В преддверии кампании поступления абитуриентов в вузы руководители вузов ждут оглашения контрольных цифр приема от Министерства образования России, которые определят количество бюджетных мест. По мнению специалистов, ожидается ужесточение условий конкурса на право получения высшего образования за счет государства. В прошлом году бюджетные места были урезаны на 10%. При этом сокращения коснулись гуманитарных специальностей, которыми, по мнению Министерства образования РФ, страна перенасыщена.
Требуются «технари»
Перед выпускниками школ с наступлением весны остро встает вопрос выбора будущей профессии. Кроме выбора специальности, школьникам надо определиться с вузом. Тем временем вузы в силу последствий демографической «ямы» конца прошлого века из-за снижения рождаемости вынуждены бороться за абитуриентов. В нынешнем году вузы завлекают выпускников школ новыми специальностями.
К этому году в Бурятском госуниверситете (БГУ) открыли три новых специальности: «бизнес-информатика», «информационные системы и технологии» и «инноватика». В Восточно-Сибирском государственном технологическом университете (ВСГТУ) с этого году начнут готовить журналистов. А Бурятская государственная сельскохозяйственная академия (БГСХА) объявила набор на новые специальности: «садоводство», «теплоэнергетика», «автоматика и управление». В этом году в вузах наблюдаются смещение приоритетов в пользу технических специальностей.
В Бурятии, как и по всей стране, наблюдается рост популярности госслужбы, которая потеснила такие «престижные» специальности, как юриспруденции и бухгалтерия. К примеру, лидерами прошлогодней кампании поступления в вузы стали «государственное и муниципальное управление» – более 100 человек на место, «юриспруденция» – 64, 5 и «бухгалтерский учет, анализ и аудит» – 53. Наибольшее количество абитуриентов было зарегистрировано в ВСГТУ – 5,3 человека на место. Затем идут БГУ и БГСХА – более 4-х человек, ВСГАКИ – более 3-х человек.
Традиционно в республике абитуриенты предпочитают поступать в государственные вузы. Надо сразу сказать, что не рассматриваются выпускники, поступающие в иногородние вузы. Так, в 2010 году на бюджетные места в государственные вузы Бурятии на очную форму обучения было зачислено 2 472 человека, на заочную – 689 человек. При этом число студентов, поступивших на коммерческую форму обучения, составило более 2,5 тыс. Всего же на очное отделение в госвузы республики было подано более 11 тыс. заявлений. Общий конкурс в период зачисления составил 4,5 человека на место.
– У нас какое-то странное отношение к высшему образованию. Многие, поступая в университет, знают, что работать по специальности не будут. Учатся лишь для того, чтобы получить хоть какую-то «вышку». Ни для кого не секрет, что значительная часть молодых специалистов после окончания вузов работает продавцами и кассирами, – сообщил «Новой Бурятии» руководитель коммерческой компании Валерий Бадмаев.
В связи с этим своевременным явлением выглядит разделение высшего образования на бакалавриат и магистратуру, на которые уже все вузы объявили набор абитуриентов. Введение бакалавриата, по мысли экспертов, должно сократить время обучения и сориентировать студентов на более четкое самоопределение на рынке труда.
По словам министра образования Бурятии Алдара Дамдинова, сейчас в республике формируются образовательные кластеры по приоритетным экономическим направлениям и создаются ресурсные центры. «Накопленный региональный опыт реформирования профессионального образования в течение последних трех лет позволил нам войти в состав 10 лучших регионов, – сообщил он. – В настоящее время разработана республиканская целевая программа «Модернизация профессионального образования РБ на 2011–2014 годы». А Улан-Удэнский авиазавод заключил соглашение с ВСГТУ о целевой подготовке технических специалистов для своего растущего производства.
Вузы Бурятии в рейтинге
Каким же образом выглядят наши вузы в разрезе рейтингов. Повышенный интерес не только со стороны вузовского сообщества, но и студенчества вызвал рейтинг научной и публикационной активности российских вузов, подготовленный Высшей школой экономики (НИУ-ВШЭ) и РИА «Новости» по заказу Общественной палаты.
По словам руководителей этого проекта, основная цель проекта – это обеспечение прозрачной и точной информации о вузах для всех заинтересованных лиц. В рейтинге учитывались количество исследовательских работ по грантам, их публикационная активность на основании индекса цитирования статей.
– Принципиальное значение имело использование информации из открытых источников, доступных любому пользователю Интернета, – сообщила руководитель проекта «Социальный навигатор» Ирина Ясина. – Открытые показатели – это поддержка научно-педагогических работников вузов ведущими российскими научными фондами, а показатели результативности – это публикации, их цитируемость и «ваковский» статус издаваемых вузом журналов.
В российском рейтинге тройку лидеров возглавили Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ), набравший 34,97 балла. После него идут Новосибирский государственный университет (НГУ) – 24,49 и Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) – 23,55.
По этой шкале популярности вузы Бурятии расположились ниже, чем Иркутский государственный университет (8,19) и Ангарская государственная техническая академия (8,18). Первым из республиканских вузов в рейтинге появляется БГУ – 5,15. Он следует за Пензенским государственным университетом (5,19). Хотя надо отметить, что БГУ по баллам опередил такой именитый вуз, как Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (4,58), Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (4,51) и даже Российскую экономическую академию им Г.В. Плеханова (4,42) (что довольно странно. – Ред.). Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского набрал 3, 43, Иркутский государственный технический университет – 3,06, а Читинская государственная медицинская академия – 2,24. Вторым из республиканских вузов в рейтинге появляется БГСХА, набравшая 1,89 балла. Ну а наиболее популярный у нас вуз – ВСГТУ набрал, как ни странно, 1,79 балла.
– Мне кажется, родителям следует, в первую очередь, учитывать не престиж вузов, не рейтинги, а особенности своего ребенка. К примеру, у меня по соседству рос мальчик. Он был увлечен автомобилями. Мог весь день провозиться со своим «Жигуленком» в гараже. К нему часто за помощью обращались жители села. Когда пришло время выбирать профессию, родители настояли на продолжении династии врачей, – рассказала учительница Светлана Бадаева. – Он поступил в медицинский вуз, проучился там четыре года, а потом забросил учебу. А после армии он снова вернулся к ремонту автотехники. И через некоторое время переехал в город и открыл свою СТО, которая сейчас процветает. Представляете, сколько времени он потратил впустую.