Он родился в самом сердце Азии, где в бескрайних монгольских степях высоко в небе парит столица современной Монголии – город Улан-Батор.
Первые воспоминания детства, похожего на все детства мира, имеют лишь одно характерное отличие. Вокруг маленького Баттулги всегда, днём и ночью звучала музыка. Отец – Лувсанцэрэн Галмандах, известный в Монголии композитор, написавший более 1000 песен и 5 саундтреков к кинофильмам, работал 24 часа в сутки. В доме постоянно кто-то репетировал, пел, играл. И всё это… совершенно не волновало Баттулгу, мечтавшего стать врачом. Но однажды мальчик услышал музыкальные композиции рок-группы Guns’N’Roses, и новый, дивный мир открылся пытливому монгольскому мальчишке.
Сегодня Баттулга Галмандах – талантливый музыкант с ярко выраженный индивидуальностью, виртуозно владеющий техникой игры на моринхууре, смелый в профессиональных приемах, импровизации и аранжировке. А тогда, в восемь лет, он первый раз взял в руки гитару и под руководством старшего брата принялся изучать азы игры на ней. Легко ли играть на большой, взрослой гитаре, когда у тебя еще по-детски непослушные пальцы? Наверное, нет, но Баттулга уже тогда умел побеждать трудности, какими бы непреодолимыми они не казались. И сегодня он остался во многом таким – упрямым мальчиком, смотрящим прямо на собеседника умными, живыми глазами.
Возможно, Баттулга так бы и остался поклонником и исполнителем рок-музыки, если бы не отец. Именно Лувсанцэрэн Галмандах стал для Баттулги тем человеком, который однажды наставляет каждого из нас «на путь истинный». В то время молодой музыкант уже выступал в составе рок-группы Fire и был достаточно известным и популярным исполнителем в ночных клубах и ресторанах Улан-Батора. Играл по ночам, а днем отсыпался. И однажды отец спросил его, сколько еще можно вести такую жизнь? Мудрый человек Лувсанцэрэн Галмандах завёл этот разговор с сыном, когда они проходили мимо института культуры, который он в своё время окончил. Отец предложил зайти, и это стало поворотным моментом в судьбе музыканта. Баттулга решил стать профессиональным исполнителем. В это же время он начал открывать для себя мир монгольской народной музыки. Впервые взяв в руки моринхуур, Баттулга навсегда влюбился в его прекрасный голос.
В 2005 году Баттугла Галмандах приехал в Бурятию, не зная русского языка, будучи смутно знакомым с той жизнью, которая ждала его. Самым удивительным, шутит спустя 8 лет композитор, было осознание того, что вокруг оказалось много людей, «похожих на меня». Сегодня его русский – безупречен, и только легкий акцент отличает его от коренных жителей республики. И это неудивительно: Баттулга Галмандах – человек мира, мечтающий музыку Азии открыть почитателям этого искусства, как подлинное достояние мировой классики.
Как признаёт сам композитор, большую роль в его творческой судьбе сыграли профессор Восточно-Сибирской академии культуры и искусств Олег Владимирович Огнев и сотрудничество с театром песни и танца «Байкал». Рассказывая о своём педагоге, Баттулга не скупится на слова благодарности. Именно Олег Огнев, заслуженный деятель искусств России, открыл Баттулге мир классической музыки, обучил профессии дирижёра.
Первое знакомство с театром «Байкал» произошло зимой 2006 года. Приближался Сагаалган. В это время почти весь коллектив находился на гастролях в Голландии, Баттулгу, играющего на моринхууре, пригласили принять участие в концерте. С этого первого концерта и началось творческое содружество коллектива и молодого композитора, ставшего в 2012 году его музыкальным руководителем.
«Эхо страны Баргуджин-Тукум» – один из спектаклей, музыку к которому написал Баттулга. Это прекрасная историческая повесть о вечном, о любви двух молодых и красивых людей. Любовь спасает их племена от междоусобной вражды и возвращает прочный мир на берега Байкала, на земли древней страны Баргуджин-Тукум.
Бурятские моринхууры и монгольские хучиры, казахские топшуры и тувинские игилы неповторимыми голосами рассказывают древнюю легенду. Музыка, написанная молодым композитором, уводит нас от современной действительности в мир, в котором жили наши далёкие предки. Зритель, очарованный мелодией, переносится на много веков назад. Он сопереживает героям спектакля, печалится распрям между племенами и радуется любви молодых людей. От первой ноты, взятой оркестром народных инструментов, и до последнего звука льется чарующая песня, и не хочется, чтобы она заканчивалась. Профессионализм оркестрантов – высочайший, они настоящие мастера своего дела, творческие и умелые музыканты. А сам Баттугла Галмандах – их дирижер, вдохновитель и автор музыки, скромно улыбается, склоняя в благодарном поклоне голову после спектакля.
Скромность – вот основная черта его характера. У него негромкий, спокойный голос, вежливая, тихая речь. Несмотря на молодость, ему можно дать и 50, и 60 лет, настолько он уверен в себе и заражает этой уверенностью не только собеседника, но и своих музыкантов. Он живет народной музыкой, зная особенности каждого инструмента, его потенциал, мощь и силу звука.
В повседневной жизни этот немногословный человек любит послушать рок-музыку, с которой он начинал когда-то свою карьеру. Сегодня он называет ее «детскими песнями». А еще он слушает мировую классику. Но всему предпочитает музыку своего народа, находя истинное богатство в ней. Его мечта – написать много хороших произведений для оркестра народных инструментов, для новых спектаклей и концертов. Ведь именно в этом проявляется настоящая любовь к своему народу.
А еще он мечтает чтобы голоса моринхуура, ятага и иочина звучали по всему миру, а музыку для них сочиняли композиторы разных стран – англичане, поляки, немцы… Именно в этом будущее народной музыки, её уверенное восхождение и причисление к шедеврам мировой классики, считает Баттулга Галмандах.
«А еще я мечтаю научиться летать», – с улыбкой произносит композитор. А смотришь на него, слушаешь его музыку, и осознаёшь – он уже умеет летать. И летает... Побольше бы таких умных и добрых птиц было в нашем современном, таком непростом и противоречивом, мире.
Музыка степей в кинофильме "Талын наадан"
До начала премьерного показа и проката кинодрамы "Талын наадан"(Степные игры) осталось меньше месяца - бурятские кинозрители смогут увидеть этот фильм в кинотеатрах Улан-Удэ с 30 октября. Уже сегодня о новой работе Баира Дышенова критики говорят, как о событии в истории бурятского кино, серьезно заявившего о себе на мировом уровне.
Фильм "Талын наадан", представленный на прошедшем в Монреале с 21 августа по 1 сентября международном кинофестивале, получил восторженные отклики зрителей, что сподвигло организаторов на внеплановый дополнительный показ в заключительный день работы фестиваля. Не будем раскрывать всех нюансов ленты, вызвавших восхищение искушенного канадского зрителя (пусть наш зритель, для остроты ощущений, остается заинтригован). Скажем только, что одним из поводов к этому материалу стала авторская музыка монгольского композитора.
Саунд-трек к драме "Талын наадан" написан известным в республике композитором и музыкантом - Баттулга Галмандах. Это уже его второй совместный проект с Баиром Дышеновым - музыка Баттулги звучала в кинофильме "Отхончик".
Вот что рассказал "Новой Бурятии" автор музыки Баттулга о своей новой работе:
- Для выражения многогранных эмоций и состояний героев, выделения какого-то отдельного момента или, наоборот, соединения деталей воедино я выбрал этно-модерн. На мой взгляд, именно он в состоянии передать красоту национальных мелодий, придав им современное звучание. При этом, конечно, я отдавал себе отчет в том, что этно - колоритная, но чрезвычайно сложная музыка. Не могу не обратить внимание на то, что в кинофильме звучат национальные инструменты - морин хур (Булат Цыбиков), ятаг (Нелли Раднаева), цур, хомус, курай, диджерида (Баттувшин). Я играю на настоящем древнем сух-хуре. Это дает оригинальное, то самое, как старину, звучание инструмента! Как еще одно выразительное средство используется горловое пение. А "модерновые" нотки в музыке выдает скрипка (Владимир Ткаченко).
Что получилось - судить нашему уважаемому зрителю. Мне было очень интересно работать, поскольку повествование, с одной стороны, изобилует тончайшими деталями, на которые хотелось отреагировать, с другой - дает простор для импровизации. Это работа для вдумчивого зрителя, умеющего подмечать мелочи, любящего наблюдать, размышлять и просто радоваться жизни.