Сурхарбан: зачем он нужен?

"Можно закидывать шапка­ми негодования и правительство Алексея Цыденова. А можно со­брать идеи в кучу и презентовать их правительству от общественно­сти"
Общество |
Фото Сурхарбан: зачем он нужен?

В авторской колонке на сайте "Буряад Унэн" своим мнением о главном летнем национальном празднике поделилась известный журналист Норжима Цыбикова, организатор и продюсер первых в Бурятии конкурсов "Звезды Белого месяца" и международного фестиваля Алтаргана.

При всём том, что он, по мне­нию многих, стал чуть «много­люднее», нежели пару лет назад, от пережитых эмоций досталось всем. Автор предпринял попытку про­анализировать, с чем это связа­но:

«Сурхарбан» в переводе - «стрельба из лука». И это первое, что подвергается частью участни­ков обсуждения сомнению. «Как корабль назовёшь» - расхожая фраза, которая имеет значение и в случае летнего праздника бу­рят-монголов. Десятилетиями устоявшееся название появилось во времена раннего социализма и к годам 80-м прошлого столетия действительно обрело значение торжества спортивных состязаний с минимальным музыкальным обрамлением. И в качестве «оста­точного явления» от советских пиарщиков ещё как-то работало пару десятков лет. Конец 90-х с ельцинским «заберите сувере­нитета, сколько сможете унести» внесли серьёзные коррективы не только в устройство, уклад, но и в сознание жителей национальных республик. Медленно, но уверен­но, процессы самоидентификации идут. Тому способствует и государ­ственная политика даже в контек­сте развития внутреннего туризма. Не случайно на продукты нацио­нальной идентичности «клюнул» в первую очередь бизнес - будь то кухня, предметы искусства, в том числе и современного, костюмы, сувениры. Туристическому бизне­су нет смысла вкладывать усилия в безликие территории. В Бурятии первыми почувствовали востре­бованность семейские, что стало доказательством - они смогли сохранить идентичность даже во времена расцвета коммунистиче­ской идеологии, которая устрем­ляла паству к одной национально­сти - «советский человек».

Каким же посылом обществу в целом и сообществу в частности служит Сурхарбан в нынешнем его виде? Запутанное окончательно и по идее, и по форме мероприя­тие, которое демонстрирует ме­стами не только саму проблему понимания сути проекта, но и организационные нестыковки во взаимодействии двух ключевых структур - спорта и культуры. Де­тальное рассмотрение опять же приводит к пониманию - сначала необходима ясность в идее. И если вернуться к сути, что подтвержда­ют многочисленные комментарии в соцсетях, сурхарбан, согласно генной памяти, не спортивные со­ревнования и не концерт мастеров искусств.

Что есть идея?

Попробуем сравнить два ме­роприятия - Ночь ёхора и Сурхар­бан. Удивительно, но 29 июня, ког­да на Улан-Удэ, со всей возможной силой обрушились потоки воды, в Этнографический люди пришли. При всём том, что туда надо дое­хать, купить билет, да ещё и тан­цевать будучи, по большей части, далёкими от мастерства испол­нения древнего танца. И было их не меньше трёх тысяч. 30 июня на Сурхарбан пришло, справедли­вости ради, не меньше народу. В совокупности «утро-обед-вечер», возможно, и больше. Но аудито­рия была разная: кто на «стрель­бу-борьбу», кто на концерт, кто целенаправленно - на звёздного мальчика из Тывы. Это в центре столицы, бесплатно и, казалось бы, с полным пакетом развлече­ний на любителя.

Но! В самый «прайм-тайм», когда стартовали состязания на звание «абсолютного» в стрель­бе из лука и национальной борь­бе, чуть было не случился кон­фуз. Именитый Балдан Цыжипов проиграл схватку тувинскому борцу весом на 30 килограм­мов скромнее. Около трёх тысяч зрителей на трибунах замерли от приближающегося фиаско. Си­туацию спас борец из Закамны, габаритами ничуть не меньше Цыжипова. И всё закончилось более или менее благополучно. Но многим из мира спорта и вни­мательным болельщикам вполне себе понятно, что тывинский, не самый именитый борец заставил очень сильно напрячься патрио­тично настроенных поклонников бурятской борьбы. И тут уже на­чинается не столько спорт, сколь­ко анализ состояния школы «бухэ барилдаан». Проиграй схватку закаменец - пришлось бы забить ещё один гвоздь в проект под на­званием «Сурхарбан».

Идеология же одного из ДВУХ главных народных праздников бу­рят издревле заключалась в том, что люди готовились к лету как залогу благополучного года. Тра­востой предполагал тучные ста­да, а баторы в борьбе, стрельбе и скачках – защиту от нападок врага в бескрайней степи.

Не знаю свойства генной па­мяти, но лишение, пусть и под­корректированных временем составляющих идентичности на­рода делает его незащищённым. Не случайно и сейчас любые по­беды соплеменников и земляков вызывают восторг. И он работает на укрепление самодостаточно­сти человека. Самодостаточные люди, как правило, залог успеш­ных экономических процессов. Именно они способны на креатив, а значит, поиск путей выхода из любой, пусть даже безнадёжной ситуации.

«Свой» мир

…В 2006 году Бурятия впервые принимала на своей территории фестиваль «Алтаргана». До этого он проводился как песенный кон­курс в бурятских аймаках Мон­голии, затем в Агинском округе. Задача перед правительством Потапова стояла «не ударить ли­цом в грязь». Министр культуры Прокопьев тогда доверился те­лекомпании «Ариг Ус», которая вызвалась стать генеральным информационным партнёром, а заодно и идеологом многих под­проектов, которые вжились в тра­дицию фестиваля. Информацион­ная кампания стартовала уже в январе, а в июле огромная часть людей не смогла попасть на ста­дион по причине отсутствия биле­тов. Важнейшим же достижением «Алтарганы-2006» стал масштаб и торжество самой идеи. Но самое главное открытие того фестиваля - люди с удовольствием разме­щались в палаточных городках, а полные трибуны стадиона им. 25-летия Бурятии доказали, что организаторы не промахнулись с оформлением идеи. Может и не­осознанно, но именно тогда про­цесс поиска идентичности обрёл в сознании людей ясные очертания. И если это назвать неким иссле­дованием, именно тогда я, будучи исполнительным директором упо­мянутого проекта, сделала вывод, что люди нуждаются в «своём мире», пусть и в миниатюре, пусть изредка. В своей среде, своей ат­мосфере. И это вовсе не значит, что они готовы повернуть вспять вре­мя, это нужно, чтобы заполнить, пафосно говоря, пространство мя­тущейся души.

Плохо это или хорошо? С точ­ки зрения узколобого политикан­ства – наверное, нехорошо. С точки зрения сохранения уникальности культуры бурят - хорошо. Оно же и хорошо с точки зрения привле­кательности Бурятии как региона с экономическими потенциями. Культура, как инструмент мягкой силы, способна на серьёзное влия­ние на экономику при условии, что такая задача будет поставлена. Не случайно понятие «креативная экономика» уже устойчиво рабо­тает в продвинутых российских регионах.

Что делать?

Из большого числа публика­ций и комментариев на тему «Сур­харбан-2019», я бы выделила не­сколько полезных с точки зрения понимания - «для чего это нужно». Большая часть комментаторов се­тует на то, что народный праздник «загнан» на «бездушный» стади­он, тогда как природа человека устроена так, что в праздник или в выходной все норовят уехать по­дальше от стекла и бетона. И это главное, что не устраивает в со­временном формате. Предложе­ния сделать Сурхарбан кочевым по подобию сельских игр под­вергаются сомнениям растерять последних поклонников. Главное, что, судя по комментариям, созда­ёт тупик в решении судьбы летне­го праздника - отсутствие средств для строительства этнокомплекса на природе. Эту убеждённость в необходимости крупных вложе­ний теперь подвергну сомнению и я. Для начала достаточно трёх три­бун и большой сцены в красивом месте у воды и леса недалеко от столицы и необходимые комму­никации.

Можно до хрипоты спорить, кто и насколько компетентен в вопросах организации масштаб­ных проектов, но личный опыт подсказывает: начинать нужно с кристаллизации идеи. И если с помощью всех, кто не устаёт гово­рить и спорить о судьбе главного для бурят праздника лета, сделать это незамедлительно, есть шанс убедиться, что и сами люди гото­вы и способны выступить «спон­сорами» собственного праздника души.

Что же касается конкуренции с якутами, у которых Ысыах в минувшие выходные собрал 205 тысяч человек, конечно, можно бесконечно рвать на себе волосы. Но северные братья сегодня по­жинают плоды 20-летней работы в направлении возрождения куль­туры своего народа. Мы же боль­шей частью ждём у моря погоды. Ждали в «нулевых», ещё десять лет после «нулевых». И при нашем же молчаливом согласии празд­ник тихо сходил на «нет».

Можно закидывать шапка­ми негодования и правительство Алексея Цыденова. А можно со­брать идеи в кучу и презентовать их правительству от общественно­сти. Не думаю, что этот порыв бу­дет отвергнут. Во всяком случае, у нас будет год для того, чтобы успеть поспорить и прийти к еди­ному знаменателю.

Есть ещё один ход, подсказан­ный пользователями соцсетей: подвергнуть инвентаризации все мероприятия, отменить малопо­лезные и подсчитать экономию бюджета. Ещё более дерзкая идея - совместить на одной площадке все крупные летние мероприятия, поскольку львиная доля бюджета уходит на аренду звука, сцены, света и прочих технических нуж­ностей. Глядишь, и подойдём к сути.

Кол-во просмотров: 2682

Поделиться новостью:


Поделиться: