Театр «Байкал» не может полностью раскрыть свой потенциал

С 2005 года Дандар Бадлуев – директор и художественный руководитель Бурятского государственного национального театра песни и танца «Байкал».
Общество |

С 2005 года Дандар Бадлуев – директор и художественный руководитель Бурятского государственного национального театра песни и танца «Байкал».

Дандар Жапович – заслуженный деятель искусств Российской Федерации, заслуженный работник культуры республики Бурятии, лауреат государственной премии Республики Бурятии и других наград. Несмотря на регалии и достижения, Дандар Бадлуев неустанно совершенствуется сам, вдохновляя на новые достижения и свой коллектив.

«Новой Бурятии» Дандар Жапович рассказал о насущных проблемах театра.

– Каковы итоги сезона?

– Гала-концертами 25 и 27 июня мы закрыли 68-й сезон театра «Байкал». 8 июля еще раз покажем лучшие номера из различных программ в зале «Рассвет». Это был очень насыщенный сезон. Мы продолжили развитие нашего большого проекта «Блеск Азии». Здесь мы должны показывать не только традиционные танцы и пение, а раскрыть все богатство танцевальной культуры других азиатских стран и определить наше место – восточной республики – в культурном пространстве этого огромного и красочного континента. Мы продолжаем показывать, насколько богата и прекрасна культура Азии. Кстати, мы специально приглашали артистов из Таиланда по согласованию с МИД этой страны и были удостоены благодарности посла Таиланда в Москве за укрепление и развитие отношений между Бурятией и Таиландом. В ноябре-декабре по приглашению Franceconcert театр выезжал на гастроли во Францию. Концерты прошли в 24 крупных городах Франции с большим успехом, были приглашены в новогоднюю программу знаменитого актера и шоу-мена Жака Мартана «САМОЕ БОЛЬШОЕ КАБАРЕ МИРА», где присутствовали звезды Франции и участвовали известные циркачи мира. Театр участвовал в съемках юбилея Надежды Бабкиной в Москве. Зрители республики смогли увидеть большие сольные программы Болота и Сэсэг Сандиповых, Даримы Дугдановой, Цыпилмы Аюшеевой и Ирины Баторовой.

– Какие планы у вашего коллектива в следующем сезоне?

– В этом году мы уже начали подготовку к празднованию 70-летия оркестра народных инструментов имени Чингиса Павлова, которое планируем провести в ноябре. Кроме того, у нас всегда много различных идей. Хотелось бы создать качественную программу в самых современных ритмах, не попсу, а качественное шоу. Если мы изыщем финансирование, то создадим профессиональную эвенкийскую программу. Мы живем с эвенками по соседству, и это огромный культурный пласт со своей ритмикой, пластикой и традициями. В проект «Блеск Азии» мы обязательно внесем новые танцы, например, из Кореи, Индии, Непала. Вообще предполагается целый цикл таких концертных программ.

– А есть ли проблемы у театра «Байкал», которые мешают дальнейшему развитию?

– Основная проблема – это, конечно, отсутствие своего здания. Да, есть у нас небольшая база – мы перевозим оттуда на другие площадки все необходимое, а потом обратно. Это неуютно и некомфортно. Получается, что мы разбросаны по всему городу, и это не способствует творческой сплоченности, настрою и развитию театра. Наш значительный потенциал не используется в полной мере из-за отсутствия крыши над головой. Для выступлений в Улан-Удэ мы используем площадки других театров. Естественно, получаем право выступать «по остаточному принципу» и при этом выплачиваем аренду. Когда мы готовимся к выступлению на самой площадке, работаем сутками – ведь надо завезти реквизит, отрегулировать свет и звук, смонтировать декорации, задействовать всю машинерию сцены, провести репетиции. Однако двух суток обычно недостаточно, чтобы подготовить полноценное шоу. То, что у нас нет постоянного места для выступлений, накладывает определенный негативный отпечаток, хотя при этом мы являемся одним из самых востребованных коллективов. У ансамбля есть широкая известность, популярность, своя аудитория, своя публика и любовь поклонников. Можно сказать, что это самый востребованный коллектив в республике и при этом к нам такое второстепенное отношение. Хотя, конечно, у нас есть поддержка Народного Хурала, правительства, но эту нашу проблему нужно решать кардинально.

На мой взгляд, необходимо изменить подход к театру «Байкал», который является визитной карточкой республики. Ведь мы стремимся войти в мировой туризм, и, действительно, у Бурятии есть значительный потенциал для приема туристов. Турпоток со временем будет расти. А когда туристы приезжают в какую-то страну, они знакомятся с архитектурой и культурной жизнью. Просто необходимо, чтобы в Улан-Удэ было место, где турист, гость нашего города, житель района республики, мог бы прийти на концерт нашего коллектива, представляющего все разнообразие национальной культуры. И здесь, конечно, у нас самые обширные возможности для подготовки востребованных и зрелищных проектов для туристов и жителей республики.

И если бы мы имели свое здание, то могли бы работать круглый год. У нас значительные возможности для развития, мы можем создавать больше разнообразных и интересных проектов.

– А создание автономных учреждений в области культуры может открыть более широкие горизонты для известных творческих коллективов?

– Нас пугает перспектива перевода в автономное учреждение. Дело в том, что, к примеру, оперный и драматический театры имеют свои площадки и могут на них зарабатывать. У нас нет такой площадки, а постоянно концертировать и гастролировать мы не можем, мы зависим от других театров, которые не всегда пускают нас, когда мы хотим, а мы хотим выступать более планомерно и чаще.

В театре 200 человек, у нас значительные расходы в творческой части. То, что артисты театра получают зарплату, как артисты государственного театра, поддерживает нас. И пока неизвестно, как будет для нас формироваться государственный заказ, как будет вестись финансирование.

– О чем вы сожалеете, как руководитель известного театра?

– К нашему сожалению, мы в значительной мере потеряли зрителей в наших районах. Раньше, когда было достаточное финансирование, мы выезжали с концертами, и сельские жители с большим удовольствием принимали нас. Сейчас таких дотаций нет, а если мы заложим в стоимость билетов расходы на бензин, проживание и другие необходимые расходы, то на селе не смогут купить такие дорогие билеты. А мы бы хотели нести культуру в село, ведь она дает жителям районов толчок к развитию творчества.

Кол-во просмотров: 1275

Поделиться новостью:


Поделиться: