Тайна древних каменных руин Улан-Удэ

Святилище Бронзового века или уйгурская крепость?
Общество |
Фото Тайна древних каменных руин Улан-Удэ

На склоне одного из холмов на окраине Улан-Удэ автор статьи обследовал остатки каменных сооружений – фрагменты кладки из полуобработанных камней и отдельные отёсаные блоки, лежащие на склоне холма. Автор рассматривает две версии их появления: древнейшую (время постройки уходит в прошлое, вплоть до Бронзового века) и средневековую согдийскую (крепость Уйгурского каганата, построенная выходцами из Согдианы).

Поскольку ископаемые здания в крепостях уйгурского периода в Южной Сибири и Монголии мало исследованы археологами, автор статьи предлагает рассматривать особенности каменных находок по аналогии с сооружениями и крепостями согдийского периода в Средней Азии.

Незаметные руины

На южном склоне горы у поселка Забайкальский на окраине Улан-Удэ можно заметить остатки скальных пород. Если подойти ближе, то часть скальных образований напоминает уложенные друг на друга камни, похожие на фрагменты кладки из полуобработанных камней. Ветер, осадки, перепады температуры за века сделали свое дело: поверхность большинства камней стала еще более неровной. На крутом склоне холма после оползней, возможно, остались лишь крайне небольшие участки стен и башен. Тем не менее на склоне среди прочих валунов есть отдельно покоящиеся камни длиной до метра чёткой прямоугольной формы – фактически это отёсаные каменные блоки.

Остальные камни, имеющие признаки искусственной обработки, в той или иной мере сохраняют природные неровности. Обработка применена к ним с разной степенью интенсивности, так как подобные каменные сооружения обычно возводились из полуобработанных камней. Часть найденных камней имеет углубление с внутренней стороны – паз, с помощью которого камень крепился в кладке.

В ходе первичного осмотра появилось предположение, что постройкам, возможно, более 2 тыс.  лет. На такие мысли наводит плохая сохранность каменной кладки и то, что отдельно лежащие отесанные блоки редки: каждый такой артефакт лежит в стороне (за десятки метров) от других подобных крупных камней с пропорциями, похожими на искусственную обработку.

Тем не менее в пользу более недавнего – уйгурского времени возникновения этих построек  говорит характер обработки камня. Валуны довольно внушительных размеров гораздо удобнее обрабатывать металлическими орудиями, чем бронзовыми орудиями Бронзового века…

Также эта гора примечательна тем, что восточнее от кладки камней на том же склоне имеется необычное скальное образование: из каменной груды возвышаются вверх под углом два продолговатых камня крупных размеров несколько метров длиной; причем частично они имеют пропорции, напоминающие прямоугольные.

Еще раз о Меркитской крепости

Недалеко от этой горы, дальше к юго-востоку от Улан-Удэ, находятся похожие искусственные каменные сооружения. Смешанный могильник Хайласын (с похожим торчащим вверх продолговатым камнем) и так называемая Меркитская крепость на горе Ореховая (Шара Тэбсэг).

По поводу самого названия Меркитская крепость необходимо отметить, что крепость гораздо древнее, чем известное из истории укрепление монгольского племени меркитов, уничтоженное Чингисханом из мести за свою похищенную жену. Нашел развалины этой крепости в 1988 году и отнес их к меркитам известный в Бурятии краевед Алексей Тиваненко. Как и описанные каменные сооружения горы поселка Забайкальский, Меркитская крепость расположена на скальных уступах. Другая ее часть находится на уплощенной вершине горы.

Еще в 1920-е годы сооружения Меркитской крепости – длинные «стены» с южной, западной и северной сторон   описаны краеведами Научного общества им. Доржи Банзарова (действовавшего с 1924 1930 гг. в Бурят-Монгольской АССР). Тогда В.В. Попов и Б. Тогмитов совершили восхождение к горе Шара-Тэбсэг и видели каменную стену длиной 800 метров, опоясывающую подножье  скалистой горы.

Как и каменные артефакты пос. Забайкальского, «стены» располагаются на разных высотах, проходя по самому краю обрывов. Специалисты-историки склоняются к версии, что эти каменные постройки относятся к эпохе бронзы (более 3 тыс. лет назад).

По методам постройки Меркитская крепость относится к типу древнейших в Байкальском регионе фортификационных сооружений, которые несколько тысяч лет назад строили племена, сходные по культуре с предками корейцев.

При этом подобные сооружения ученые относят к ритуальным сооружениям. То есть при возможных раскопках там можно не найти культурного слоя – аналогично многим ритуальным каменным сооружения Ольхона и Прибайкалья, к которым люди приходили совершать шаманские обряды.

Особенности каменных сооружений хребта Цаган-Дабан

Итак, на южном склоне горы у поселка Забайкальский находятся как отдельные полуобработанные камни и отёсаные блоки (примерно один метр длиной), так и разрозненные остатки каменной кладки небольших размеров.

О преобладании южного склона у подобных каменных рукотворных объектов, пишет также источник на сайте АУ РБ «НПЦ охраны памятников»: «Археологические объекты располагаются компактно – группами с южной стороны, у основания и на склонах гор». При этом этот же источник относит многие из каменных объектов комплекса Хайласан к эпохе Бронзового века: «Большую часть занимают погребальные комплексы Бронзового века».

Следует напомнить, что возраст каменных сооружений невозможно установить с помощью радиоуглеродного метода – ведь при этом будет определяться возраст самого камня, а не время его обработки. К тому же если культурный слой в земле отсутствует, датировка также затруднена. Так что вопрос датировки этих крепостей остается открытым.

Так, когда же были построены каменные сооружения в черте Улан-Удэ? Городища в Южной Сибири распространяются еще в эпоху раннего железа (около 3 тыс. лет назад). В хунно-сарматское время (то есть около 2 тыс. лет назад), как пишет Юрий Худяков, сформировались основные виды крепостей и замков правителей.

Но что если это еще более близкое нам время – уйгурско-согдийский период в истории Забайкалья, VIII – IХ века нашей эры?

Согдийский вариант

Рассмотрим более близкую к нам по времени версию возникновения каменных сооружений, протянувшихся от окраин Улан-Удэ на юг вдоль реки Селенга до Тарбагатайского и Мухоршибирского районов.

Земли Забайкалья входили в состав Уйгурского каганата в VIII—IX веках – пока его не захватили енисейские кыргызы, которые уничтожили крепости уйгуров. Столица каганата, называвшаяся Орду-Балык, или Хара-Балгасун, находилась в Монголии на берегу реки Орхон. Развалины этого довольно обширного города находятся в 17 километрах от развалин возникшего позднее города Каракорум. 

Другой город уйгуров – Байбалык находился в верхнем течении Селенги на территории Монголии. Вполне возможно, что ряд укреплённых пунктов мог существовать и ниже по течению Селенги, в окрестностях Улан-Удэ. Уйгуры могли строить и культовые сооружения (у них были две основные религии: манихейство и несторианство). Для возведения культовых сооружений в окрестностях Улан-Удэ имеются подходящие природные условия: горы и холмы, извилистые долины, изрезанные реками и ручьями. Ведь в качестве сакральных мест народы Сибири обычно выбирали природные места, поражающие своей красотой. Что мы и видим – у подножия южной стороны холма у поселка Забайкальский проходит ручей Байдонов и находится узкая Байдонова падь, густо заросшая деревьями и кустарником, а к северу вновь поднимаются величественные синие холмы и горы – отроги хребта Улан-Бургасы, опоясывающего Улан-Удэ с севера. Сама же гора у пос. Забайкальский является частью хребта Цаган-Дабан, на других горах которого южнее и находятся каменные сооружения Хайласан и Шара-Тэбсэг (Меркитская крепость).

Крепости и города для уйгуров строили согдийцы – выходцы из Средней Азии (Согдианы). Их торговые фактории находились в Южной Сибири, в Монголии. Уйгурский каганат в IX веке был завоеван енисейскими кыргызами, которые уничтожили крепости уйгуров. В то же время было покинуто и согдийское городище у впадения реки Унга в Ангару. Тем не менее согдийцы продолжали строить свои фактории на землях Прибайкалья. Известно, что уже при чингизидах были построены крепости на реке Ангара в Иркутской области – во рвах у крепостных стен найдены останки согдийцев, которых, предположительно, приносили в жертву во время осады.

Уйгуры отличаются тем, что первыми из тюрков перешли к оседлому образу жизни, стали заниматься земледелием, строить города. Крепости согдийского периода в Таджикистане могут представлять интерес как образцы для ископаемых городищ Уйгурского каганата в Сибири и Монголии. Остатки подобных сооружений в Бурятии перспективно искать на вершинах гор, на склонах которых и найдены фрагменты каменных стен. Также представляют интерес особенностями своей каменной кладки развалины города-крепости Хар Бухын Балгас Киданьской империи IX X вв. на берегу реки Хар бухын. В частности, там «стены сложены из камня с чередованием слоев плоских и крупных камней». Каменные строения в горном Таджикистане могут быть соотнесены с условиями строительства средневековых согдийских городищ в горах Бурятии.

Эллинистическая Согдиана располагалась на части территории Узбекистана и Таджикистана, с юга к ней примыкала Греко-Бактрия, а потом и ее наследник – Кушанское царство, разбогатевшее на Великом Шелковом пути. Но найти руины эллинистических городов Бактрии не могли до 1960-х годов ХХ века. Может, и в Бурятии под землей еще ждут своего часа более зримые свидетельства пребывания согдийцев в Сибири.

В будущее с надеждой на познание прошлого

Как же руины выглядели, когда возвышались над окружающей местностью? Люди, случайно их замечавшие, обычно не придавали им значения. В случае с каменными артефактами горы у поселка Забайкальский это легко объяснимо небольшой сохранностью кладки, а также редкостью и незаметностью разрозненных каменных блоков.

Даже наличие вполне оформленных каменных стен, тянущихся на многие сотни метров как в случае с Меркитской крепостью, не гарантировало сколько-нибудь широкого интереса со стороны общественности. Как сообщал тот же Тиваненко, вскоре после опубликования в «Правде Бурятии» первой статьи о найденной им крепости к нему обратились несколько человек с сообщением, что и они встречали на хребте Цаган-Дабан древние дороги и стены, но не придавали им особого значения и что подобные странные сооружения встречаются и в других местах Бурятии.

Тиваненко, проанализировавший в той статье разнородный материал по поводу крепости, упоминает также краеведа Г. Л. Ленхобоева, который в своей рукописи 1952 года (частично опубликованной в трудах БКНИИ за 1956 год) привел известную легенду о похищении жены Тэмуджина ханом третьего меркитского племени Тохто-бэхэ, кочевавшим в Тугнуйской долине и имевшим в горах даже дворец (на мысе Элбэр), описание коего сходится с Меркитской крепостью и в том, что гору опоясывает стена длиной 800 метров. Кстати, в этой легенде Тохто-бэхэ спасся из осажденной монголами крепости, бежав вниз по Селенге. Также Ленхобоевым упоминается пещера естественного происхождения в центре Меркитской крепости и то, что она похожа на крепость у станции Ганзурино. Тиваненко встречал подобные стены на горе Янгажинской Тапхар.

Интересно, что Алексей Тиваненко, несмотря на им же подмеченную некоторую известность подобных сооружений, поставил вопрос о «наличии в Бурятии нового типа археологических объектов, фактически неизвестных науке».

Остаётся надеяться на более плодотворное изучение каменных построек. Вкупе с признаниями ряда ученых в почти полной неизученности уйгурских (согдийских) построек в Сибири и проблемы гуннского городища и вообще полного игнорирования в советских учебниках истории Бурятии и краеведения периода жизни земель Бурятии времен хунну, уйгуров и кыргызов,   уровень познания прошлого Байкальского региона, одних из его наиболее ярких страниц, крайне низкий.

Алексей Гергенов, фото автора

Кол-во просмотров: 2355

Поделиться новостью:


Поделиться: