Сагаалган означает наступление Нового года по лунному календарю. В год металлической Коровы праздник Белого месяца пришелся на 12 февраля, который официально объявлен в Бурятии нерабочим днем. По лунному календарю с Сагаалганом наступает весна, начинается первый весенний месяц. О том, каковы особенности празднования Сагаалгана в этом году, мы попросили рассказать настоятеля Анинского дацана Легцок ламу Дарижапова.
— Уважаемый Легцок лама, как мы будем встречать самый главный наш праздник?
— Любой, кто посетил сайт Буддийской традиционной сангхи, дацанов, мог прочитать обращение Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева. Он призвал верующих, особенно лиц старше 65 лет, а также прихожан с хроническими заболеваниями, оставаться в праздничные дни дома и не приходить в храмы.
Впервые мы будем встречать праздник Белого месяца в условиях ограничений, введённых из-за пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19. Поэтому сегодня ламы призывают верующих помолиться вместе с ними из дома, чем подвергать себя опасности. Берегите себя и близких, сократите походы друг к другу в гости, встречи с друзьями и родственниками, особенно с людьми старшего поколения. Соблюдайте меры предосторожности и санитарные нормы при посещении дацанов.
В обращении Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева можно прочитать, что в его адрес поступило письмо от руководителя Роспотребнадзора по Республике Бурятия Ханхареева. В письме сообщается, что заболеваемость новой коронавирусной инфекцией в Бурятии продолжает оставаться напряжённой. Поэтому во всех дацанах будут с особой тщательностью соблюдать меры предосторожности, обрабатывать поверхности и руки антисептическими средствами, устраивать регулярные проветривания. Ламы и прихожане будут находиться в масках на расстоянии 1,5 метра.
— Что в таком случае посоветуете верующим?
— Смотреть трансляции с молебнов по телевидению и слушать по радио. Если вы, находясь дома, помолитесь вместе с ламами на расстоянии, это принесёт вам больше пользы, чем пребывание в закрытом помещении на молебне в такое опасное время. Мы призываем в данном случае проявить буддийскую заботу о родных и близких, о тех, кто рядом с нами, и за здоровье и жизнь которых мы несем ответственность.
Как сказал Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев, многие годы мы приглашали и даже призывали верующих прийти в дацаны, чтобы достойно проводить уходящий год ритуалом «Дугжууба», встретить наступивший год в 6 часов утра на молебне «Цедор Лхамо», а затем во время 15-дневного великого молебна посетить хурал, посвящённый чудесам, которые являл Будда после достижения пробуждения. Пусть в этом году все иначе, но смысл праздника от этого не меняется. За исключением оговоренных моментов, все остальные наши действия сохраняются.
То есть накануне Сагаалгана необходимо провести уборку в доме. В старину в эти дни доставалась и перетряхивалась вся одежда, готовились особые наряды из самого дорогого шелка и парчи всем — от мала до велика. Варили мясо — баранину, говядину, готовили буузы. Запасались подарками, чистили и обновляли трубки, чтобы поднести старшим зажженную трубку в праздник в знак уважения. Также готовили хадаки — своеобразные прямоугольные платки или шарфы из шелка.
— Самый популярный вопрос сегодня — можно ли в Белый месяц готовить блюда из говядины?
— Конечно, можно. В бурятском меню и в традициях говядину ничем не заменить. На стол можно поставить фигурки коня или коровы. Сделать блюда с изображением этих животных. Вообще можно украшать дом, елку, место работы изображениями символа этого года, как позволит умение и фантазия. По желанию. Никакого обязательного ритуала в этом отношении нет. Кроме того, на столе должно быть много сладостей, а также боовы, буузы, саламат, хушуур, арма и другая белая пища.
На Сагаалган, как и на Новый год, хозяйки накрывают праздничный стол, на котором непременно должны быть особые угощения. Особое национальное блюдо — бурятская пенка под названием урмэн. Чтобы получить маленький кусочек такого лакомства со сливочным вкусом, потребуется ведро коровьего молока. На столе непременно должны быть творог или блюда из него, сметана и масло.
Традиционный ритуальный подарок в дни Сагаалгана — национальное мучное блюдо боовы. Боовы готовят из сдобного пресного теста и жарят в кипящем жире, в каждой семье и местности сохранились свои рецепты. Из них составляли наборы для подношения «первой порции» Буддам, а также подарочные — для вручения родным во время праздничных визитов.
Конечно, в современном мире многое меняется. Каждый выбирает сам, как встречать праздник. Главное, встретить его с радостью и чистой душой.
— Расскажите поподробнее о ритуале «Дугжууба»…
— На второй день Сагаалха хурал, 10 февраля, во всех дацанах Буддийской традиционной сангхи России пройдет ритуал «Дугжууба» — в полном варианте, который проходит один раз в году. Специально для него ламы готовят так называемый «Соор» – увенчанную черепом высокую пирамиду, напоминающую наконечник стрелы. Под ритуальные молитвы в него «вкладывают» подношение Чойжал сахюусану, и затем торжественно сжигают на большом костре как символ духовного очищения.
Специально для прихожан, которые подготовили дома небольшие кусочки теста (очень маленькие по размеру, их делают только из воды и муки, без каких-либо добавок), салфетки или кусочки ткани и провели обтирание ими, сооружается меньший по размеру костер. Ни в коем случае нельзя кидать принесенные кусочки в костер, предназначенный для подношения защитнику Учения – Чойжал сахюусану.
Правила для обтирания тканью, салфетками или тестом таковы. Сначала нужно покатать по лбу – символически собирая на ткань, салфетку или тесто дурные мысли, затем вокруг рта – собирая дурные слова, по груди – очищая сознание, потом в ладошках – как бы наматывая на ткань или тесто неблаговидные деяния. Можно также обтереть больные места, представляя при этом, что вы вытягиваете все плохое, а также в конце дунуть на ткань, салфетку или тесто, выдувая весь негатив. Затем эти небольшие кусочки теста, салфетки или ткань (ни в коем случае не в полиэтилене!), приносят в дацан и бросают в меньший по размеру ритуальный костер.
В канун нового года верующие встречают великую защитницу Учения Будды Палден Лхамо — Небесную богиню. В этот день (бутуу удэр) желательно всем находиться дома среди своей семьи, надо проводить обряды поклонения домашним божествам и хозяину огня. В доме на алтаре зажигаются лампады (зула), воскуриваются благовония, преподносятся разные угощения.
— А как следует встретить следующий день?
— В первый день Нового года все должны только праздновать и ничем больше не заниматься. В этот день глава семьи первым приветствует восход солнца. Считается, что с первыми лучами солнца, то есть в 5 — 6 утра, покровительница всех живых существ обходит Вселенную с особой ревизией. Раньше мужчина выходил из юрты, протягивал руку, и, если видел просвет между пальцами, то значит, наступил рассвет — праздник начинался. Мужчина первым приветствует богиню Балдан Лхамо черным чаем, дарами от семьи, обязательно преподносит дары духу местности с просьбой о благополучии для всех близких.
От имени всех служителей Анинского дацана поздравляю всех жителей Бурятии с Сагаалганом, желаю в новом году процветания, счастья и благополучия!
Записал Андрей Мухраев