Оформить заказ в интернет-магазине

Почему в национальном театре Бурятии встречным - поперечным не место

Вопрос «С кем вы, мастера культуры?» стал актуален как никогда
Культура |
Фото Почему в национальном театре Бурятии встречным - поперечным не место
Фото Т. Никитиной

22 марта, в канун профессионального праздника Дня работника культуры в Бурятии, произошло значимое событие. Был расторгнут контракт с худруком Русского театра драмы им. Бестужева Сергеем Левицким. Об этом скандальный худрук и режиссер «просигналил» публике сам. Буквально накануне он в очередной раз разразился в соцсетях обвинениями в адрес коллег и своего непосредственного работодателя министерства культуры Бурятии. А накануне отставки худрук государственного театра демонстративно покинул зал, куда был приглашен вместе со своими артистами на встречу с главой республики.

Стало ли произошедшее там последней каплей или к «спецоперации» по отставке Левицкого все было готово и без этого, не суть. Суть в том, что состоялся очередной выпад государственного человека против власти и власть на этот выпад наконец-то ответила. Мы вступили в новую политическую реальность и таким, как г-н Левицкий, в этой реальности места нет. 

Свершилось

– Сергей Левицкий на встрече с Алексеем Цыденовым в театре оперы и балета ничего не говорил, плакатами не размахивал, не безобразничал, в отличие от сотрудника Бурятского драмтеатра Батодалая Багдаева. Он просто, не дослушав речь главы, встал и демонстративно покинул зал, уведя с собой артистов, – рассказал журналист и участник мероприятия Василий Тараруев.

Известно только, что на следующий день контракт с Левицким был расторгнут, как и водится в подобного рода случаях согласно условиям контракта, без объяснения причин. Между тем причины имели место быть и довольно серьезные. Как утверждают очевидцы, они стали неприятной неожиданностью прежде всего для самого г-на Левицкого. Есть информация, что с Сергеем Александровичем намерены расторгнуть договор не только в театре, но и в академии культуры, где с прошлого года он набрал собственный курс.

По всей видимости, Левицкий до последнего надеялся, что министр Соелма Дагаева в условиях острого дефицита кадров и выборной кампании главы республики на такой крайний шаг не пойдет, но, похоже,  стремительно разворачивающиеся в стране события не оставили времени на раздумья.

Позабылось даже то обстоятельство, что всего три года назад после премьеры спектакля «Вишневый сад», публично названного критиками апофеозом пошлости и надругательства над гениальным произведением, министр культуры Бурятии принародно вручила худруку Левицкому цветы и тем самым поздравила с работой. Никто уже не вспоминает, что в июле прошлого года она же продлила с Левицким контракт, хотя уже на тот момент имела все основания этого не делать.

Если в Москве процесс расстановки акцентов в творческих рядах, порядком распустившихся и в словах, и в делах, уже начался, следствием чего стал массовый отъезд несогласных с курсом партии, в Бурятии все только начинается. Первой ласточкой в этом деле ожидаемо стал г-н Левицкий как молодой человек, кому уже порядком устали делать замечания и взывать к элементарным вещам.

По чудесному стечению обстоятельств, отставка Сергея Левицкого произошла в тот самый день, когда Максим Горький опубликовал в газетах известный памфлет «С кем вы, мастера культуры? Ответ американским корреспондентам». Через 90 лет 22 марта эта статья совершенно по-иному зазвучала в далекой Бурятии, где до Максима Горького руки Левицкого дотянуться еще не успели.

Напомним, в статье «буревестник» революции рассуждает о текущем политическом моменте, творцах сцены и о том, что настоящая интеллигенция должна быть предана своему народу и государству, а не наоборот. Фраза «С кем вы, мастера культуры?» стала крылатой, долетев через 90 лет и до театральной площади Улан-Удэ. Пусть для этого потребовалось начать спецоперацию на Украине и обрасти беспрецедентными для современной жизни санкциями. И то, что давно должно было свершиться в Улан-Удэ, наконец свершилось.

Когда встречный - поперечный

Единственный вопрос, вытекающий в результате всей этой истории, будет заключаться в том, какой следующий шаг сделает министр культуры Бурятии Соелма Дагаева. Потому что сказав «А», надо говорить и «Б», а пока на сегодня совершенно непонятно, какую кандидатуру предложат коллективу и нашей публике взамен изгнанного взашей Сергея Левицкого.

Усилия, со слов самого экс-худрука, предпринимались не раз, но безуспешно. Повторить фокус с оперным театром и пригласить в русский драмтеатр маэстро уровня Владимира Рылова вряд ли получится. Говорят, ничем завершились переговоры с талантливым режиссером Игорем Григурко, старшим и младшим Баскаковыми и некоторыми другими театральными именами в небогатой на эти имена местной творческой среде. По всей видимости, с этим добром мудро решили не торопиться, потому как кое-какой опыт в этой сфере уже имеется. Жил же Бурятский государственный театр оперы и балета два с половиной года без худрука, проживет и Русский драматический.

Ясно одно – второго такого казуса, какой произошел с появлением здесь г-на Левицкого, повториться в Бурятии не должно. Брать в государственный национальный театр, задача которого нести культуру государствообразующего, то есть русского народа, первого встречного и годами потом не знать, что с этим встречным-поперечным делать, нести гигантские репутационные потери и оправдываться по каждому поводу – есть ошибки для министерства культуры Бурятии совершенно непростительные.    

Можно только посочувствовать директору театра Наталье Светозаровой, согласившейся на работу с таким, как Левицкий, и каким-то образом сумевшей за эти 2,5 года «совместной жизни» не перейти порог отчаяния. Проблема состоит в том, что за все эти годы в театре левицкомания обуяла и добрую половину тамошнего творческого коллектива, которые уже написали письмо министру под лозунгом: "Как жить и работать дальше "обезглавленному" и "осиротевшему" старейшему театру Республики Бурятии?".

Что делать теперь с теми, кто все эти годы гордо нес над головой хештег #левицкий#безтебяникак#, писал едкие посты в поддержку и от души мутил и без того не кристальную воду в без того мятежной театральной среде. Вот просто интересно, напишет ли заявление об уходе в знак солидарности с Левицким, к примеру, актер Владимир Барташевич, как сделал он это три года назад, чтобы тут же забрать бумагу назад.  

Напомним, Сергей Левицкий был назначен художественным руководителем Русского драматического театра им. Н. А. Бестужева приказом Министерства культуры Республики Бурятия от 24 июля 2015 года. За это время получил звание лауреата Государственной премии в области литературы и искусства, показал себя необычайно активным амбициозным молодым человеком, почему-то решившим, что его удел в этой жизни – баррикады и революции. Сумев сплотить вокруг горстку подобных себе, Сергей Александрович как-то быстро превратил классический Русский театр в место пошлости и безвкусицы. Даже титанические усилия бессменного директора Петра Степанова, до глубины души переживавшего по поводу всего происходящего, не вернули на сцену театральный дух и магическое таинство творчества.

Дождались

В распоряжении редакции оказалась статья, написанная ветеранами русского драматического театра. Мы сочли необходимым привести некоторые отрывки из этой статьи.

- Левицкого надо было уволить сразу после поста, который нарушает еще один федеральный закон от 18.03.2019 № 30-ФЗ. Он гласит, что в интернете нельзя распространять информацию с такими одновременными признаками: неприличная форма, оскорбление достоинства и нравственности, явное неуважение к обществу, государству и органам власти. Это считается мелким хулиганством. За такое Левицкого можно было оштрафовать на 30 000 и даже на 100 000 рублей. Поскольку его информация о Победном марше культуры выражена в неприличной форме. Эта форма оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность. При этом выражается явное неуважение к обществу, государству, государственным символам, Конституции или органам государственной власти. Неприличная форма — это мат, который Левицкий повторил несколько раз. При этом закон не запрещает критиковать власть и высказывать негативное мнение о политике государства. Но нужно делать это без неприличных выражений, которые оскорбляют, унижают, демонстрируют явное неуважение. Остается только удивляться долгому терпению министра культуры республики,

- В 2020 году для продления с ним контракта Левицкий снова прибегнул к любимому шантажу, привлекая Союз театральных деятелей России. Плакался о долгах за кредиты. В трудовом договоре прописаны «Обязанности и права худрука». Главные из них:  

- Осуществлять свою деятельность на основании действующего федерального законодательства и законодательства Республики Бурятия, устава Учреждения и являться организатором всего комплекса его творческой и производственной деятельности, соблюдать при исполнении должностных обязанностей требования законодательства Российской Федерации, законодательства Республики Бурятия, устава учреждения, коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов и настоящего трудового договора;

- В последних своих постах о ситуации на Украине и российской власти Левицкий нарушил все вышеперечисленные законы. Да еще с презрением заявил, что рвет все связи с культурой. Ожидалось, что после такого поста он напишет заявление об увольнении по собственному желанию. Не дождались. Ибо Левицкий прекрасно знает о том, что закон позволяет министерству как учредителю театра расторгнуть контракт в одностороннем порядке. В таком случае Левицкий получит компенсацию в размере 3-месячной зарплаты. В СМИ прозвучала примерная сумма – около полумиллиона рублей. Ветераны театра разделили пятьсот тысяч на три месяца и ахнули от предполагаемой зарплаты Левицкого. Он за 166 тысяч в месяц материл работодателя, клеймил позором коллег, отказывался работать, не отказываясь от жирной зарплаты. Это ли не фарисейство? Как актер и режиссер Левицкий блестяще демонстрирует двоедушие и двуличность Тартюфа. Говоря театральным языком, ипокритство и тартюфизм Сергея Левицкого достигли апогея. 

Кол-во просмотров: 1143

Поделиться новостью:


Поделиться: