В столице Бурятии обнаружили второй хрустальный бочонок знаменитого иконостаса в Кяхте

Культура |
эксклюзив
ЭКСКЛЮЗИВ
Фото: Галина Мостовщикова

Приятный и неожиданный сюрприз подарила нам встреча 3 декабря 2024 года, состоявшаяся в Музее истории Бурятии им. М.Н. Хангалова в г. Улан-Удэ.

В зале музея, где есть уголок истории Троицкосавска-Кяхты с портретом основателя города Саввы Лукича Владиславича-Рагузинского, собрались краеведы, музейные работники, любители истории и члены команды проекта по восстановлению хрустального иконостаса Воскресенского церкви г. Кяхты. Перед участниками встречи с одной стороны на постаменте в стеклянном кубе находился хрустальный бочонок, а с другой стороны располагался похожий хрустальный бочонок на лилии с золочёным ободком, нанизанный на стержень с покрытием из белого золота.

Дело в том, что несколько недель назад команда проекта «Хрустальное чудо Кяхты» узнала удивительную новость о находке второго «исторического» бочонка хрустального иконостаса. Это и был сюрприз, интрига встречи. Бочонок стоял в стеклянном футляре, переливаясь своими хрустальными гранями.

Такая новость, конечно, требовала организации презентации этого маленького чуда. Ведь с 1930 года, когда было уничтожено большое чудо хрустального иконостаса, и до 80-го года, когда появился первый склеенный бочонок в Кяхтинском краеведческом музее имени академика В. А. Обручева, ничего толком не было известно о судьбе иконостаса и его многочисленных хрустальных бочонках. Вдохновители и исполнители проекта «Хрустальное чудо Кяхты» совместно с музеем организовали эту душевную, интересную встречу.

Презентацию открыла Светлана Васильевна Дихтяр, одна из авторов проекта. Она напомнила, что Воскресенская церковь была построена в 1830-1838 годах и долго стояла без центрального иконостаса. Светлана Васильевна рассказала удивительную историю создания иконостаса, о которой ранее не было известно. Выяснилось, что в 1848 году кяхтинские купцы обратились с проектом иконостаса к именитому московскому фабриканту Н. Д. Полтавцеву, который и предложил украсить иконостас хрустальными колоннами. Купцы согласились, и именно Н. Д. Полтавцев в течение 4 лет создавал иконостас.

В 1852 году в Москве в газете «Московские ведомости» появилось необычное объявление Н. Д. Полтавцева об окончании строительства иконостаса с приглашением его осмотреть. В приглашении было написано: «Торгующее в Кяхте купечество по усердию своему соорудило храм во имя Воскресения Христова, и почтило меня доверием устроить для сего храма бронзовый через огонь вызолоченный иконостас, с серебряными Царскими вратами, серебряными же по местам украшениями и 26-ю хрустальными шлифованными колоннами, стоящий 200,000 руб. асс. Иконостас сей при помощи Божией работаю окончен и в нарочно устроенном мною для сего здания весь собран».

Иконостас в результате получился внушительным: 10 метров в высоту, 15 метров в ширину. Купец построил павильон для показа иконостаса и предложил москвичам полюбоваться им. Полтавцев устраивал вечерние сеансы с искусственным освещением иконостаса, при котором хрустальные колонны особенно сверкали и искрились. Иконостас был представлен московской публике полностью в собранном виде, только иконы в нем были не те, которые позже украсили иконостас в Кяхте. Сохранились отзывы горожан о посещении этого показа. Спустя какое-то время иконостас был разобран и отправлен в Кяхту. Эту страницу истории хрустального иконостаса еще предстоит исследовать.

В 1854 году иконостас освятили в Воскресенской церкви. Светлана Васильевна показала фотографии исторического иконостаса, сделанные известным фотографом Н. А. Чарушиным в начале ХХ в. В 1930 году по поручению властей иконостас разобрали, а хрустальные бочонки и серебряные врата было решено упаковать и отправить в Верхнеудинск. И только спустя 50 лет в 1980 году один из уцелевших бочонков появился в Кяхтинском краеведческом музее имени академика В. А. Обручева, его принёс Андрей Михайлович Хлебников. А еще спустя 40 лет в 2020 году прихожане Воскресенской церкви дерзнули восстановить иконостас.

Светлана Дихтяр представила присутствующую на встрече Анну Николаевну Петрову, активного человека, продвигающую идею воссоздания иконостаса в жизнь. Решение прихожан попробовать восстановить иконостас, отдавая дань предкам, поддержал отец Олег Матвеев, благословил глава Епархии. Нашёлся и мастер-позолотчик, реставратор и иконописец на это кропотливое дело, им оказался Олег Витальевич Шулепов.

Реставратор Олег Шулепов рассказал о первых шагах по реконструкции иконостаса и важной роли единственного на тот момент хрустального бочонка, хранившегося в Кяхтинском краеведческом музее имени академика В. А. Обручева. Сначала искали материалы, смотрели старые архивные фото под лупой. В музее сняли размеры хрустального бочонка, размеры оригинальных икон, написанных художником Карлом Рейхелем. Высота, ширина, количество и размер граней – это всё имело значение, чтобы понять точные размеры иконостаса. Исходя из этих параметров и фотографий Н. А. Чарушина, рассчитали весь иконостас по размерам, сделали проектно-сметную документацию - всё сошлось, сказал мастер.

Олег Витальевич продемонстрировал несколько элементов иконостаса, в том числе воссозданный по его чертежам на Гусь - Хрустальном заводе хрустальный бочонок. Внутри проходит стержень из металла с шариками, который золотят белым сусальным золотом (имитация серебра). Для основы иконостаса использовали благородное дерево бук, ободки для бочонков сделаны из меди с золочением. Реставратор показал на экране первую воссозданную тумбу в церкви, белоснежную, с хрустальными колоннами и отделкой золотом. Первую тумбу посвятили Бородинскому сражению, оно изображено на бронзовом медальоне тумбы. Следующий медальон, предположительно, будет посвящён Селенгинскому полку. Созданием медальонов иконостаса занимается известный в республике мастер-ювелир Юрий Эрдынеев, он тоже присутствовал на встрече в музее.

Почётным гостем мероприятия стал Александр Андреевич Хлебников, сын Андрея Михайловича Хлебникова (родился в селе Большая Кудара). Он поделился с присутствующими своими воспоминаниями об отце и хрустальном бочонке. А. М. Хлебников работал инженером-конструктором на авиационном заводе, у него было много изобретений, патентов. Андрей Михайлович увлекался историей, возил в г. Кяхту экскурсии. Есть даже его фото с экскурсантами на фоне Воскресенской церкви. Андрей Михайлович писал в газету, напечатал путеводитель по Кяхте. Был членом Союза писателей Бурятии, творческого объединения «Багульник». В семье не знают, как к нему попал хрустальный бочонок. Дома этот аккуратно склеенный бочонок стоял на книжном шкафу. Андрей Михайлович пытался разыскать следы иконостаса, сохранилась его публикация о бочонке в газете «Молодёжь Бурятии».

Куратор проекта Анна Николаевна Петрова вспомнила версию старой прихожанки храма о том, что при разборке иконостаса в 1930 году один бочонок треснул. Вполне возможно, что красноармеец вынес бочонок под шинелью, таким образом он в дальнейшем попал к Хлебникову. Анна Николаевна рассказала историю начала проекта и о том, как обстоят дела сейчас. О проекте по воссозданию иконостаса знают в разных регионах страны, часто средства поступают из других городов. Есть много именных бочонков, за которые благотворители получают сертификат. Один из благотворителей, который встретился А. Н. Петровой в монастыре святого Варлаама Чикойского в Забайкальском крае, так проникся идеей этого проекта, что делает еженедельные пожертвования по 5 тысяч, целевые взносы за воинов России вносит жительница, фермер из с. Киран Мария также каждую неделю.

Важным моментом встречи в музее стало представление второго исторического хрустального бочонка. Директор Музея истории Бурятии Татьяна Бороноева рассказала, что он хранится в отделе религиозных предметов музея. Откуда мог взяться в музее бочонок? Логично предположить, что в 1934 году его передали, когда создавался антирелигиозный музей, куда попали предметы из разрушающихся храмов. Благодаря музейным работникам большинство этих предметов удалось сохранить. Около 10 лет назад бочонок выставляли в экспозиции, тогда он не привлек особого внимания. Бочонок теперь будет находиться в экспозиции Кяхтинского уголка.

Присутствующие участники презентации с интересом рассматривали работы мастеров хрустального дела XIX века и современников, работающих над реконструкцией утраченных частей иконостаса, сравнивали между собой. Событие вызвало живой интерес и обсуждения среди представителей культуры, краеведов, СМИ, самих кяхтинцев, специально приехавших на презентацию. Естественно, у многих возник вопрос, почему раньше не было информации о бочонке? Как так получилось, что про него узнали только совсем недавно?

Хорошие предложения по поиску информации в архивах сделала президент Ассоциации краеведов Байкальского региона Татьяна Александровна Бояркина. Она сказала, что теперь очередь за медальонами, которые отражали сюжеты военной славы России в войне 1812 года. По ним у реставраторов нет информации, ещё предстоит искать в архивах. Это необходимо для реконструкции иконостаса. На её взгляд, всё проходило через Синод, надо написать в исторический архив, описать ситуацию. В Иркутске в архиве покопать, в библиотеку обратиться. Через медальоны покажем историю России и, как она отразилась в Сибири, в Кяхте, сказала Татьяна Александровна.

После окончания выступлений участники еще долго общались, изучали представленные экспонаты, делились впечатлениями, выдвигали предположения о судьбе исторического иконостаса. От встречи осталось чувство, что это ещё не вся история, и она будет и дальше открываться. Может где-то ещё в запасниках каких-то музеев, в домах, на складах пылятся такие бочонки, дожидаясь раскрытия своей тайны.

Фамилия Ивана Акимовича Мальцова, богатейшего фабриканта, промышленника XIX века, на одной из фабрик которого изготовили бочонки для иконостаса, была известна далеко за пределами России. И сама фабрика в Гусь-Хрустальном принадлежала когда-то ему. Можем теперь представить, какого качества были наши бочонки, и с каким старанием делают новые в Гусь-Хрустальном, памятуя свою добрую историю и связь с их прародителем. В самом Дятьково есть единственный в мире хрустальный иконостас.

На данный момент восстановление второй тумбы иконостаса Воскресенской церкви г. Кяхты осуществляется АНО «Зодчий» в рамках проекта «Хрустальное чудо Кяхты: наследие российского купечества». В 2024 году проект получил поддержку Президентского фонда культурных инициатив. В ноябре и декабре 2024 года в рамках проекта была проведена серия просветительских встреч в г. Улан-Удэ и Кяхтинском районе, посвященных наследию российского купечества. Работа по проекту продолжается, всё больше людей по России узнают об удивительном проекте. Это не простой иконостас, он имеет отношение к воинской славе, что особенно важно в наше время. 

 

Автор: Галина Мостовщикова

 

Кол-во просмотров: 4147

Поделиться новостью:


Поделиться: