Это предложение внесено в Госдуму депутатом Екатериной Стенякиной. Неизвестно, поддержат ли эту инициативу трое депутатов Госдумы от Бурятии, пусть и представляющие разные политические партии, но задуматься им стоило хотя бы потому, что в нашей республике завидное, по сравнению с другими регионами, количество государственных учреждений культуры с укомплектованным штатным расписанием работников.
Творческое и количественное многообразие учреждений культуры – это, бесспорно, большое достижение Республики Бурятия как национально-государственного образования в составе России, 100-летие которого наступит в следующем году, и величайшее благо для многих поколений жителей республики, имея в виду влияние культуры на развитие сознания и духовно-эмоционального мира человека. Влияние, особенно важное в формировании и сохранении идейных и нравственных ценностей и убеждений людей в непростое время в стране и мире.
Спецоперация России по защите граждан ЛНР и ДНР, демилитаризации и денацификации Украины, безусловно, относится к числу труднейших решений в истории постсоветской России, затрагивающих практически все сферы жизни россиян и не только. Труднейших потому, что невозможно смириться и забыть боль и горе от утрат близких и сослуживцев в ходе боевых действий, нельзя отстраниться потому, что горе чужим не бывает. Не только в России, во всем мире ждут завершения спецоперации падением режима бендеровской хунты и наступлением времени мирных, добрососедских отношений народов России, республик Донбасса и Украины.
В культуре мышления светского и верующего человека, национальных обычаях и религиозных верованиях принято сострадать. Именно традиция сопереживания и проникновенности составляет суть, ДНК культуры, обладающей целительным воздействием. Деятели культуры, в этом смысле, предстают и призваны быть целителями и охранителями духовных и нравственных основ. Как врачи спасают и охраняют жизни больных, так и культурная среда призвана беречь духовное здоровье людей.
А что видим мы не в зоне проведения спецоперации, а в Бурятии в эти трудные дни? Отдельный худрук отдельно замечательного Русского драмтеатра Сергей Левицкий клеймит позором своих коллег и всех, кто не постеснялся высказаться и участвовал в акциях в поддержку своей страны. Возможно, кто-то назвал бы этот шаг манифестом свободной воли Левицкого, будь это впервые. Однако дело в том, что такие антироссийские настроения у Левицкого проявляются давно.
Чего стоит показательный спектакль в исполнении Сергея Александровича образца 2019 года «Я ухожу из театра», когда творческий коллектив театра поднял в соцсетях шум и даже запустил хэштег #левицкий#безтебяникак#. Дальше всех тогда пошел актер Владимир Барташевич, который написал заявление об уходе из театра, чтобы его тут же забрать. Дело дошло до вмешательства в театральные дела тогдашнего замминистра культуры Бурятии Николая Емонакова и публичных объяснений тогдашнего директора театра Петра Степанова.
«Спешу успокоить театральную общественность: по просьбе коллектива ГРДТ Сергей Левицкий остается в театре!» — написал Петр Степанов, то ли пытаясь восклицательным знаком выразить сожаление, то ли восхищение подобным трюком коллеги.
Он и предположить не мог, что напишет на своей странице в соцсетях Сергей Левицкий 13 февраля 2020 года в отношении празднования Дня Победы с акцией марша Бессмертного полка. Цитировать не будем, ибо пост содержит нецензурные выражения.
Фото: соцсети
Безосновательно предположим, что будь Левицкий свободным творческим деятелем со своим частным театром, то кто-то, возможно, его театральные и политические изыски понял бы и принял. Но весь казус в том, что Левицкий – художественный руководитель государственного театра. И уходить с этого оплачиваемого налогоплательщиками поста, по всей видимости, не собирается. Используя при этом, увы, не творческие, а вполне себе банальные решения и связи, в том числе в Союзе театральных деятелей России и местном сообществе лиц, принимающих решения. Так было и в ситуации с истечением контракта, когда в итоге он не только остался у творческого руля театра, но и продолжил сыпать антигосударственными постами в своих социальных сетях. В последнем и вовсе заявил, что рвет все связи с культурой.
После такой декларации остается ожидать, что он так же принципиально порвет и контракт с театром, где получает зарплату руководителя. Уволится из ВСГИК, где занят преподаванием театрального дела. Ведь студенты государственного вуза, согласно его классификации, составляют часть «культурного сообщества», «…не имеющего ничего общего с подлинными гуманитарными институтами, сообщество холуев, трусов и предателей смысла и назначения культурных организаций…».
Если в случае с публично выраженными воззрениями Левицкого существует возможность их правовой и общественной оценки, то с распознаванием и доказыванием признаков скрытой индивидуально-клановой мотивации в выборе и организации постановок, вольной их интерпретации, келейщины в театре все гораздо сложней.
Давать правовую или общественную оценку не есть право или обязанность газеты, но обратить внимание законодателей, правоохранителей и общества на проблему мы можем.