Оптимизация деятельности налоговой службы и изменения нормативно-правовой базы стали одними из главных итогов уходящего года.
Налоговые сборы напрямую зависят от таких естественных процессов как миграция населения и миграция индивидуальных предпринимателей. Если отток физических лиц за последние два года сократился примерно в полтора раза, то с бизнесом всё сложнее. 101 предприниматель покинул республику в 2015 году, однако, в прошлом году проблема стояла жестче. Тогда эта цифра достигла 187 ИП. Скромнее количество прибывших. Только 51 ИП пришли из других регионов. Снятых с учёта предпринимателей оказалось на тысячу больше, чем впервые зарегистрированных. Судя по статистике от ФНС, тенденция с отрицательной миграцией примерно одинакова для всей Восточной Сибири.
Ещё один неприятный момент связан с резким падением валового национального продукта (ВНП) в полтора раза за два последних года. Это означает, что снизился уровень производства материальных товаров и услуг, соответственно упали доходы предприятий и населения. Тем не менее, благодаря усилению контролирующей работы налоговой службы за 2015 год в бюджет поступит дополнительно 773 млн руб. Из них 367 млн – это результат проведённых проверок. Для сравнения в 2014 году проверки принесли в казну только 250 млн.
В целом бюджет пополняется налогами на 21 млрд рублей, из которых 11 млрд – это налог на доход физических лиц. Сборы же за НДС отправляются в Москву, затем часть этих денег возвращается и равняется приблизительно 23 млрд рублей.
Последние годы власть идёт на серьёзные уступки для малого бизнеса, которые в настоящее время приводят к небольшим убыткам, но в перспективе должны работать на оздоровление экономики.
- За последнее время правительством республики были приняты решения в отношении различных систем налогообложения в качестве стимулирования бизнеса, в том числе по нулевым ставкам, по снижению процентных ставок для малого бизнеса. Выпадающие доходы по нашей оценке составили порядка 250 млн рублей в год, - сообщил Юрий Куриленко. Он также заявил, что активно ведётся профилактика опасного поведения в экономической сфере и работа по повышению сознательности налогоплательщиков. На эти цели затрачивается 50 млн рублей в год. По словам руководителя УФНС, «это не высокая цена».
Наряду с деятельностью по предупреждению нарушений повысить эффективность работы налоговых органов помогает новая электронная система сбора и проверки информации. Она позволяет проследить всю цепочку от добычи ресурсов до конечной реализации и обнаружить проблемные звенья, по которым и будет проведена проверка. Юрий Куриленко сравнил эту технологию с поисковой системой Google.
Другим рычагом в сфере борьбы с налоговыми преступлениями станет изменение законодательства. В частности с 2016 года ужесточится и станет прозрачнее порядок государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Этот шаг позволит отслеживать так называемые фирмы-однодневки и бороться с ухищрениями монополистов.
Снижение рассмотренных в судах налоговых дел с 81 в 2012 году до 33 в 2015 руководитель УФНС так же объяснил оптимизацией работы налоговиков: «Если раньше мы проигрывали чуть ли не половину споров, а то и больше с определенного момента стала задача не допускать до судов дела, которые стопроцентно не являются выигрышными». При этом было отмечено, что если три года назад налогоплательщики выигрывали половину споров, то сейчас лишь четвёртую часть.
Не редко разбирательства заканчиваются уголовными делами. На территории Бурятии за два последних года их было возбуждено 60. Из них уже 20 дошли до суда. И если сейчас под прицелом находится торговая сфера, то следующим шагом в УФНС пообещали разобраться с лесной промышленностью.
Основной причиной сложившейся на сегодня ситуации Юрий Куриленко назвал острую нехватку квалифицированных налоговых консультантов. В результате владельцы бизнеса часто допускают грубые ошибки при составлении своих хозяйственных схем. Решением, по словам главного налоговика Бурятии, может стать создание государственного института налоговых консультантов с необходимой для этого нормативно-законодательной базой.