В недавней статье в «Буряад унэн», в названии которой много умных слов, как-то: «сценарий», «импичмент», гамлетовское «быть или не быть», нужно оставить только слова «в районах Бурятии». И добавить «бардак, развал, дебилизация, бегство, бюрократический террор здравого смысла».
Рыба гниет с головы, но до Москвы далеко, до царя высоко, а вот до Улан-Удэ близко, и не может рыба гнить с головы, если нет этой головы. А есть назначенный губернатор, выбранные избиркомами и алкашами на каруселях депутаты (не все, конечно, но исключения только подтверждают закономерности) и главы районов и райсоветы.
Автор той статьи в «Буряад унэн» пишет: «В настоящее время главы трех районов республики находятся в состоянии, близком к подвешенному». На самом деле в подвешенном состоянии находятся сами районы и их население. Они, по сути, - заложники околополитических игр наших политических карликов, у которых взгляд физически не поднимается выше уровня желудка и которые на деле являются жертвами близкородственных бюрократических связей.
Вот глава Иволгинского района Очиров – что о нем известно. Это боксер, которого побили люди тогдашнего главы Цыденова. Был более-менее нормальным главой райцентра, затем неадекватный глава района, любитель многочасовых заседаний, посвященных в основном выискиванию «измены». А теперь и получатель проблем с декларацией.
Кстати, из Баргузина сообщают, что некоторые члены Баргузинского райсовета тоже медлили с декларациями. То ли сообщать им было нечего, то ли не успевали подчистить хвосты. Думается, ерунда, но если государство через разнообразные штрафы по любому поводу «стрижет» с населения, то почему пастухи должны освобождаться от общей участи: вы же за народ, тогда и давайте вместе с нами шагать в ногу с законом.
Сообщают, что глава говорит этим главам и другим, что пусть, мол, спокойно работают, а он «порешает». Похвальные обещания, но, думается, они из разряда желаний сделать их полностью ручными, нерассуждающими - это известная политика, но близорукая и наплевательская по отношению к населению районов. Если считаешь, что они могут хорошо работать, а ошибки бывают у всех, скажи прямо
Вот в Закамне судятся. После Владивостока, после слов Путина о недопустимости нарушений прав избирателей на свободу выбора, об исключении всякого админдавления и, не дай бог, фальсификации вопрос о нарушениях вроде бы и стоит остро, если, конечно, нарушения были. Другое дело, что царь далеко, некоторые бояре на местах действуют по принципу: «Васька слушает, да ест». Впрочем, есть мнение, что Васьки могут подавиться, потому что невелика птица из Бурятии и ее районов.
Вернемся к статье. Удивителен в ней такой пассаж: «Все эти вялотекущие баталии районного масштаба обнажили глубочайший кризис, в котором находится сложившаяся в постсоветский период кадровая система. Сильные главы поселений, в первую очередь райцентров, бизнесмены, руководители организаций и предприятий районного масштаба, стали «скамейкой запасных» в руководители районов. А те, в свою очередь, стали кандидатами в министры, зампреды и руководители других республиканских органов власти». Насчет «вялотекущих» согласимся, насчет «баталий» заменим «на борьбу в нелечебной грязи». И будем сильно смеяться насчет «сильных глав поселений, райцентров, бизнесменов…», потом становящихся, по логике автора, сильными главами районов.
Короче, получается, главы пустеющих и нищающих поселений становятся «сильными главами». А когда туповатое и неблагодарное население районов пинками их гонит из районных кресел, они – бедные и непонятые гении менеджмента – поневоле уходят в министры, зампреды и пр. И уже из кресел повыше дают указания тем, кто одолел их в борьбе за голоса избирателей. Это примерно так же, как если бы нокаутированный боксер на церемонии вручения наград получал первое место и указывал бы тому, кто его отрихтовал, как надо было на самом деле его бить. Вспоминается мультфильм об умном зайце, который в костюмчике и с портфельчиком ходил по лесу и давал ценные указания другим зверям: бобрам – как строить плотины и остальным в том же духе.
В связи с этим зайцем и упомянутым в статье третьим районом – Баргузинским – на ум приходит бывший его глава Мельников, племянник предыдущего главы, а ныне советник Цыденова. Хотя лучше бы глава взял в советники женщин из команды Мельникова. Толку было бы больше, хотя бы в плане умения поддерживать градус интереса к себе. Но, наверное, не очень понравятся методы, которые некоторых неустойчивых в психическом плане людей заставляют брать в руки бутылки Молотова или то, с помощью чего сожгли дом нынешнего главы.
А ведь потакание такому разжиганию страстей далеко заводит: навскидку вспоминаются скачки на Украине с люстрацией, расстрел в Керчи, наша школа №5, взрыв в Архангельске. Скажут, разные мотивации. Может быть. Но путь один – радикализация, экстремизм и далее по списку – смотри историю России в начале XX века и историю СССР в конце.
Здесь дуболомы и интеллектуальные импотенты могут только притормозить, но не остановить процесс. Брать пример надо с Путина, как это сейчас ни странно звучит. Сколько орали-призывали по Украине в одну сторону, по Сирии – в другую, по санкциям – в третью и тому подобное. Президент, наверное, некоторые возможности упустил, но главное сделал – не довел до прямого столкновения в одном случае, был тверд – в другом, аккуратен – в третьем…
Да, Путин пристраивает бывших глав регионов, но разве они рулят?!
Валерий Батуев