Дацан - церковь - шаман - к давно известному и проверенному кругу небесных помощников в Бурятии постепенно добавляются новые адепты и секты. Почему жители республики все больше верят в некие небесные силы, а не в собственные способности и кто этому содействует?
«В Бурятию приехала известная шаманка из Монголии Отгон Гэрэл. Принимает по адресу: Иванова, 2» - от пришедшего под утро сообщения в вайбере я привычно отмахнулась. Но, сделав круг по социальным сетям и мессенджерам, оно вернулось в вотчине бурятских реалистов – «Фейсбуке». «Ребята, вы серьезно?» - так и хотелось спросить у авторов послания. Не знаю, как уж с клиентурой у этой шаманки, но привезенная весной Чингисом Ли (Хандажаповым) участница шоу экстрасенсов на одном из федеральных каналов Кажетта еще на подлете к столице солнечной республики закрыла лист приема. Набором клиентов занимался сам известный эстрадный певец, и заявленная стоимость приема в 15 тысяч рублей желающих не отпугнула. Более того, все в том же вайбер-чате страждущие были готовы перекупить место в коротком списке за большую сумму. Как бы то ни было, но на жителях Бурятии все чаще и все больше зарабатывают как заезжие, так и местные экстрасенсы, шаманы, всевозможные перерожденцы и, как ни странно, ламы.
Официальные волшебники
Первыми в числе посредников перед небесными силами надо назвать представителей буддийской традиционной сангхи России. И пусть сейчас меня предаст анафеме сам Хамбо лама, но именно Дамба Аюшеев приложил немало усилий для создания легенд и мифов о волшебной стране, в которой сегодня живут жители Бурятии. Один из ярких примеров маркетингового гения Хамбо ламы – богиня Янжима, найденная им в Баргузинском районе. Сегодня о чудесах, которые происходят после поклонения «проявившемуся на камне изображению богини Сарасвати», не знает только ленивый. В каждой семье существует собственная история о том, как много лет бездетные Бато и Сэсэгма после поездки в село Ярикто стали родителями.
В 30-х годах XX века во время репрессий монахи-буддисты захоронили на территории Баргузинской долины реликвии бывшего Баргузинского дацана. В начале 2000-х дровосеки обнаружили в этой местности ритуальную пирамидку с изображением 1000 Будд, что указывало на особое значение этого места. После этого случая в 2005 году группа лам во главе с пандито Хамбо ламой Дамбой Аюшеевым отправилась на поиски спрятанных в годы репрессий буддийских реликвий. Во время глубокой медитации пандито Хамбо лама увидел недалеко от себя на скале посреди стволов деревьев лик божества. Он был очень четким и различался невооруженным взглядом. Удивительно, но до этого момента никто на этой скале никакого изображения не замечал. С тех пор это место является предметом паломничества жителей Бурятии.
Сегодня на подступах к богине построен дацан, предприимчивые местные, и не только, жители возвели кафе и гостиницы. Тур к дарующей семейное счастье богине включен в большинство турпродуктов, а проходящий в начале мая молебен собирает все большее количество страждущих. Инструкция - как, когда и с чем ехать на поклон к Янжиме - передается из уст в уста, по дороге обрастая подробностями. Так, одиноким предписывают брать с собой аксессуары: женщинам - мужские ремни, мужчинам - женские украшения, бездетные берут с собой игрушки. И самый главный пункт - на обратном пути не останавливаться нигде и уже тем более не ночевать. Причем инструкции эти не озвучивает сама сангха – их, как и положено легендам, рассказывают друг другу устно.
Волшебство власти
Еще больший интерес у верующих определенного статуса вызывают волшебные способности самого иерарха бурятского буддизма. Не зря в первый день Сагаалгана, или Сагаалха, как предлагает сам Аюшеев, в скромной резиденции Хамбо ламы не протолкнуться от известных персон. Личный прием главы буддийской сангхи среди бурятского истеблишмента считается едва ли не благословением на дальнейшую деятельность. Тут стоить вспомнить незавидное положение Вячеслава Наговицына, которого Хамбо лама Дамба Аюшеев не допускал к себе ни в праздничные дни Сагаалгана, ни на больших буддийских мероприятиях. Видимо, поэтому бурятские элиты сегодня активно занимаются строительством и возрождением буддийских дуганов и дацанов. Как пример можно привести Загустайский «кочующий» дацан в Селенгинском районе, на который выделяют средства директор клиники «Наран» Светлана Чойжинимаева и директор группы компаний «Гранд-Бурятия» Дарима Матханова.
А к истории строительства Зандинского дацана в Мухоршибирском районе и вовсе стоит присмотреться внимательнее. Даже не столько к строительству, сколько к его результатам. Ведь именно после открытия дацана стремительно ввысь выстрелила карьера нескольких выходцев Мухоршибирского района: уроженка села Зандин генеральный директор ИД «Информ Полис» Соелма Дагаева стала министром культуры Бурятии, выходец из этих же мест Дамбинима Самбуев возглавил Министерство здравоохранения, а еще один мухоршибирец, Баир Цыренов, сегодня занимается вопросами внутренней политики на посту руководителя администрации главы и правительства республики. Столь головокружительные достижения мухоршибирцев привлекли внимание многих. И сегодня в дацане, в котором находится один из десяти хранителей учения – Чойжал сахюусан (Эрлик-хан, или Яма – хозяин смерти), все чаще появляются известные чиновники и политики. Видимо, ищут благословения в старейшем дацане хори на будущий карьерный рост или рецепт успеха.
Лицензия на чудеса
Не меньшим успехом пользуются и творения другой ветви буддизма – официального представителя Далай-ламы XIV Еше Лодой Ринпоче. К самому большому изображению Будды в России – 33-метровому наскальному рисунку в Хоринском районе - верующие проложили весьма заметную тропу. Само изображение впечатляет своими размерами, а ещё колоссальной работой по организации самого места. И в этом видна разность подходов к чудесам у Ринпоче-центра и БТСР. Если ту же Янжиму сангха начала благоустраивать спустя несколько лет после проявления, то 33-метровый Будда уже сейчас покоряет организованным пространством – это и дорожные указатели, и смотровая площадка, и места для подношений. Кстати, создание этого чуда впервые вывело в публичную плоскость скрытую конфронтацию между двумя буддийскими центрами. Но это совсем не чудесная история.
Родовые чудеса
На другой стороне находится еще одно не менее многолюдное и популярное движение - тэнгрианство, шаманизм, боо мургэл. Древние знания бурят сохранялись в народном творчестве народа. До последних десятилетий хранителями этих знаний считались западные буряты, менее восточных попавшие под влияние буддизма и даже после насильного крещения умудрились сохранить веру в 99 тэнгриев. Сегодня вера в родовых отгонов-хранителей возвращается с новой силой, иногда приобретая признаки сетевого маркетинга. Но, как бы там ни было, почти у каждого жителя большой Бурятии есть свой знакомый шаман, к которому можно обратиться в сложной ситуации и получить небесную помощь. Причем в народе считается, что обращение к тэнгриям через шаманов более результативно, чем приношения богам буддийского пантеона. Впрочем, нередко представители двух религий работают парно – лама рекомендует сначала сходить к шаману, а шаман советует обратиться к ламам. Вот такая бурятская диалектика бытия.
Не ждите чудес
Шаманские обряды настолько прочно вошли в нашу жизнь, что ими пытаются влиять на политическую ситуацию в Бурятии. Один обряд против Наговицына чего стоит - подзабытый сегодня, но результативный, по мнению его инициаторов, он привел к появлению в Бурятии нового главы Алексея Цыденова и суперреспублике, в которой мы все живем. Чем не очередное чудо?!
Впрочем, Цыденову уже тоже досталось от шаманских камланий – нашумевшее обращение тункинцев к высшим силам сегодня памятно многим. В качестве результата можно рассматривать командировку зама по социальной политике Вячеслава Цыбикжапова в Тункинский район. Но, если говорить серьезно, обряд стал отвлекающим маневром, ведь не зря в нем принял активное участие известный «проголковец» Батодалай Багдаев. Ведь после публичной порки, которую с помощью общественников и журналистов устроил Алексей Цыденов мэру столицы Бурятии Александру Голкову, последний в очередной раз попал под пристальное внимание общественности.
Этот чудесный, чудесный мир
Впрочем, в борьбу за веру жителей Бурятии в небесные силы вступили не только представители традиционных верований. Вот уже несколько лет в республике успешно действует секта «Матери мира Майтрейи». В центре ее стоит некая Ольга (Цыбикмит) Юндуновна Бимбаева, которую адепты «Пробуждения» называют своим учителем (или по-бурятски – багша). А в качестве активных адептов называют известных бурятских исполнителей Ольгу Жигмитову и Чингиса Раднаева. А сама основательница и, собственно, богиня замечена в контактах с представителями чиновной и властной элиты республики.
Посягают на сознание и кошельки населения Бурятии и известные мировые секты. Так, в пристрастиях к саентологии замечены некоторые представители бизнеса, в том числе крупных торговых сетей.
Секта Рона Хаббарда – международная организация, представляющая себя религиозной, но ведущая обширную коммерческую деятельность. Ее штаб-квартира находится в США. Саентология, в трактовке самих адептов, - это религиозно-практическая философия, ведущая человека к «постижению истины». Считается, что философию разделяют голливудские звезды Том Круз, Николь Кидман, Кирсти Алли. Ставку приверженцы саентологии делают на предпринимателей и бизнесменов, простой обыватель может стать рабом без права расторжения контракта.
Право на чудо
Так почему жители Бурятии все-таки обращаются к небесным силам и верят волшебникам всех мастей? Причина – банальное обнищание населения, сложная экономическая обстановка как в республике, так и во всей стране, безработица и отсутствие перспектив. Все это порождает неверие в собственные силы, приводит к поискам помощи и защиты, в том числе и небесным. А в общем, это отбрасывает Бурятию на пару сотен лет назад, когда слово шамана или ламы ставилось превыше здравого смысла и доводило до страшных историй, рассказанных нам Батожабаем. И если вспомнить бурятского классика, чудеса в те времена тоже случались, но чудеса эти были страшны и полны горя.
Соелма Сандакдоржиева