Стоимость дорог в России заоблачна

Президент, премьер, Минфин и Счетная палата путаются в расходах на строительство автомагистралей.
Общество |

Президент, премьер, Минфин и Счетная палата путаются в расходах на строительство автомагистралей.

Президент, премьер, министры и ревизоры Счетной палаты в один голос говорят о завышенных тратах на строительство дорог в России. Да и остальные граждане постоянно сталкиваются с низким качеством или отсутствием дорог даже в центральных областях страны. Однако дорожные строители убеждены, что первые лица ничего не понимают в их расценках. Поэтому они призывают вообще отказаться от сравнения стоимости километра дорог в разных странах. Главную причину плачевного состояния автомагистралей дорожники видят в нехватке бюджетного финансирования.
6 декабря в Москве руководители Минтранса рассказали журналистам, как проходят строительство и реконструкция объектов транспортной инфраструктуры при подготовке к саммиту АТЭС-2012 во Владивостоке.

Только на реконструкцию некоторых участков федеральной трассы М60 Хабаровск–Владивосток бюджет выделил около 9,7 млрд. руб. Какая часть из этих денег пойдет налево – точно пока сказать нельзя. Но тема сверхвысоких затрат на российские дороги наверняка снова всплывет – теперь в связи с саммитом АТЭС.

В 2010 году о непрозрачном финансировании дорожной инфраструктуры РФ сообщала Счетная палата (СП). По данным председателя СП Сергея Степашина, стоимость строительства дорог в стране в 2,6 раза выше, чем в Европе, в 3 раза выше, чем в США, в 7 раз выше, чем в Китае.

– Слабый контроль за строительством дорог, слабый менеджмент, а также откаты, – вот основные причины завышенной стоимости дорог, резюмировал Степашин.
Официальные оценки стоимости строящихся автотрасс говорят сами за себя. Ранее Минтранс сообщал, что строительство одного участка скоростной автотрассы Москва–Санкт-Петербург, длина которого составит около 43 км, обойдется стране более чем в 50 млрд. руб. В эту сумму входят затраты не только на сооружение дорожного полотна, но и на строительство необходимых вспомогательных объектов. Самый грубый расчет показывает, что суммарные затраты на 1 км такой дороги достигнут примерно 1,2 млрд. руб.

Еще более заоблачные суммы озвучивались для дорог в Сочи. Как сообщали чиновники и дорожники, суммарные затраты бюджета на строительство в Сочи дублера Курортного проспекта оцениваются примерно в 100 млрд. руб. Речь идет о дороге протяженностью 16 км, она будет расположена в гористой местности, поэтому дорога предполагает наличие девяти тоннелей и 13 мостов. Каждый километр такой дороги обойдется стране примерно в 6,3 млрд. руб.

Дорожная отрасль – та редкая сфера, в оценках которой президент, премьер, некоторые министры и ревизоры достигают удивительного единения мнений. И это тот редкий случай, когда руководящие лица произносят именно те фразы, которые так хочет услышать население. Ведь дороги – действительно беда России, их не хватает, они изношены и рушатся буквально на глазах, частые латания дыр ситуацию не спасают, а затраты на строительство поражают воображение. Однако с первыми лицами страны в корне не согласились сами дорожники, которые хотят защитить честь своего мундира.

Лауреат Госпремии СССР, заслуженный строитель РФ, президент партнерства дорожных проектных организаций «Родос» Олег Скворцов озвучил для «Независимой Газеты» позицию дорожников. Проблему с дорогами он объяснил тем, что начиная с 2000 года власти стали финансировать инфраструктуру из бюджета «по остаточному принципу». «Итог – сокращение объемов финансирования дорог за 10 лет с 3% от ВВП в 2000 году до 0,8% в 2011 году, то есть сокращение в 3,75 раза», – пишет эксперт. За это же время цены на энергоносители и строительные материалы выросли более чем в пять раз.

«Стоимость автомобильной дороги зависит от числа полос движения, количества расположенных на ней мостов, эстакад и туннелей, рельефа местности, застроенности территории, климатических и грунтовых условий строительства и еще целого ряда факторов», которые в каждом отдельном случае индивидуальны. Удивительно, правда, что при этом представитель дорожной отрасли скромно умолчал о самой главной проблеме дорожного строительства – о воровстве на всех уровнях – от низшего до высшего, о нарушениях технологии и незаконной продаже «сэкономленных» стройматериалов, об откатах.

Вопрос о том, кто же в итоге ничего не смыслит в дорожном строительстве – чиновники, инженеры или независимые наблюдатели, – остается открытым. Но тот факт, что каждая сторона приводит порой слишком противоречивые цифры, заставляет усомниться в объективности статистики. В любом случае каждая сторона преследует свои цели, что тут же отражается и на статистических выкладках.

Кол-во просмотров: 394

Поделиться новостью:


Поделиться: