​Как Улан-Удэнский авиазавод предотвратил третью мировую войну

Одним из значимых следствий конфликта России со странами Европы на фоне событий на Украине стала потеря нашей страной вертолетоносца «Мистраль», который отказалась поставлять Франция.
Общество |

Одним из значимых следствий конфликта России со странами Европы на фоне событий на Украине стала потеря нашей страной вертолетоносца «Мистраль», который отказалась поставлять Франция. И хотя к международным санкциям Бурятия имеет отношение лишь косвенное, то к вертолетоносцам солнечная республика имеет самое непосредственное отношение. Промышленный флагман Бурятии – Улан-Удэнский авиационный завод – до сих пор играет очень важную роль в обеспечении безопасности страны на морских просторах.

Угроза стратегических подлодок

Именно на нашем авиазаводе, расположенном в глубине Советского Союза, за период 1965-1973 годов создавалось около 460 вертолетов КА-25 в 18-ти различных модификациях. Именно в Улан-Удэ создавалась крылатая машина, под которую затем начали создавать корабли-вертолетоносцы. И эта машина, можно без преувеличения сказать, предотвратила третью мировую войну в тот сложный период, когда натовские подлодки угрожали СССР по всему морскому периметру.

Именно благодаря госзаказу на создание этих машин Улан-Удэнский авиационный завод получил такое ударное финансирование, что весь поселок Авиазавод и соседние поселения приобрели мощное развитие.

В разгар холодной войны на вооружение многих морских держав поступили атомные подводные лодки, представляющие значительную угрозу противнику. Несущие тактическое ядерное вооружение, они способны скрытно проникать в акватории стран-противников и неожиданно наносить сокрушительный удар.

Извечному противостоянию щита и меча нет конца. На любой удар находится защита, на любую броню – оружие, способное ее пробить. «Гибельной прорухой» для подводных лодок не стали корабли надводные. Создавая большой шумовой эффект, они сами становятся хорошей мишенью для «железных акул». Впрочем, в долгих поисках средства для борьбы с вражескими подлодками нашлось эффективное противодействие – вертолеты.

И если во времена Второй мировой войны подводные лодки предназначались для борьбы с кораблями и атак на прибрежные объекты, то в настоящее время они стали оружием, способным поражать любые цели. Даже те цели, которые расположены в глубине континентов на удалении в тысячи километров от морей. Наглядный пример этому продемонстрировала не так давно Россия, освоив запуск 37-тонных баллистических ракет «Булава».

Машина Камова

Вертолеты модели КА-25 были сконструированы группой инженеров легендарного ОКБ под руководством самого Николая Камова специально для борьбы с подводными лодками. Согласно документам, задание на разработку было дано ВМС СССР в 1958 году, а 11 мая 1961 года первый опытный вертолет был продемонстрирован военному руководству страны. Эта сравнительно небольшая винтокрылая машина изначально предполагала намного большую, чем в исконной задумке, перспективу применения. Во-первых, это малые габариты, позволяющие применять его именно как вертолет палубной авиации. Во-вторых, это компактность и универсальность элементов конструкции: фюзеляжа, силовой установки, топливной, несущей, противообледенительной и гидравлической систем, системы навигации, пилотирования, связи, трансмиссии, шасси и др. В числе значительных преимуществ КА-25 стала возможность его посадки на палубу корабля при значительной бортовой и килевой качке и при сильном ветре.

Единственным недостатком новой модели вертолета стала невозможность одновременного оснащения его системами обнаружения и уничтожения подводных лодок. В этой связи появились две отдельные модификации – противолодочный (КА-25 ПЛ) и целеуказующий (КА-25 Ц). Первая модификация в дальнейшем стала основной.

Согласно технической документации, каждый вертолет противолодочной модификации КА-25 может переносить в бомбоотсеке и применять бомбовое и торпедное вооружение общей массой до 1100 кг. Основным торпедным вооружением вертолёта стала торпеда АТ-1, способная поражать подводную лодку на глубинах от 20 до 200 м на скорости движения цели 25 узлов (морских миль, 1852 м – то есть даже при скорости 46 км/час подлодка остается уязвимой).

Впоследствии были разработаны дневные и ночные ориентирно-маркерные авиабомбы ОМАБ-25-12Д и ОМАБ-25-8Н, пускаемые с держателей снаружи корпуса вертолета.

Советские вертолетоносцы

Специально для использования подобных вертолетов были созданы противолодочные и тяжелые авианесущие крейсеры (ПКР и ТАКР). Происходило совершенствование новых вертолетов и создание для них кораблей базирования. Количество вертолетов на одном корабле возросло от одного до 14, а радиус контролируемой акватории вокруг корабля достиг 200 км.

Хорошее оружие – это то, которое либо не используется, либо способно применяться в мирных целях. Так и КА-25, оставаясь мощным кулаком страны для любого противника, в широчайшем спектре модификаций послужили больше в спасении жизней. Эти машины использовались при разминировании Суэцкого канала, для обеспечения судоходной навигации, базируясь на ледоколах, на Северном морском пути, для эвакуации пострадавших во время стихийных бедствий в самых разных уголках планеты.

Сейчас над томами документов, посвященных КА-25 значится гриф «Выведены в резерв». Но, к счастью, как и любой хороший солдат, они не утрачены. В классификации стран НАТО эта базовая советская машина получила название Hormone и стала одним из объектов поиска зарубежной разведки.

Продолжение следует...

Кол-во просмотров: 452

Поделиться новостью:


Поделиться: