8 сентября в Улан-Удэ прибыл автотур, который возглавляет Артём Соловейчик, федеральный эксперт по образованию, руководитель комитета по образованию партии Новые люди, генеральный директор и главный редактор издательского дома «1 сентября», лидер общественного движения учителей и родителей страны «Школа – наше дело». Автотур идёт через всю страну – экспедиция стартовала в Москве 18 августа и завершится во Владивостоке. В Бурятии эксперт в образовании провёл встречу с учительским сообществом.
20 лет назад Артём Соловейчик уже проходил этот маршрут на той же самой машине. Сейчас он увидел, как изменилась Россия за эти годы. На пути запланировано около 50 остановок в больших городах и маленьких посёлках. В каждом из них глава комитета встречается с местными жителями и обсуждает вопросы образования.
- Тогда, двадцать лет назад страна была в другом состоянии – отопления в школах не было, учебников новых не было, но было интересно видеть учителей в школах с энтузиазмом: «Очень трудно. Но мы сделаем. У нас получится». И сейчас после 20 лет стабильности, порядка, правил школы аккуратненькие, новые учебники есть, закупки происходят почти везде, - рассказывает Артём Соловейчик.
- Мы видим, что есть потенциал, для того, чтобы сделать следующий рывок, который в следующем этапе на порядок улучшит школы и даст свободу учителям. Это звучит как странность иногда, мы не привыкли давать свободу. Но если дать свободу учителям, то они смогут воспитать свободных и самостоятельных людей. Несвободный учитель не сможет воспитать свободного и человека. А самостоятельные свободные люди, это то, что должно быть сегодня в современном мире, без этого не будет ни экономики, ни социальных сторон жизни, - считает эксперт по образованию.
Про отношения учителей и учеников
На вопрос как быть с проблемой так называемых “свободных детей”, которые то и дело позволяют себе не только оскорбить, но и ударить учителя, Соловейчик ответил, что сегодня дети свободны, а учителя – нет. По его мнению, из-за этого возникает диспропорция отношения подростков к учителям. Это давно произошло.
- Учитель не говорит то, что думает. Учитель не преподает так, как он понимает, он не выстраивает естественную образовательную ситуацию, а формирует то, что ему спустили сверху. А то, что это уже давно не воспитывает те качества, которые нужны детям, они это сами понимают. Получается, что мы исполняем всё формально, а дети не терпят формализма, и их диагноз: «Учителя – источники формализма», хотя это не так. Учителя – проводники этого формализма, - отмечает Соловейчик.
Поэтому, считает эксперт, проблему решит освобождение учителя, хорошая зарплата, возможность по времени больше участвовать в разговоре, в воспитании детей.
- Мы запретим полторы, две ставки, как сейчас работают 90% учителей страны – это работа на износ, это нарушает отношения учителей и учеников, потому что нет времени, нет душевного пространства для глубокого взаимодействия. А ученики не терпят, когда всё “по верхам”. Потому они так отвечают, - рассказывает эксперт.
Про ЕГЭ
Единый госэкзамен должен проводиться не государством, считает федеральный эксперт по образованию Артём Соловейчик, а независимыми от государства компаниями. Причем конкурентными. Их должно быть минимум две, а может и больше.
- Когда выпускник школы, который явно не готов учиться, не умеет, но у него высокие баллы – приходит в вуз, то некому предъявить претензии. ЕГЭ должен быть независимым от государства. Те компании, которые проводят ЕГЭ, должны быть подотчетны вузам, в которые дети приходят. Если приходят дети неподготовленные, то я могу или уйти к другой компании или выразить этой претензии, - полагает Артём Соловейчик.
Кроме того, эксперт отметил важность конфиденциальности – результаты ЕГЭ должны принадлежать только ученику. И за ним должно быть закреплено право на пересдачу, в том числе и многократную.