XXI веке с бурным развитием средств коммуникации и передачи идей и технологий циклы истории Китая будут сменять друг друга быстрее, чем в предыдущие эпохи. И хотя современный Китай (КНР) под властью коммунистов претендует, как минимум, на гегемонию в Азии, невооруженным взглядом видна внутренняя слабость Китая с имманентно присущей ему сильнейшей потенцией к разделению, междоусобице.

"Варвары"-коммунисты, хотя и позиционируют себя как "национальную династию" и говорят о традициях и конфуцианской этике, на самом же деле являются глубоко чуждым для Китая явлением. Направленные не во внутрь, а вовне Китая западные по сути идеи Маркса, Ленина, Троцкого и Мао с их классовой борьбой и мировой революцией противоречат самой сути китайской цивилизации, основанной на конфуцианских представлениях о власти, собственности и моральных ценностях.

Огромный и неповоротливый Китай с его традиционно мягким, рыхлым типом государственного устройства, медленной реакцией на внешние вызовы, склонностью к интригам и ожесточенной борьбе интересов внутри самого себя всегда обращал мало внимания на то, что творится у "варваров", вне Китая.

И не будем забывать, что сегодня КПК, несмотря на внешне успешно проводимую "модернизацию" страны, на глазах превращается в такое традиционное явление китайской истории как очередная "дряхлеющая династия". Такими же были в свое время маньчжурская династия Цин, китайская Мин, монгольская Юань и другие.

А "модернизация" на самом деле привела к фактическому разделению Китая на коммунистический Север и капиталистический Юг. В состав последнего входят не только вернувшиеся недавно в "лоно Матери-Родины - Китайской Народной Республики" Гонконг (специальный административный район Сянган) и Макао (специальный административный район Аомынь), но и бурно развивающиеся экономические районы КНР в южных провинциях, привязанные к портам в Гуанчжоу и Шанхае.

Эта капиталистическая витрина КНР, исповедующей доктрину "два строя - одна страна", уже сегодня практически закрыта для рвущихся попасть туда северян. В то же время нынешняя "дряхлеющая династия" (КПК) в глазах самих китайцев выглядит основным препятствием для приобщения к благам "варварской" западной цивилизации и повышения уровня жизни.

"Два строя - две страны"?

Чем же может закончиться победа (возможно, бескровная) в первой же из шести войн будущей Великой китайской Реконкисты?

на фото: карта территориальных претензий Китая

Как раз возвращение Тайваня и образование внутри Китая капиталистического "троянского коня" в виде Гонконга, Макао, Гуаньдуна, Шанхая и Тайваня может стать детонатором для внутреннего взрыва и последующего раздела Китая по принципу: "два строя - две страны"!

За этим неизбежно последует отпадение "варварских" окраин:

- на территории Восточного Туркестана (Синьцзян-Уйгурского автономного района) может образоваться многонациональное исламское государство тюркских народов (уйгуров, казахов, киргизов, алтайцев),

- на территории Тибета (Тибетского автономного района и части соседних провинций - Цинхай, Сычуань, Юньнань) должно быть восстановлено независимое теократическое Государство Тибет во главе Далай-ламой,

- Автономный район Внутренняя Монголия (АРВМ), где проживает две трети всех монголов, может воссоединиться с Внешней Монголией (Государством Монголия).

на фото: административная карта КНР

Кроме того, есть вероятность возрождения государственного самосознания и у других "малых народностей" Китая в Нинся-Хуэйском и Гуанси-Чжуанском автономных районах КНР. А также среди 10-миллионного народа маньчжуров, у которого в современном Китае пока нет своей административно-территориальной единицы.

Кстати, такой традиционный для цикличной истории Китая процесс как разделение его на "Южные и Северные династии" (Нань-бэй чао) и официальное оформление системы "два строя - две страны" в нынешних условиях должен вызвать бурный рост экономики Южного Китая и превращение его с американской помощью в нового, сверхмощного "азиатского дракона", который вполне может стать второй экономикой мира. Вытеснив с этой позиции других претендентов - Японию и Европейский Союз.

Россия же с Монголией на какое-то время смогут забыть о территориальной угрозе со стороны потерявших в Китае власть "варваров". До следующего объединительного цикла?

Кол-во просмотров: 1274

Поделиться новостью:


Поделиться: