Женское начало. Возродить наследие Оэлун — матери Чингисхана — предлагают женщины Бурятии

Семейные традиции, роль женщины-матери в воспитании детей, обычное право в жизни современных бурят – такие вопросы поднимают участницы движения «Наследие Оэлун».
Общество |

Семейные традиции, роль женщины-матери в воспитании детей, обычное право в жизни современных бурят – такие вопросы поднимают участницы движения «Наследие Оэлун». Молодые и успешные женщины отмечают, что сегодня традиции бурятского народа незаслуженно забыты, и их необходимо возрождать для дальнейшего развития общества.

«Мы решили выдвинуть новую общественную инициативу «Наследие Оэлун», названную нами так по имени матери Чингисхана. Идея этого проекта вынашивается нами уже давно, и теперь мы выходим на его общественное обсуждение. К сожалению, в современном обществе институт семьи, по большому счету, оказался сломан. Традиционные семейные ценности переживают кризис. В республике много одиноких женщин, неполных семей, очень высока статистика домашнего насилия, - отмечает лидер движения Елена Бундаева.

При этом она вспоминает историю бурятского народа: «Никогда в бурятских деревнях не было сирот – этого просто не допускалось, родственники забирали детей к себе, не было и брошенных стариков – морально-этические нормы обычного права не позволяли оставлять пожилых без помощи». Сегодня все чаще в домах-интернатах встречаются дети-сироты и заброшенные родственниками старики.

По замыслу общественниц, возрождение, точнее, модернизация традиционных семейных ценностей должна вестись комплексно: научно-практические конференции и «круглые столы» должны перекликаться с фильмами и телепередачами на данную тему. Главным же результатом этой работы должно стать формирование социального заказа – общество должно потребовать от властей задуматься о введении регионального компонента образовательного стандарта. А в будущем и вовсе принять закон о национальной политике.

Но начинать надо с изучения тех отношений, что были в монгольских и бурятских семьях в древности и средневековье. Наследие Оэлун – матери не только Чингисхана, но и его братьев, монгольских ханов, пользовавшейся огромным авторитетом у сыновей и всего народа, должно стать неким идеалом, ориентиром, на который следует равняться.

Монгольская история богата именами великих, героических женщин, сыгравших важную роль в истории своего народа. Это Алан-Гоа, Борте, Мандухай-хатун и многие другие. Эти женщины золотыми буквами вписали себя в историю монголосферы. В трудные времена они помогали, поддерживали своих мужей, становились во главе улусов, брали в свои женские руки бразды правления, от их мудрых решений и мужественных действий зависела судьба многих тысяч людей. В ряду великих женщин монгольских народов стоит и титаническая фигура великой Оэлун-эке.

Летописи довольно подробно рассказывают нам о биографии этой выдающейся женщины. Мы узнаем, что Есугей – вождь племени тайчиутов – силой оружия и угрозами отобрал у меркита Чиледу девушку Оэлун, сделал ее своей женой. Оэлун смирилась со своей участью, она родила Есугею пятерых детей: четырех сыновей – Темучжина, Хасара, Хачиуна и Темуге и дочь по имени Темулун.

После неожиданной смерти мужа, которого отравили татары, жестокие удары сыплются один за другим на Оэлун. Улус Есугея распадается на глазах. Даже ближайшие родственники уходят от сирот и вдовы, их новым вождем становится Таргутай-Кирилтух. Наступает черная полоса в жизни Оэлун и ее детей – полоса испытаний и лишений. «Сокровенное сказание монголов» в эмоциональных тонах описывает материнский подвиг Оэлун: «Когда же укочевали тайчиудские братья, покинув в старом кочевье вдову Оэлун-учжин с малыми детьми, вот как пошло:

Мудрой женой родилась Оэлун.
Малых детей своих вот как растила:
Шапочку покрепче приладит,
Поясом платье повыше подберет,
По Онон-реке вниз и вверх пробежит,
По зернышку с черемухи да яблонь-дичков соберет
И день, и ночь своих деток пестует».

Судьба готовила новые и новые удары семье Есугея. Тэмуджин совершает грех братоубийства – из-за пойманной рыбки погибает Бектер, сводный брат Темуджина. Затем Таргутай-Кирилтух пленяет Тэмуджина и держит его в колодке, а после грабители угоняют восемь соловых меринов у нищей семьи. Наконец, меркиты похищают у Тэмуджина Борте. Однако благодаря усилиям Тэмуджина и Оэлун семья покойного Есугея благополучно проходит через все эти испытания.

Чингисхан, подходя к 30-летнему возрасту, начинает свой титанический труд по переустройству монгольского мира, объединению единокровных племен. Ему помогают братья, родственники, жена, верные нукеры-сподвижники и, конечно же, Оэлун.

Оэлун по праву могла гордиться своими сыновьями, которые:

«Голым чесноком у матери вскормлены,
Поднялись отважными сынами,
Вознеслись высокими сайдами,
Из всех выдались и мужеством, и отвагою».

Чингисхан благоговейно любил и почитал свою мать: если во время лишений Оэлун имела одну дырявую юрту, то в годы величия сын подарил ей 10 000 юрт.

Отметим также, что единственный человек, которого любил и слушался Чингисхан, была его мать. Здесь уместно вспомнить инцидент, когда по навету Теб-Тенгри он собрался убить родного брата Хасара. Только заступничество матери охладило гнев хана – он пощадил Хасара.

О человеколюбии Оэлун говорит тот факт, что она воспитала четверых сирот из вражеских племен, довела их до нойонского сана. В сокровенном сказании сказано:

«Итак, Оэлун-экэ воспитывала в своем доме четверых ребят:
1) Кучу, подобранного в кочевьях у Меркитов; 2) Кокочу, взятого в кочевьях бесудцев, находившихся у тайчиудцев; 3) взятого из татарских стойбищ мальчика, прозванного Шикикан-Хутуху; 4) найденыша из чжуркинских кочевий – Бороула. Таким образом, Оэлун стала символом гуманизма, стойкости, олицетворением величайших морально-нравственных качеств женщин монгольских народов.

– Конечно, сегодня в сельских бурятских семьях существуют негласные законы, дожившие до наших дней. Так, младший сын – отхон, остается в родительском доме. Он становится хранителем домашнего очага и должен заботиться о престарелых родителях. Традиции большой бурятской семьи до сих пор живы, нам необходимо не только сохранять их, но и преумножать, – констатирует Елена.

Именно эту задачу ставят перед собой участницы движения – встроить традиции бурятского народа в современный урбанизированный мир. Сделать так, чтобы знание родного языка, традиций и обычаев помогали воспитать конкурентоспособных граждан, увеличить «капитализацию» личности.

Кол-во просмотров: 2275

Поделиться новостью:


Поделиться: