Необходимо пояснение, какое отношение буряты имеют к венграм, тогда как, разумеется, имеют монгольское, а не тюркское происхождение. Чтобы показать эту связь приводится отрывок из будущей книги "Секретная история бурят", работу над которой в настоящее время я завершаю. В доисторические времена разница между монголами и тюрками была не очень большой. А в период, когда хунну покинули берега Байкала, значительная их часть осталась и вошла в состав монголоязычных сяньби.
Предки бурят – свирепые гунны
На берегах Желтой реки в эпоху Железного века китайцы основали одну из первых цивилизаций в истории человечества, которая с древних времен обладала письменностью. В китайских письменных памятниках много говорится о кочевниках, которые постоянно совершали набеги на Китай. Китайцы этих чужеземцев называли «ху», что значит «варвары», и подразделяли их на «сюнху» (северные варвары) и «дунху» (восточные варвары). Сюнху, или сюнну, были племенами хунну, а дунху – монголоязычными племенами.
В те далекие времена Китай не был единым государством и состоял из нескольких самостоятельных царств. В свою очередь, и северные кочевники существовали отдельными племенами и не имели единой государственной системы. Китайские царства, опасаясь набегов северных кочевых племен, строили по северной границе своих территорий стены.
Правление Цинь Ши Хуана в Китае (царь Цинь – с 241, император – с 221 года до н.э.) привело к объединению разрозненных китайских царств в империю. В истории Китая этот исторический период называется эпохой Цинь. Продолжался он с 221 по 207 годы до н.э. Император Цинь Ши Хуанди объединил стены бывших китайских царств в одну стену, впоследствии получившей название «Великая Китайская стена». По сути это было искусственное сооружение на естественной границе между империей и кочевым миром. И появление империи в Китае в 221 году до н.э. способствовало созданию первой кочевой империи – империи хунну.
У нас в семье есть история, связанная с родством современных венгров с древними азиатскими кочевниками. Мой дед Поликарп Архипович Алсаткин однажды рассказал мне историю, как он участвовал в освобождении Венгрии от фашистских захватчиков. После боев за город Будапешт его часть дислоцировалась в пригороде, где было много садов. К нему подошел старик венгр и начал звать с собой. Он привел деда в свой дом и начал рассказывать о том, что венгры помнят свое азиатское прошлое. Уж не знаю, как они объяснялись. Дед в годы войны был сравнительно молодым человеком. А венгр был, конечно, постарше. Он достал из тайника в саду вино, мясо и угощал деда. Может, это была признательность за освобождение Венгрии, однако других солдат он не позвал.
Венгерская исследовательница доктор Борбала Обрушански (Borbala Obrusanszky) проследила весь путь гуннов вплоть до его истоков в Китае и Монголии. Обрушански занялась изучением ранней истории гуннов, чтобы лучше понять, каким был этот народ на самом деле. В своих трудах она отмечала:
«Больше всего существует информации о восточных гуннах, так как китайцы записали практически все самые важные сведения о них. В многочисленных хрониках они рассказывают об образе жизни гуннов, об их законах, а зачастую сравнивают их традиции со своими собственными. Кроме того, в этих источниках встречаются даже гуннские слова. Китайские исследователи уже занимались их изучением. Благодаря этим сведениям известно, что центр их государства располагался на изгибе Желтой реки (Хуанхэ), где сейчас находится пустыня Ордос. В древности это был важный металлургический центр».
Государство гуннов в источниках связывается с династией Ся, правившей в Китае около 2200−1700 годов до н.э. Считается, что гунны продолжали жить среди китайцев и тюркских народов вплоть до VII века н.э., и, в конце концов, были поглощены различными степными племенами. Так китайские летописи свидетельствуют о том, что 100 тыс. семей хунну вошли в состав монголоязычных сяньби.
«Аттила, известный в китайских хрониках как Маотунь, смог создать великую гуннскую империю в V веке, – отмечала Борбала Обрушански. – Когда я училась в Монголии, то обнаружила очень много общих черт в венгерской и монгольской культурах. Я начала искать истоки этого сходства и, в конце концов, пришла к выводу, что Венгрия получила эти традиции от гуннов».
Хунну населяли лесостепи к северо-востоку от Китая с 220 года до н.э. по II век н.э. Кстати, известно, что по-бурятски «хун» означает «человек». Согласно Льву Гумилеву, в XIII веке до н.э. хунну начали постепенно переселяться с южной окраины Гоби на северную. Гумилев считал, что хунну освоили кочевое скотоводство и научились пересекать пустыни. Есть версия, что хунну многое переняли у скифов и развили их навыки. Переселившись на новое место, хунну частично смешались с аборигенами, обитавшими на территории современной Монголии, и частично покорили их. За 300 лет с момента переселения на север число хунну выросло, и они напали на Чжоу в 822 году до н.э. Китайцы набег отбили. О хунну не было упоминаний в течение 500 лет.
В то время в степях Монголии и Забайкалья сложилась культура плиточных могил, которая могла быть переходной от скифов к хунну. Останки людей в этих могилах относятся к палеосибирскому азиатскому типу.
Шанъюй Модэ
Угроза со стороны хунну для Китая стала ещё более ощутимой в III веке до н.э., когда кочевники образовали мощный племенной союз во главе с правителем-шаньюем (вероятно, по аналогии с китайским наименованием императора - означает «Сын неба»). Неизвестно, кто стоял у истоков образования племенного союза хунну. Однако первым единоличным хуннским правителем был Toy Ман (Тумен). Он принял титул шаньюя, который поначалу это был главный из 24 старейшин хунну. Шанъюя в то время избирали на съезде старейшин.
Во времена правления Тумен-шаньюя в последней четверти III века до н.э. хунну оказались между двух огней – могущественными дунху и юэчжами – потомками скифов. В 215 году до н.э. Тумен потерпел поражение от китайского войска. Узнав, что хунны обескровлены, правитель юэчжей потребовал от Тумен-шаньюя сына в заложники. Так старший сын Тумен-шаньюя, Модэ (Маодунь) оказался у юэчжей.
Затем, когда хунну вновь набрали силу, Тумен собрал войско для похода против юэчжей. Узнав об этом, Модэ на быстроногом коне бежал из плена. Этот побег был своеобразным образцом отваги и принес Модэ уважение и любовь многих хунну. Тумен выделил своему старшему сыну часть войска. Однако в 209 году до н.э. Модэ сверг своего отца и объявил себя шанъюем.
Модэ (209-174 годы до н.э.) основал наследственную династию шаньюев. Выборы шаньюя сохранились, как условная процедура при передаче власти новому шаньюю, который указывался в завещании предыдущего. Сосредоточив власть в своих руках, Модэ приступил к усилению боеспособности войска и внезапно напал на владения дунху, кочевавших в южной Маньчжурии и горах Большого Хингана. Войска дунху были разгромлены. Затем Модэ напал на юэчжей, которые под его ударами были вынуждены бежать дальше на запад. В 205-204 годах до н.э. Модэ покорил еще ряд соседних племен и совершил свой первый поход в Китай. В 203-201 годах до н.э. хунну продолжали свои походы, разоряя Китай.
Покорив соседние кочевые народы или же изгнав их с родных земель, Модэ двинулся к границам Китая, где правил основатель династии Хань Лю Бан, победивший во внутренней междоусобной войне. Однако Китай, ставший вновь единой империей, не смог противостоять хунну. Лю Бан, носивший титул Гао-цзу, заключил в 198 году до н.э. с Модэ мирный договор, «основанный на мире и родстве». Этот договор, сохранявший свою силу на протяжении почти 60 лет, фактически сделал Китай зависимым от хунну.
Скорей всего, во времена Модэ на территории современной Бурятии был основан хуннский город в устье р. Иволга, который в настоящее время претендует на звание древнейшего Улан-Удэ. Фрагменты этого хуннского городища в 1897 году в местности Оргойтон открыл врач, музеевед и археолог Юлиан Талько-Грынцевич.
Создание первого кочевого государства Хунну в III веке до н.э. на территории Центральной Азии с центром в Монголии явилось одним из переломных этапов в истории Евразии. С этого времени Центральная Азия на многие века превратилась в своеобразное горнило, в котором в войнах формировалась кочевая цивилизация, а волны нашествий кочевников распространялись далеко на запад и на восток. Однако впоследствии постоянные войны с Китаем привели к ослаблению хунну и их вытеснению из Центральной Азии.
Гунны устроили Великое переселение народов
За 200 лет северо-западные хунну, изгнанные из Байкальского региона, прошли через лесостепи огромных территорий Евразии до Европы. Как некогда скифы, они вышли к Северному Причерноморью, территории которого занимал Готский союз, созданный в IV веке готским королем Германарихом. Держава помимо готов включала ираноязычные и прото-славянские племена (Зарубинецкая и Черняховская культуры). Это королевство оказывало серьёзное влияние на всю Юго-Восточную Европу.
Держава Германариха попала под удар гуннов, пришедших с востока и была разгромлена в 375 году. С этого момента во всемирной истории началось так называемое Великое переселение народов. Под давлением гуннов, когда-то покинувших берега Селенги, германские племена начали вторжение на территорию Римской империи, история которой клонилась к закату.
В правление римского императора Валентиниана III (425-455 годы) давление варваров на Западно-Римскую империю усилилось. В конце 440-х годов началось завоевание Британии англами, саксами и ютами. В начале 450-х годов на Западно-Римскую империю обрушились гунны во главе с Аттилой. Именно тогда гуннского вождя прозвали «бичом божьим». В VI веке на территории современной Венгрии (Хунгарии) он основал древнее гуннское государство и начал завоевывать Европу.
Борбала Обрушански отмечает следующее: "Атилла был величайшей фигурой в европейской истории, многие до сих пор содрогаются при звуке его имени. Он создал огромное федеративное государство от Кавказа до Рейна. Он одерживал победы практически во всех военных кампаниях, шел туда, куда хотел, так как его военные знания и армия были гораздо сильнее римских войск. Несмотря на это, он пощадил Рим по просьбе папы. А готы Алариха в 410 году и вандалы под предводительством короля Гензериха в 455 году разграбили Вечный город. Атилла стал предком как венгерской, так и болгарской династий. В Венгрии он считается средневековым венгерским королем. Вождь венгров Арпад считал себя потомком Атиллы и завоевал Венгрию, потому что считал, что имеет на нее право». Влияние Атиллы на Европу таково, что он является одним из героев германских и скандинавских саг под именем Атли наряду с богами Тором, Локи и другимим героями".
Сами же венгры свое современное государство связывают с процессом заселения их предками Карпатского региона в X веке называют "обретением родины". Среди тюркских кочевников это были самые западные племена. И их объединение связывают с именем хана Арпада.
Тем временем в Байкальском регионе гегемонию хунну сменила власть сяньби. Многие исследователи считают сяньби предками монголов, а Лев Гумилев называет сяньбийский язык – «древнемонгольским». С точки зрения же китайцев, сяньби были родственны народу хунну, которые первоначально доминировали над сяньби. Так, в начале II века до н.э. Модэ разгромил сяньбийцев, которые откочевали на восток к Ляодуну. Но затем вернулись и отвоевали эти территории.