Одним из значимых следствий конфликта России со странами Европы на фоне событий на Украине стала потеря нашей страной вертолетоносца «Мистраль», который отказалась поставлять Франция. И хотя к международным санкциям Бурятия имеет отношение лишь косвенное, то к вертолетоносцам солнечная республика имеет самое непосредственное отношение. Промышленный флагман Бурятии – Улан-Удэнский авиационный завод – до сих пор играет очень важную роль в обеспечении безопасности страны на морских просторах.
Угроза стратегических подлодок
Именно на нашем авиазаводе, расположенном в глубине Советского Союза, за период 1965-1973 годов создавалось около 460 вертолетов КА-25 в 18-ти различных модификациях. Именно в Улан-Удэ создавалась крылатая машина, под которую затем начали создавать корабли-вертолетоносцы. И эта машина, можно без преувеличения сказать, предотвратила третью мировую войну в тот сложный период, когда натовские подлодки угрожали СССР по всему морскому периметру.
Именно благодаря госзаказу на создание этих машин Улан-Удэнский авиационный завод получил такое ударное финансирование, что весь поселок Авиазавод и соседние поселения приобрели мощное развитие.
В разгар холодной войны на вооружение многих морских держав поступили атомные подводные лодки, представляющие значительную угрозу противнику. Несущие тактическое ядерное вооружение, они способны скрытно проникать в акватории стран-противников и неожиданно наносить сокрушительный удар.
Извечному противостоянию щита и меча нет конца. На любой удар находится защита, на любую броню – оружие, способное ее пробить. «Гибельной прорухой» для подводных лодок не стали корабли надводные. Создавая большой шумовой эффект, они сами становятся хорошей мишенью для «железных акул». Впрочем, в долгих поисках средства для борьбы с вражескими подлодками нашлось эффективное противодействие – вертолеты.
И если во времена Второй мировой войны подводные лодки предназначались для борьбы с кораблями и атак на прибрежные объекты, то в настоящее время они стали оружием, способным поражать любые цели. Даже те цели, которые расположены в глубине континентов на удалении в тысячи километров от морей. Наглядный пример этому продемонстрировала не так давно Россия, освоив запуск 37-тонных баллистических ракет «Булава».
Машина Камова
Вертолеты модели КА-25 были сконструированы группой инженеров легендарного ОКБ под руководством самого Николая Камова специально для борьбы с подводными лодками. Согласно документам, задание на разработку было дано ВМС СССР в 1958 году, а 11 мая 1961 года первый опытный вертолет был продемонстрирован военному руководству страны. Эта сравнительно небольшая винтокрылая машина изначально предполагала намного большую, чем в исконной задумке, перспективу применения. Во-первых, это малые габариты, позволяющие применять его именно как вертолет палубной авиации. Во-вторых, это компактность и универсальность элементов конструкции: фюзеляжа, силовой установки, топливной, несущей, противообледенительной и гидравлической систем, системы навигации, пилотирования, связи, трансмиссии, шасси и др. В числе значительных преимуществ КА-25 стала возможность его посадки на палубу корабля при значительной бортовой и килевой качке и при сильном ветре.
Единственным недостатком новой модели вертолета стала невозможность одновременного оснащения его системами обнаружения и уничтожения подводных лодок. В этой связи появились две отдельные модификации – противолодочный (КА-25 ПЛ) и целеуказующий (КА-25 Ц). Первая модификация в дальнейшем стала основной.
Согласно технической документации, каждый вертолет противолодочной модификации КА-25 может переносить в бомбоотсеке и применять бомбовое и торпедное вооружение общей массой до 1100 кг. Основным торпедным вооружением вертолёта стала торпеда АТ-1, способная поражать подводную лодку на глубинах от 20 до 200 м на скорости движения цели 25 узлов (морских миль, 1852 м – то есть даже при скорости 46 км/час подлодка остается уязвимой).
Впоследствии были разработаны дневные и ночные ориентирно-маркерные авиабомбы ОМАБ-25-12Д и ОМАБ-25-8Н, пускаемые с держателей снаружи корпуса вертолета.
Советские вертолетоносцы
Специально для использования подобных вертолетов были созданы противолодочные и тяжелые авианесущие крейсеры (ПКР и ТАКР). Происходило совершенствование новых вертолетов и создание для них кораблей базирования. Количество вертолетов на одном корабле возросло от одного до 14, а радиус контролируемой акватории вокруг корабля достиг 200 км.
Хорошее оружие – это то, которое либо не используется, либо способно применяться в мирных целях. Так и КА-25, оставаясь мощным кулаком страны для любого противника, в широчайшем спектре модификаций послужили больше в спасении жизней. Эти машины использовались при разминировании Суэцкого канала, для обеспечения судоходной навигации, базируясь на ледоколах, на Северном морском пути, для эвакуации пострадавших во время стихийных бедствий в самых разных уголках планеты.
Сейчас над томами документов, посвященных КА-25 значится гриф «Выведены в резерв». Но, к счастью, как и любой хороший солдат, они не утрачены. В классификации стран НАТО эта базовая советская машина получила название Hormone и стала одним из объектов поиска зарубежной разведки.
Продолжение следует...