Цитры и цимбалы

С 13 по 18 сентября в Улан-Удэ VI международный фестиваль традиционной музыки «Звуки Евразии» прошел по теме «Цитры и цимбалы: традиции и современность».
Общество |

С 13 по 18 сентября в Улан-Удэ VI международный фестиваль традиционной музыки «Звуки Евразии» прошел по теме «Цитры и цимбалы: традиции и современность». Кроме конференции, мастер-классов и концертов, в рамках фестиваля состоялось подписание соглашения по проведению в Улан-Удэ в сентябре 2012 года VI Всемирного конгресса IOV – Международной организации по народному творчеству.

Цитры и цимбалы континента широко представлены в музыкальной культуре Евразии. Ученый Михаил Имханицкий объединил их единым определением – «многострунные, безгрифные инструменты».

- Эти музыкальные инструменты во многих культурах имеют богатую историю своего развития. Знакомясь с ней, мы можем наблюдать за процессом постоянного и обогащающего обмена музыкальными инструментами у разных народов, – сообщил «Новой Бурятии» профессор ВСГАКИ, основатель фестиваля «Звуки Евразии» Виктор Китов. – Попав в Европу из Южной Азии, этот инструмент распространился во многих культурах и затем вновь вернулся в Восточную Азию.

Многострунные инструменты существуют в каждой национальной культуре: русские гусли, белорусские и венгерские цимбалы, украинская бандура, австрийская цитра, финские и карельские кантеле, латышский кокле, эстонский каннель, литовский канклес, армянский канон, японский кото, китайский гуджэн и многие другие. Заслуженная артистка России, профессор, худрук ансамбля народной музыки «Купина» Любовь Жук считает, что эти инструменты можно назвать «инструментами мира, универсальным средством межкультурного общения».

- Несомненно, у каждого народа есть свои фольклорные традиции, но на всех этих инструментах много сходных приемов игры, – сообщила «Новой Бурятии» Любовь Жук. – Поскольку все инструменты имеют древнейшую историю, это говорит о том, что все люди едины. Но при этом существует огромное многообразие национальных культур, и наша задача – сохранять их и развивать.

Нет ничего удивительного, что народные инструменты в каждой культуре преследуют одну и ту же цель. К примеру, китайский инструмент гуцинь по своей форме напоминает человеческое тело и издает «звуки земли» и «звуки неба», играя мелодии самой природы.

- Гуцинь был ранее известен как цинь. Его история насчитывает 3 тыс. лет, – сообщил исследователь Шэньянской музыкальной консерватории Цзю Шэн Ян, директор Научно-исследовательской базы музыки и танца Северо-Восточной Азии. – За это время инструмент распространился среди людей, аккумулировал в себе не только богатства, превосходные технологии производства и техники игры, но и богатое культурное наследие.

В рамках научной конференции слушатели смогли познакомиться со всеми инструментами и исполнителями, участвующими в фестивале, узнать их богатую историю и основы техники игры. Профессор по классу цитры частного университета им. Антона Брукнера (Австрия) Вилфрид Шарф, солист на цитре рассказал об особенностях цитры.

- Слово «цитра» произошло от названия древнегреческой лиры «кифара», – сообщил Вилфрид Шарф. – Этот инструмент, как и большинство современных инструментов, берет свои истоки с первых дней человеческой цивилизации. По сей день этот инструмент играет исключительную роль в Вене, так как он связан с мелодией традиционной «Венской песни», которая первоначально сопровождалась арфой.

Культовым инструментом в Эстонии является каннеле, который традиционно использовался в древности для повествования, медитации, исцеления, защиты от злых духов. Затем он стал использоваться для исполнения народных танцев и спектаклей, символизирующих национальный дух, сегодня на нем исполняют даже джазовую музыку.

Что касается бурятской ятаги, то она продолжает развиваться. Это стало возможным благодаря поддержке, оказанной Минкультуры РБ программе профессора Виктора Китова «Развитие исполнительства на бурятских народных инструментах (2006–2010 годы)» в тесном содружестве педагогов и исполнителей с бурятскими композиторами.

Значительное влияние на формирование бурятской школы игры на ятаге оказали традиции музыкантов Китая и Кореи. Однако за 30 лет бурятские ятагисты не только творчески овладели приемами игры на дальневосточных длинных цитрах, но и внесли немало нового в исполнительскую практику, методику обучения и композиции.

- Расширился и усложнился оригинальный репертуар. Впервые для бурятской ятаги были созданы сочинения композиторами Ларисой Санжиевой, Дарьей Коркиной и другими, – сообщила в своем докладе преподаватель по классу ятаги колледжа искусств им. П.И. Чайковского Эльвира Доржиева. – Эти произведения не только существенно расширили концертный репертуар исполнителей, но и раскрыли перспективные грани ятаги как профессионально-академического инструмента.

По словам профессора Китова, для ятаги и йочина нет народных музыкальных произведений, есть только авторские сочинения. Исполненный на концерте «Тройной концерт для ятаги, гучжэна и каягыма с симфоническим оркестром» Дарьи Коркиной имел огромный зрительский успех. Участники фестиваля отметили «высочайший уровень игры бурятских музыкантов, прекрасную работу педагогов и обращение к традициям».

Успешное проведение фестиваля «Звуки Евразии» дало республике возможность принимать VI Всемирный конгресс IOV – Международной организации по народному творчеству в 2012 году. Это позволит продемонстрировать достижения традиционной культуры народов Бурятии в общемировом культурном пространстве.

Кол-во просмотров: 1033

Поделиться новостью:


Поделиться: