В авторской колонке на сайте "Буряад Унэн" своим мнением о главном летнем национальном празднике поделилась известный журналист Норжима Цыбикова, организатор и продюсер первых в Бурятии конкурсов "Звезды Белого месяца" и международного фестиваля Алтаргана.
При всём том, что он, по мнению многих, стал чуть «многолюднее», нежели пару лет назад, от пережитых эмоций досталось всем. Автор предпринял попытку проанализировать, с чем это связано:
«Сурхарбан» в переводе - «стрельба из лука». И это первое, что подвергается частью участников обсуждения сомнению. «Как корабль назовёшь» - расхожая фраза, которая имеет значение и в случае летнего праздника бурят-монголов. Десятилетиями устоявшееся название появилось во времена раннего социализма и к годам 80-м прошлого столетия действительно обрело значение торжества спортивных состязаний с минимальным музыкальным обрамлением. И в качестве «остаточного явления» от советских пиарщиков ещё как-то работало пару десятков лет. Конец 90-х с ельцинским «заберите суверенитета, сколько сможете унести» внесли серьёзные коррективы не только в устройство, уклад, но и в сознание жителей национальных республик. Медленно, но уверенно, процессы самоидентификации идут. Тому способствует и государственная политика даже в контексте развития внутреннего туризма. Не случайно на продукты национальной идентичности «клюнул» в первую очередь бизнес - будь то кухня, предметы искусства, в том числе и современного, костюмы, сувениры. Туристическому бизнесу нет смысла вкладывать усилия в безликие территории. В Бурятии первыми почувствовали востребованность семейские, что стало доказательством - они смогли сохранить идентичность даже во времена расцвета коммунистической идеологии, которая устремляла паству к одной национальности - «советский человек».
Каким же посылом обществу в целом и сообществу в частности служит Сурхарбан в нынешнем его виде? Запутанное окончательно и по идее, и по форме мероприятие, которое демонстрирует местами не только саму проблему понимания сути проекта, но и организационные нестыковки во взаимодействии двух ключевых структур - спорта и культуры. Детальное рассмотрение опять же приводит к пониманию - сначала необходима ясность в идее. И если вернуться к сути, что подтверждают многочисленные комментарии в соцсетях, сурхарбан, согласно генной памяти, не спортивные соревнования и не концерт мастеров искусств.
Что есть идея?
Попробуем сравнить два мероприятия - Ночь ёхора и Сурхарбан. Удивительно, но 29 июня, когда на Улан-Удэ, со всей возможной силой обрушились потоки воды, в Этнографический люди пришли. При всём том, что туда надо доехать, купить билет, да ещё и танцевать будучи, по большей части, далёкими от мастерства исполнения древнего танца. И было их не меньше трёх тысяч. 30 июня на Сурхарбан пришло, справедливости ради, не меньше народу. В совокупности «утро-обед-вечер», возможно, и больше. Но аудитория была разная: кто на «стрельбу-борьбу», кто на концерт, кто целенаправленно - на звёздного мальчика из Тывы. Это в центре столицы, бесплатно и, казалось бы, с полным пакетом развлечений на любителя.
Но! В самый «прайм-тайм», когда стартовали состязания на звание «абсолютного» в стрельбе из лука и национальной борьбе, чуть было не случился конфуз. Именитый Балдан Цыжипов проиграл схватку тувинскому борцу весом на 30 килограммов скромнее. Около трёх тысяч зрителей на трибунах замерли от приближающегося фиаско. Ситуацию спас борец из Закамны, габаритами ничуть не меньше Цыжипова. И всё закончилось более или менее благополучно. Но многим из мира спорта и внимательным болельщикам вполне себе понятно, что тывинский, не самый именитый борец заставил очень сильно напрячься патриотично настроенных поклонников бурятской борьбы. И тут уже начинается не столько спорт, сколько анализ состояния школы «бухэ барилдаан». Проиграй схватку закаменец - пришлось бы забить ещё один гвоздь в проект под названием «Сурхарбан».
Идеология же одного из ДВУХ главных народных праздников бурят издревле заключалась в том, что люди готовились к лету как залогу благополучного года. Травостой предполагал тучные стада, а баторы в борьбе, стрельбе и скачках – защиту от нападок врага в бескрайней степи.
Не знаю свойства генной памяти, но лишение, пусть и подкорректированных временем составляющих идентичности народа делает его незащищённым. Не случайно и сейчас любые победы соплеменников и земляков вызывают восторг. И он работает на укрепление самодостаточности человека. Самодостаточные люди, как правило, залог успешных экономических процессов. Именно они способны на креатив, а значит, поиск путей выхода из любой, пусть даже безнадёжной ситуации.
«Свой» мир
…В 2006 году Бурятия впервые принимала на своей территории фестиваль «Алтаргана». До этого он проводился как песенный конкурс в бурятских аймаках Монголии, затем в Агинском округе. Задача перед правительством Потапова стояла «не ударить лицом в грязь». Министр культуры Прокопьев тогда доверился телекомпании «Ариг Ус», которая вызвалась стать генеральным информационным партнёром, а заодно и идеологом многих подпроектов, которые вжились в традицию фестиваля. Информационная кампания стартовала уже в январе, а в июле огромная часть людей не смогла попасть на стадион по причине отсутствия билетов. Важнейшим же достижением «Алтарганы-2006» стал масштаб и торжество самой идеи. Но самое главное открытие того фестиваля - люди с удовольствием размещались в палаточных городках, а полные трибуны стадиона им. 25-летия Бурятии доказали, что организаторы не промахнулись с оформлением идеи. Может и неосознанно, но именно тогда процесс поиска идентичности обрёл в сознании людей ясные очертания. И если это назвать неким исследованием, именно тогда я, будучи исполнительным директором упомянутого проекта, сделала вывод, что люди нуждаются в «своём мире», пусть и в миниатюре, пусть изредка. В своей среде, своей атмосфере. И это вовсе не значит, что они готовы повернуть вспять время, это нужно, чтобы заполнить, пафосно говоря, пространство мятущейся души.
Плохо это или хорошо? С точки зрения узколобого политиканства – наверное, нехорошо. С точки зрения сохранения уникальности культуры бурят - хорошо. Оно же и хорошо с точки зрения привлекательности Бурятии как региона с экономическими потенциями. Культура, как инструмент мягкой силы, способна на серьёзное влияние на экономику при условии, что такая задача будет поставлена. Не случайно понятие «креативная экономика» уже устойчиво работает в продвинутых российских регионах.
Что делать?
Из большого числа публикаций и комментариев на тему «Сурхарбан-2019», я бы выделила несколько полезных с точки зрения понимания - «для чего это нужно». Большая часть комментаторов сетует на то, что народный праздник «загнан» на «бездушный» стадион, тогда как природа человека устроена так, что в праздник или в выходной все норовят уехать подальше от стекла и бетона. И это главное, что не устраивает в современном формате. Предложения сделать Сурхарбан кочевым по подобию сельских игр подвергаются сомнениям растерять последних поклонников. Главное, что, судя по комментариям, создаёт тупик в решении судьбы летнего праздника - отсутствие средств для строительства этнокомплекса на природе. Эту убеждённость в необходимости крупных вложений теперь подвергну сомнению и я. Для начала достаточно трёх трибун и большой сцены в красивом месте у воды и леса недалеко от столицы и необходимые коммуникации.
Можно до хрипоты спорить, кто и насколько компетентен в вопросах организации масштабных проектов, но личный опыт подсказывает: начинать нужно с кристаллизации идеи. И если с помощью всех, кто не устаёт говорить и спорить о судьбе главного для бурят праздника лета, сделать это незамедлительно, есть шанс убедиться, что и сами люди готовы и способны выступить «спонсорами» собственного праздника души.
Что же касается конкуренции с якутами, у которых Ысыах в минувшие выходные собрал 205 тысяч человек, конечно, можно бесконечно рвать на себе волосы. Но северные братья сегодня пожинают плоды 20-летней работы в направлении возрождения культуры своего народа. Мы же большей частью ждём у моря погоды. Ждали в «нулевых», ещё десять лет после «нулевых». И при нашем же молчаливом согласии праздник тихо сходил на «нет».
Можно закидывать шапками негодования и правительство Алексея Цыденова. А можно собрать идеи в кучу и презентовать их правительству от общественности. Не думаю, что этот порыв будет отвергнут. Во всяком случае, у нас будет год для того, чтобы успеть поспорить и прийти к единому знаменателю.
Есть ещё один ход, подсказанный пользователями соцсетей: подвергнуть инвентаризации все мероприятия, отменить малополезные и подсчитать экономию бюджета. Ещё более дерзкая идея - совместить на одной площадке все крупные летние мероприятия, поскольку львиная доля бюджета уходит на аренду звука, сцены, света и прочих технических нужностей. Глядишь, и подойдём к сути.