Клуб Senkai, или Как развивалась культура аниме в Улан-Удэ

История клуба любителей аниме и манги из первых уст
Культура |
Фото Клуб Senkai, или Как развивалась культура аниме в Улан-Удэ
Фото: Анастасия Кыштымова

Последний такой фестиваль прошел в 2017 году, ознаменовавший закрытие клуба. Однако закрыть – не значит забыть, в этом уверена Анна, один из старожилов клуба Senkai. В начале сентября она решила вспомнить молодость и организовала с поддержкой Музея истории Улан-Удэ «Аниме ночь в музее». О том, с чего начинался клуб Senkai, как жили любители аниме и манги в столице Бурятии, читайте в нашем интервью.

– Жизнь анимешника в нулевые в Улан-Удэ. Как это было?

– Мой путь анимешника начался с первого класса, тогда в России на пике популярности были «Сейлор Мун» и «Покемоны». С 2007 года в моей жизни появились такие аниме, как «Блич», «Наруто», «Нана» и «Евангелион». В то время аниме считалось чем-то непонятным, все очень предвзято относились к этому увлечению, в какой-то мере это сохраняется и сейчас. А мне, как подростку, хотелось найти единомышленников – кого-то, с кем можно разделить интересы. Через какое-то время я узнала, что в Улан-Удэ анимешники собирались каждое воскресенье на Мемориале Победы, начала туда ходить с подругой Сашей. Тогда я и узнала о клубе Senkai, с японского название переводится «Новый мир». Мы обменивались дисками, куда записывались аниме-сериалы. В то время интернет был у немногих, так что те, у кого был доступ к Всемирной паутине, были для нас настоящими богами. Учитывая, какая скорость была, мы могли серию днями скачивать.

Потом в Россию зашел YouTube, по телевизору стали чаще показывать аниме, затем дорамы. Позднее до нас дошла корейская волна, куда вошли музыка, косметика, стиль в одежде и т. д. Все это восполнило нехватку репрезентации. Наши культуры схожи, поэтому Азия привлекала лично меня больше. Уважительное отношение к родителям и семье, ответственность к работе, акцент на глубокий внутренний мир, загадочность, трудолюбие и упорство. В то же время мы учились быть частью общества, а не обособленной единицей, несмотря на отношение сверстников и взрослых к нам.

– С чего началась ваша деятельность в клубе Senkai? Кто помогал в организации фестивалей Shin Seiki?

– Мне было 14 лет, когда я попала в клуб. Сам Senkai образовался 1 апреля 2007 года, в течение года они проводили набор, я оказалась во второй волне. Это была поздняя осень, мы тогда выступали на мероприятии клуба. Было посвящение, проводились конкурсы, мы приносили «клятву» на японской манге, всем участникам раздавали фирменные значки – в общем, все как в студенчестве. С того момента моя жизнь оказалась связана с Senkai, спустя время я стала правой рукой Анны Деон, нашего третьего и последнего президента клуба.

Наша художница-иллюстратор Саша отвечала за афиши и все, что было связано с визуалом. Вика была ответственна за танцы и шоу на открытии фестиваля Shin Seiki, переводится как «Новое поколение». От нас обязательно были или танцевальная постановка, или веселая сценка, чтобы зажечь толпу. Дима вместе с Семеном занимались написанием сценария и вели почти все наши мероприятия, на них была больше техническая часть и музыка. На мне и Ане была организация в целом: договориться со спонсорами, составить программу выступлений, принять заявки, расклеить и распространить афиши, сдать билеты в печать, дать информацию в соцсети и написать пресс-релизы, оформить зал и т. д.

– Каков был размах у фестивалей Shin Seiki?

– Первые мероприятия мы проводили в Национальной библиотеке, в ДК «Железнодорожник», в Национальном музее Бурятии, в Городском дворце детского творчества, в Музее истории Улан-Удэ и в Колледже искусств им. Чайковского. Большая часть мероприятий проходила в колледже, так что это место, как и музей, было знаковым для Senkai. Самый масштабный фестиваль был в 2012 году, он шел три дня на трех разных площадках. Тогда на набережной Селенги мы устроили целый музыкальный open-air, где местные и приезжие группы исполняли песни в жанре японского рока. Однажды на фестиваль во Дворце детского творчества в качестве жюри нам удалось пригласить студентов по обмену из Японии с Восточного факультета БГУ. А в 2017 году нас снимало японское телевидение Fuji TV.

Мы хотели выделиться, запомниться молодежи, параллельно реализовывая какие-­то свои идеи. Мы проводили акцию «50 дней до фестиваля Shin Seiki», распечатывали фото с отсчетом и собирали потом в гирлянду во время проведения фестиваля в колледже, развешивали черновики сценариев с нашими забавными пометками в холле. Так люди могли увидеть, как шла подготовка к фестивалю.

Одним из основных составляющих наших фестивалей было косплей-дефиле. Нашей мечтой было превратить Shin Seiki в крупный и запоминающийся эвент в глобальном масштабе. Благодаря многолетней работе мы стали частью семьи Hinode – сети партнерских фестивалей в городах России. Они проводили региональные отборочные туры, победители которых «автоматически» проходили в финал всероссийского конкурса косплея – World Cosplay Summit. Мероприятие проходило каждую весну в Москве, где косплееры боролись за право представлять страну в мировой столице косплея – в городе Нагоя в Японии.

Уже когда клуб Senkai закрылся, ребята из Улан-Удэ самостоятельно подали заявку на конкурс, где в итоге заняли первое место по России. По сути, это был их билет в Японию, они могли бы представлять нашу страну на международной арене, но все испортила пандемия.

– Однако клуб Senkai закрылся. Почему?

– Элементарно – мы выросли, появились свои семьи, серьезная работа. Кто-то уехал из города, кто-то в другие страны. Мы думали, наше дело продолжат ребята, которых мы набрали в последний раз. Это были молодые активные люди 14–16 лет, мы назвали их «чиби-сенкай». Но у них не получилось, увы. Аня и Дима называли меня музеем имени Senkai, потому что вся атрибутика хранилась все эти годы у меня, это наши флаги, плакаты, баннеры, черновики сценариев и т. д.

У нас была традиция – мы вывешивали ватманы каждый фестиваль и любой желающий мог оставить там послание. На «Аниме ночи в музее» они также присутствовали, кто-то желал хорошо провести время, люди знакомились, шутили. Были и послания из прошлого, где люди благодарили за мероприятия.

– Почему вы решили провести «Аниме ночь в музее»?

– Это был мой порыв. Я хотела что-нибудь сделать напоследок перед отъездом для родного города и молодежи. Изначально планировала сделать просто показ аниме, думала, посидим с друзьями, вспомним молодость и все. Но так случилось, что все вышло за рамки возможного и невозможного, и «Аниме ночь» превратилась в настоящий фестиваль. Мы рассчитывали в лучшем случае на 200 человек, а пришло около 600 вместе с участниками дефиле и каверденсерами. Очередь растянулась на весь Арбат, людям приходилось обходить или протискиваться сквозь толпу. Фестивали даже в наши лучшие годы посещало максимум 300 человек, сколько мог вместить в себя концертный зал Колледжа им. Чайковского.

– И даже дождь не помешал мероприятию?

– Это особенность всех мероприятий Senkai, своеобразный символ. В какой бы день мы ни проводили фестиваль, обязательно шел дождь. И «Аниме ночь в музее» не стала исключением, мы хотели перенести все в здание, но, учитывая сколько было людей, там бы не поместились все внутри. Мы искали зонты, дождевики, полотна, чтобы люди могли укрыться от дождя. Но гости отнеслись с пониманием, за что им большое спасибо. В целом подготовка к мероприятию шла стрессово, я не спала почти месяц. Так как давно не живу в Улан-Удэ, были проблемы с поиском контактов и участников мероприятия. У нас осталась связь с Музеем истории города, поэтому решено было остановиться на нем.

– Неожиданно было увидеть столько детей на «Аниме ночи в музее?

– Да, совершенно. Senkai и наши фестивали известны среди людей постарше, лет 25–40, это наши ровесники. Скорее всего, молодежь привлекла наша афиша, трехметровый баннер был размещен на Арбате, в самом людном месте Улан-Удэ. Плюс мы попали на начало учебного года, когда школьники возвращаются с каникул. Мы словили момент, поэтому, скорее всего, и пришло столько народу. Были и «старички» – я встретила своих друзей и косплееров, которые поднимали культуру аниме здесь, в Улан-Удэ. Для нас они были и остаются идолами, на которых хотелось равняться. Кстати, на «Аниме ночи в музее» в качестве украшений были использованы те самые диски-болванки с аниме, на некоторых даже сохранились названия. Я видела, что люди подходили и смотрели, что там написано.

– Это было своего рода прощание?

– Возможно, кто-то из старой тусовки еще решит когда-то что-то сделать, но да. Были мысли открыть клуб и вновь проводить фестивали, но я не знаю, как это реализовать. Эту «Аниме ночь в музее» организовывала практически я одна, кого нашла в Улан-Удэ, тех подключила. Нужно доверять людям, которые решат возобновить деятельность Senkai, потому что наш клуб – это своеобразный бренд, имя, которое у нашего поколения на слуху. Если передавать руководство, то кому-то ответственному, кто сможет на таком же уровне организовывать фестивали. Не хотелось бы, что все так закончилось. Наоборот, хочется, что бы у подростков было место, где они могут встретить единомышленников, не бояться осуждения и быть самими собой.

Кол-во просмотров: 4045

Поделиться новостью:


Поделиться: