Увеличительное стекло фотоискусства

Наш новый старый музей – новообретенный недавно Национальный музей Бурятии, собранный, как известно, из исторического и художественного, – заявил о себе в первые сакральные дни Белого месяца. Что и говорить, время выбрано со вкусом. Со вкусом к смыслам и знакам тайным и явным.
Общество |

Наш новый старый музей – новообретенный недавно Национальный музей Бурятии, собранный, как известно, из исторического и художественного, – заявил о себе в первые сакральные дни Белого месяца. Что и говорить, время выбрано со вкусом. Со вкусом к смыслам и знакам тайным и явным.

Вкус – знак выставки «Увеличение портретов. Фотоискусство Бурятии XIX – начала XX века» – и это, прошу прощения за каламбур, хороший знак! Вкус – «птица», редко посещающая наши культурные мероприятия, и, когда такое случается, это уже событие. И такое начало работы Национального музея обнадеживает.

Впечатляет отсутствие хаотичности и случайности в оформлении проекта. Но еще больше впечатляет присутствие в оном эстетической осмысленности! На баннерах, размещенных на улицах Улан-Удэ, использованы старинные фотографии – они магнетически привлекают к себе внимание. В подборе фотографий для афиши, в балансе между изображением и текстом, в выборе шрифта, в старинном написании слов, в выборе цветов есть и элегантная простота, и интеллигентская сдержанность, и необходимая эмоциональность. В этом же ряду и приглашения на открытие выставки. Елеем для душ и глаз посетителей выставки будут и багеты, которые оформляют фотографии, – простые, темно-коричневые, без позолоченных завитушек, розанчиков и иных финтифлюшек. Наконец, выставку сопровождает фоновый показ немого кино – фильмов с участием Веры Холодной, приближая к нам исторический, бытовой и культурный контекст, в котором жили герои выставки, наши земляки, запечатленные в фотопортретах.

У нас редко какая выставка, спектакль, концерт или даже фестиваль замысливаются не как набор неких действий и мероприятий, а предмет эстетики, как продукт, смысл которого продуман «от» и «до». Выставка «Увеличение портретов» в этом смысле сложилась, и тут не обошлось без министерского следа. Идея показать экспонаты из фонда исторической фотографии Музея им. Хангалова принадлежит министру культуры Тимуру Цыбикову. Кроме фондов музея, для выставки были использованы фотографии из личных коллекций Анатолия Сахирова и Михаила Харитонова. Увеличивал старинные фотографии до выставочных масштабов Вячеслав Урбазаев.

Но главной героиней проекта стала журналист и фотограф Наталья Уланова, которой министр культуры предложил поработать над выставкой в качестве куратора. Судя по отдельным репликам, услышанным и в момент торжественного открытия выставки, и в моменты ее просмотра, и во время кулуарного общения, стало понятно, что не всем музейным сотрудникам пришлась по вкусу не только креативность куратора, но и сама по себе ее кандидатура. Не все оказались готовы или способны увидеть в старинных фотографиях не только исторические свидетельства, но и приметы искусства. Сопротивление профессионалов объяснимо, но все же малопонятно. Все самое интересное в современном искусстве происходит сейчас именно на музейном, выставочном пространстве, в том числе и на площадках исторических музеев. Мы в этом смысле – в позапрошлом веке. Поэтому в мировом культурном пространстве музеи одни из самых посещаемых учреждений, а в нашем – нет. Современному человеку за заурядностью ходить не надо – ткнул в кнопку телевизора, и вот она – пожалуйста, без лишних телодвижений.

И совершенно очевидно, что именно стараниями Улановой выставка «Увеличение портретов» состоялась как современный арт-проект, который радует цельностью – идейной свежестью, эстетической организованностью, внятностью мысли, законченностью высказывания, тщательностью в деталях и хорошим вкусом.

В то же время насколько выставка выявила творческий потенциал организаторов, настолько и проявила зависимость любого дельного проекта от местной технической отсталости. В данном случае от технической отсталости помещения музея истории. Не знаю, кто был автором проекта здания Музея истории им. Хангалова, кто был автором его технического оснащения или переоснащения, но боюсь, что в соревновании самых бездарных выставочных помещений наш музей будет в числе чемпионов. Создавать такие залы, с таким безобразным, безнадежным по мощности и мобильности освещением – профессиональный позор. Абсолютное незнание специфики музея, пренебрежение интересами посетителей, черное непочтение к труду музейщиков. Приходить в музей, где плохо, неправильно освещены экспонаты, – не хочется! Немало переживаний доставило Наталье Улановой и звуковое оснащение музея, такое же скудное, как и световое. В результате задуманное ею музыкальное сопровождение выставки оказалось невозможным. По мнению куратора, отсутствие игры тапера, сопровождающего кадры немого кино, лишает выставку необходимой атмосферы, настроения.

Мне все же думается, что всего лишь недостает некоторой ностальгической ауры, которую могла бы привнести музыка. Атмосферу в избытке создают сами экспонаты – удивительные, неповторимые старые фотографии. Немые и такие красноречивые. Их надо обязательно видеть. Этот ретроспективный проект на самом деле чрезвычайно актуален. Вглядываясь в лица давно ушедших людей, в приметы и предметы их жизни, оценивая то, как и какими их увидели фотографы, вдруг оказывается, что непросто смотришь, а соотносишь себя с ними, что словно через лупу вглядываешься в себя, в свое сегодня. И, знаете, это полезно. Отрезвляет и многое объясняет.

Кол-во просмотров: 932

Поделиться новостью:


Поделиться: