Минувшая зима запомнится жителям Загорска надолго. Одна за другой случались аварии на местной котельной, температура в квартирах составляла от 12 до 17 градусов. В довершение всего в самый разгар морозов отключили горячую воду, поскольку вся она уходила на обогрев. Небывалые морозы обострили проблемы, накопившиеся в системе ЖКХ поселка. После исчезновения единой управляющей компании ЖКСК «Загорск» на ее обломках возникли новые хозяйствующие субъекты. Их интересы сплелись в клубок с интересами ТГК-14, «Водоканала» и жителей поселка. Власти, новые собственники и общество спихивали ответственность друг на друга, а тепло в поселок так и не пришло.
Плата за отсутствие тепла
Справка
Загорск – один из самых крупных микрорайонов города, здесь проживает около 42 тыс. человек. На территории Загорска находятся авиационный завод – градообразующее предприятие, шесть образовательных учреждений, самый большой культурный центр города – «Рассвет» на 700 мест, бассейн, городская больница №4 и многое другое.На календаре весна, а в загорских домах по-прежнему холодно. С помпой открытый мэром в конце февраля новый котел, так и не начал нормально греть. Жители домов по ул. Родины, Гастелло, Гарнаева, Комарова и Чайковского продолжают мерзнуть в своих квартирах. Рассказывает одна из жительниц Загорска: «Я-то мерзну еще ничего, но у меня дочь с семьей живет в п. Зеленый, там тоже холодно. Моей внучке всего полтора года, но она уже умеет сама включать обогреватель. За зиму научилась. В квартире до сих пор холодно, и мы кутаем девочку во все подряд так, что она напоминает меховой шарик». Анна Колесникова, проживающая по улице Родины, рассказывает, что ее дети, 7 и 10 лет, всю зиму «не вылезали из больницы». У младшей девочки кашель не проходил так долго, что родители стали подозревать развитие астмы.
При этом жители Загорска продолжают исправно платить по счетам за отопление. «У меня дома было так холодно, что мерзла даже собака, – говорит жительница Загорска. – Нам приходилось ее кутать в одеяло. Это при том, что у нас постоянно работали два калорифера! Мы платили около двух тысяч за свет в месяц, не считая прочей квартплаты». Всю зиму жители писали заявления в различные инстанции, но тепла так и не дождались. «Сегодня термометр у меня в квартире показывает 17 градусов, а бывает и 14, – говорит пенсионерка Анна Ефимова, – за свет я плачу 1500 рублей, 1620 – за отопление. В ЖКХ звонить бесполезно. Они мне говорят: звоните в ТГК-14 или в Водоканал. Руководства нет и обращаться не к кому. Если бы не помощь детей, не знаю, как бы я справилась. А каково одиноким пенсионерам?».
Муниципальная дисфункция
Корреспондент «Новой Бурятии» попыталась связаться с поселковой администрацией, чтобы прояснить ситуацию, но это не удалось. Недавно назначенный начальником управления социального развития микрорайона Загорск Базар Батожаргалов оказался неуловим. В его приемной переадресовали в ТГК-14 или в МУП «ЖКСК». В ТГК-14 сделали официальный запрос, на который в течение трех дней так и не ответили. В МУП «ЖКСК» сообщили, что их руководитель Марина Шагова уволилась, и предложили пообщаться со слесарями. Однако и те не смогли сказать ничего вразумительного, предложив обратиться к работникам котельной, поскольку они отвечают за тепло. В котельной оказался только охранник, который ничего не знал. Однако, по его словам, котельная работает, но «уголь плохой и из-за этого в домах холодно».
По словам депутата горсовета от Железнодорожного района Александра Иринчеева, Загорск этой зимой мог «прогреметь» на всю Россию. «Ко мне и моим помощникам обращения из Загорска шли десятками, – сообщил депутат. – Фактически моя предвыборная кампания проходила в замерзающем поселке. И мы были вынуждены выполнять функции исполнительной власти».
ЖКСК не работает
Когда-то МУП «ЖКСК «Загорск» считалось одной из лучших управляющих компаний города. Однако в новых условиях советские монопольные схемы перестали работать, в результате компания обанкротилась. Котельную передали в ТГК-14, водонапорную башню и сети – «Водоканалу», а на месте муниципальной управляющей компании появилась управляющая коммерческая структура.
По мнению Александра Иринчеева, причиной сложившегося катастрофического положения стало то, что к реформированию системы приступили слишком поздно. «Второй сезон подряд усилия властей по стабилизации ситуации носят авральный характер. Еще в августе прошлого года все были заняты организационными вопросами, связанными со сменой собственника. В 2010 году такая ситуация повториться не должна. Подготовку к зиме нужно начинать в апреле. Действовать нужно спокойно и жестко», – подчеркнул депутат.
По словам Александра Иринчеева, за последние три года власти сделали для поселка очень много. Был проведен капремонт школ, детских садов, больниц, но усилиями двух частных контор – ТГК-14 и ЖКСК – все эти достижения в восприятии граждан «обнулились». И если в ТГК-14 с приходом нового руководства видны какие-то подвижки, в течение пяти лет до этого руководители ограничивались «заклинаниями», то с ЖКСК дела обстоят намного хуже. Вместо того чтобы работать, новосибирские хозяева компании продолжают решать организационные проблемы, которые сопровождаются кадровой чехардой.
И перспектив улучшения с ЖКХ поселка пока не просматривается. Конкурентная среда на рынке обслуживания жилья до сих пор не сложилась. И, по словам Александра Иринчеева, усилиями одних властей без активной поддержки общества эту проблему не решить. Можно привлечь к решению проблем любые другие управляющие компании из любого другого района города. Однако жители должны проявить инициативу, но пока они не готовы потребовать выполнения своих обязанностей от своих же управленцев, поставщиков тепла и руководства города.
Юлия Мисюркеева