Даши Намдаков: «Для Улан-Удэ я всегда найду время»

8 августа в Пиетрасанта (Италия) Даши Намдаков представил 11 своих новых работ на персональной выставке «Преображение» в рамках известнейшего фестиваля Версилиана. А в их числе – скульптуру «Золотая Шория».
Общество |

8 августа в Пиетрасанта (Италия) Даши Намдаков представил 11 своих новых работ на персональной выставке «Преображение» в рамках известнейшего фестиваля Версилиана. А в их числе – скульптуру «Золотая Шория».

Эту ландшафтную работу он выполнил по заказу губернатора Кемеровской области. 18 августа на фестивале пройдет ток-шоу в виде диалога между итальянскими музееведами, критиками и историками искусства и российскими специалистами. Его тема – современное искусство России и творчество Даши. В прошлом номере «Новой Бурятии» мы писали о том, что в недалеком будущем на набережной Селенги будет установлена монументальная скульптура работы Даши Намдакова.

– Как формируется заказ на монументальные работы?

– Среди скульпторов есть монументалисты и станочники. Моя основная деятельность – выставки, на которых я выставляю небольшие работы. И мои скульптуры, как кочевники, путешествуют по всему миру. Эта моя маленькая армия уже живет своей жизнью и завоевывает новые страны. А я могу реализовать какие-то другие интересные идеи. И для меня выставки – как поэзия. И не всегда берусь за монументальные скульптуры.

Обычно речь идет о какой-то теме, и, если она мне приятна, я берусь за ее воплощение. Когда есть совершенно точный заказ, я отказываюсь. Приведу пример переговоров с президентом Казахстана Назарбаевым. Мы встретились и обсудили тему. А до этого Казахстан проводил международный конкурс к 10-летнему юбилею Астаны. Ни одна из представленных работ не понравилась комиссии и Нурсултану Назарбаеву.

В то время я проводил выставку в Алма-Ате. Меня представили президенту, и состоялся разговор о возможной работе. Потом я изучал культуру и историю Казахстана, готовил макет. Свою работу я представил правительственной комиссии, а не только президенту Казахстана. Через пять минут Нурсултан Абишевич озвучил решение: «Будем работать». Примерно так же проходили переговоры и с губернатором Тулеевым. («Жер-ана» – мать-земля. В 2008 году скульптура легендарной царицы Тамирис была возведена в Астане.– ред.)

– Какая судьба ожидает «Золотую Шорию»?

– Из предложенного ряда скульптур для Кемеровской области меня заинтересовала тематика Горной Шории. Работа был выполнена в мастерских Массимо дель Киара в Пиетрасанта. Осенью 2010 года она будет установлена на юге Кузбасса в Таштаголе – в центре Горной Шории.

Пиетрасанта – дословно в переводе с итальянского языка «святой камень» – город скульпторов. Здесь работали известнейшие мастера скульптуры и живописи Микеланджело, Джакомо Манцу, Альберто Джакометти (в России известен тем, что на последней ярмарке «Арт-Базель» его скульптура «Венецианка» была куплена Романом Абрамовичем за $14 млн), многие другие. В этом городке живет итальянская киноактриса Джина Лоллобриджида, она тоже занимается скульптурой. Дело в том, что в Пиетрасанта есть самый известный каррарский мрамор, известный благодаря скульптурным работам титанов Возрождения. В эпоху Юлия Цезаря этот мрамор использовался для постройки общественных зданий и домов патрициев. Также сюда привозят мрамор со всего света. Этот город известен и технологиями литья, которые Даши Намдаков использует для своих работ.

– Как получилось, что в Улан-Удэ до сих пор нет твоих скульптур?

– Всегда говорю – наиболее волнует то, что только еще предстоит. Так получилось. Тем не менее, несмотря на свой плотный график, я всегда найду время, чтобы сделать работу для Улан-Удэ. Для меня это не чужой город. И мы говорили о том, что уже очень близко подошли к возведению скульптуры в столице Бурятии. Не так давно вместе с известным бизнесменом Владимиром Дмитриевым (председатель совета директоров управляющей компании «УНГА». – ред.) мы осмотрели берег Селенги, где в настоящее время идут работы по строительству набережной. Там и определили место под будущую скульптуру. Ее макет уже готов, он находится в мастерской в Иркутске. И как только в Улан-Удэ для нее будут готовы условия, мы ее представим.

Кстати, три месяца назад я встречался с президентом Калмыкии Кирсаном Илюмжиновым. Он рассказывал о том, что лет 15 назад он проводил в Элисте несколько лет подряд скульптурную биеннале (выставка. – Ред.). Приглашались лучшие скульпторы, им организовывали условия для работы, предоставляли камень и прочее. После этого в столице Калмыкии остались десятки скульптур высочайшего мирового уровня – камень, бронза, это просто фантастика. Могу сказать, что Элиста – самый скульптурный город России. А занимался этим Вячеслав Илюмжинов, старший брат президента, я с ним очень дружу. Кстати, из наших скульпторов в биеннале принимал участие Саша Миронов. Саша – очень мощный скульптор-монументалист. И одна из скульптур «Гэсэра» находится в Элисте.

– Насколько реально организовать подобное биеннале в Улан-Удэ?

– Эта тема мне очень интересна. Я бы хотел однажды организовать биеннале на берегах Байкала – в Бурятии или в Иркутской области. Мои друзья, скульпторы с мировыми именами из Европы, Азии и США, с удовольствием бы приехали на Байкал, чтобы отдохнуть и поучаствовать в таком проекте. Отдыхать они могли бы на озере, а работать – в городе, в Улан-Удэ или Иркутске.

– Недавно прошла информация, что губернатор Иркутской области пригласил тебя жить в Иркутск?

– Да, губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев сделал мне и известному музыканту Денису Мацуеву официальное приглашение в Иркутск, где в строящемся 130-м историческом квартале нам могли бы организовать студии. В них мы могли бы работать, проводить мастер-классы.

Получилось так, на моей выставке в Москве супруга губернатора пригласила меня на встречу с ним. Я сначала подумал, что речь пойдет о многострадальном Бабре (в Иркутске никак не могут определить место под установку этой скульптуры. – ред.), однако Дмитрий Анатольевич озвучил идею вот такой творческой мастерской в Иркутске. Скажу сразу, что это мечта любого художника. При этом я рассказал губернатору о реалиях моей жизни, ведь у меня уже существуют обязательства по выставкам и различным творческим мероприятиям на несколько лет вперед и на довольно обширной географии. И в скором времени мы снова встретимся с губернатором и с новым мэром Иркутска Кондрашовым, чтобы обсудить наши дальнейшие действия в связи с историческим кварталом. Речь пойдет и о работе над проектом скульптуры Бабра для Иркутска. Мы договорились, что эта скульптура будет установлена рядом с историческим кварталом в излучине Ангары.

– Какие планы на ближайшее будущее?

– В ближайшее время предполагается большой проект совместно с Музеем мирового искусства в Пекине, в рамках которого я буду участвовать в выставках в трех городах Китая, потом в трех городах Японии и трех городах Кореи. Руководитель музея госпожа Ван хорошо относится ко мне, она устраивала мой выставочный тур по Китаю. Это ее новое предложение.

Скорей всего, будет иметь продолжение моей выставки в Эрмитаже (Даши проводил выставку «Вселенная кочевников» в Государственном Эрмитаже, «Новая Бурятия» писала об этом в №4). Мы уже устанавливаем время. Может быть, получится экспонировать «Золотую Шорию» во дворе Эрмитажа, работа обретет жизнь, начнется ее особая история.

Справка

Дашинима Бальжинимаевич Намдаков родился в 1967 году в селе Укурик Читинской области в семье народного мастера-умельца. В 1988 году поступил в Красноярский художественный институт. В 2000 году в Иркутске состоялась его первая персональная выставка, после чего имя Даши приобрело известность. Его работы представляют собой сочетание новаторства и древних традиций. Намдаков работает с разным материалом: бронзой, золотом и серебром, конским волосом. В 2003 году Даши Намдаков удостоен Серебряной медали Российской академии художеств. В 2009 году удостоен Государственной премии России. Работы Даши находятся в хранилищах Государственного Эрмитажа, Государственного музея Востока, в музеях многих стран мира. За последние годы Даши провел более 15 персональных вставок в крупнейших музеях мира: Государственной Третьяковской галерее и Государственном музее искусств народов Востока в Москве, Центре тибетской культуры «Тибетский Дом в Нью-Йорке», Пекинском музее мирового искусств, Музее искусств г. Гуанчжоу в Китае, Национальном художественном музее им. Кастеева в Алматы в Казахстане и т.д.
Кол-во просмотров: 1502

Поделиться новостью:


Поделиться: