Обратиться с претензией непосредственно к поставщикам услуг или идти коллективно в прокуратуру – выбирать самим жителям.
Жители сотых кварталов Улан-Удэ все лето и начало осени живут в каком-то режиме ЧС. Кошмар начался со строительства дороги в 113 и 115 кварталы, когда дорогу строили все лето, появляясь на стройплощадках время от времени. Ситуация ухудшилась, когда начался ремонт теплотрасс и перекопали не только улицы, но и дворы, создав небезопасную зону возле детских площадок.
Дальше больше – то внепланово отключалась горячая вода, то холодная (и никаких объявлений о подвозе, пока этим не обеспокоились журналисты), то местами отключается электричество, а обещанное плановое отключение горячей воды в рамках подготовки к отопительному сезону перенесли с лета на осень. А теперь и вовсе задержали подачу горячей воды еще на неделю. И это в то время когда по Бурятии местами снег, а в Улан-Удэ несколько дней идут холодные промозглые дожди.
Терпение жителей несчастного микрорайона стало истощаться, и они задались вопросом: а можно ли хоть как-то возместить потери здоровья и взыскать за моральный вред и с кого стоит спрашивать. Этот вопрос прокомментировал юрист Владимир Дашиев.
– Можно предъявить иск к ТГК-14, МУП «Улан-Удэстройзаказчик» на основании Закона «О защите прав потребителей» и потребовать компенсации морального вреда. А если жители заболели в этот промежуток времени по причине отсутствия горячей воды и отопления, они могут потребовать и компенсацию вреда здоровью, – сказал Дашиев.
Но если в договоре с поставщиком услуг оговорен обязательный претензионный порядок, то нужно сначала написать претензию и потребовать хотя бы перерасчет за некачественное оказание услуг.
– Претензия подается в письменном виде в двух экземплярах, одна копия с входящим штампом остаётся на руках как доказательство или направляется по почте заказным письмом с описью вложения. В ней указываете наличие договорных отношений между вами; срок некачественного оказания услуг и в чем они выражаются; какие имеются неблагоприятные последствия; если вред здоровью – то считаете все убытки (расходы, которые произвели или предстоит произвести для восстановления нарушенного права). Если оплату за услугу произвели в полном объёме, а по факту услуга не оказана, то считаете разницу и требуете вернуть её в добровольном порядке. Если в течение десяти дней деньги не вернут, то считаете 3% за каждый день просрочки, выжидаете, пока пеня не достигнет суммы основного долга, и затем обращаетесь в суд, который взыщет сумму основного долга, пеню, штраф 50% от этих сумм, компенсацию морального вреда и судебные расходы, – рассказал юрист.
А если такого порядка в договоре нет, то можно подать сразу в суд. И даже предъявить иск администрации Улан-Удэ.
– Также можно подать иск к городу, но это не он оказывает услуги, поэтому там сложнее – в суде могут сказать: договоры заключены, на совещаниях ругаем. Но тут нужно читать договор и, может быть, можно подать иск к администрации Улан-Удэ за бездействие.
– Но если требовать компенсацию, то лучше сразу подавать иск к поставщикам. А также можно попросить это сделать прокурора в интересах неопределённого круга лиц, но уже в суде присоединяться к иску прокурора и требовать компенсацию за конкретную квартиру, – отмечает Дашиев.
Напомним, в сотых кварталах задержали подачу горячей воды и отопления. Как сообщила пресс-служба ТГК-14, из-за невыполнения в срок реконструкции теплосетей от котельной МУ «Улан-Удэстройзаказчик» в рамках федеральной программы по заявке администрации Улан-Удэ подача тепла и горячей воды потребителям в данном районе невозможна. Подрядчик же обещает, что работы на тепловых сетях планирует завершить в ближайшее время и с 22 сентября начнется подключение потребителей.