Как научить ребенка говорить на бурятском языке (ФОТО)

Лишь 29,4% воспитанников детских садов владеют бурятским языком
Общество |
Фото Как научить ребенка говорить на бурятском языке (ФОТО)
Фото: Зорикто Дагбаев

По данным госпрограммы Бурятии «Сохранение и развитие бурятского языка в Республике Бурятия на 2021 - 2030 гг.»,  в нынешнюю эпоху глобализации более острой становится проблема сохранения и развития национального языка. 

Документом сообщается, что современное состояние национального языка бурят можно описать как сложное. Среди школьников республики Бурятия из 42 236  носителей языка владеют родным речью лишь 38,8%, среди детей, посещающих детские сады, из 14 957 владеют -  28,3%.

Фото: Зорикто Дагбаев

Однако в последнее время наблюдается тенденция, когда все больше молодых супружеских пар-бурят, не владеющих родным языком, озабочены этой проблемой. Поэтому сегодня все больше  молодых семей-бурят заинтересованы в том, как обучить ребенка родной речи, предпочитая обычным детсадам те, в которых проводятся занятия  родному языку.

Какие способы используют педагоги при обучении национальному языку в садиках, рассмотрим на примере детсада №35 «Алые паруса» г. Улан-Удэ.

 Подходящий возраст

 В садике «Алые паруса» считают, что обучение любому языку в детском саду должно проходить интересно и увлекательно. Там  учеба строится на русском, бурятском  и английском.

Педагоги дошкольного учреждения убеждены, что обучение языкам начинается с раннего возраста, а именно с 2-3 лет.  Время показывает, что  дети хорошо воспринимают новую языковую коммуникацию.

 Сценарное обучение с куклами

 К детям приходят мультипликационные, книжные персонажи: куклы в народных костюмах, звери, пернатые  и др. Малышам нравится, когда к ним на чай  приходят узнаваемые лица, к примеру,  Чингис и Арюна. Они с ними общаются на бурятском языке: поют песни, рассказывают стишки. Но сначала  дети  просят их помыть руки на бурятском языке: «Гараа угаагты! (Мойте руки!), Нюураа угаагты! (Мойте лицо!)». Дети  также угощают их: «Чингис, сай уугыш! (пей чай!), Хилээмэ эдиш! (Ешь хлеб!), Шарбин эдиш! (Ешь шарбин!)», «Арюна, урмэ эдиш! (ешь творог с черемухой!)».

 Затем дети могут  сыграть в бабки-лодыжечки (шагай наадан), отгадывание (таалсалга), подкидывание косточек (хумпараа), лошадиные скачки (мори урилдаага).

 Среди малышей игровые предметы вызывают ассоциативный ряд со какими-то словами, словосочетаниями, песнями и т.д. на родном языке.

 Игра с предметом

 Важную роль в развитии речи детей оказывают физически активные игры. Они также укрепляют тело и дух ребенка, создают гармоничный настрой, закаляют волю и характер.

 К примеру, с детьми можно поиграть в игру шапочка (малгай нюуха). Смысл в том, что дети (или ребенок и родитель) садятся в круг. Ведущий обходит его и украдкой кладет шапочку кому-нибудь за спину. Сидящие в круге стараются не проморгать момент, когда ведущий положит шапочку. Малыш или взрослый, у которого оказалась шапочка, должен взять ее, побежать за ведущим, догнать и задеть его головным убором до того, пока тот не сядет на его место. Тот, кто не смог догнать ведущего, садится посередине круга, и делает то, что говорят другие участники: читает стишок, поет песню, громко произносит повторяющиеся слова. Главное, что все действия, сопровождаются на национальном языке.

Фото: Зорикто Дагбаев

Педагоги уверены, что такие игры важны, поскольку позволяют малышам учиться говорить на родном языке быстро и хорошо.     

 Развитие речи на праздниках и прогулках

 Обучение  детсадовцев родному языку проходит как на уроках в классах, так и на протяжении всего времени на улице, празднованиях, развлечениях.

 Так, в детсаду «Алые паруса» ни одно  празднование  не проходит без национальных игр, песенок, стишков, постановок. Во время пения нужно громче произносить слова и показывать действия  героев, сопровождая родной речью.

 Веселая национальная игра «Волк и сурки» также проводится по случаю празднований, а также на улице. Счетом выбирается волк, остальные дети - сурки. Рисуют круги - норки. Сурки перебегают с норки в норку, дразня волка: «Шоно, шонои шинии гэр муухай, манай гэр сэбэр! (Волк, волк, твоя норка нечистая, а у нас чистая!)». Волк их за это ловит, а сурки стараются не стать добычей волка.

 На улице педагоги закрепляют, повторяют слова на родном языке, говоря о времени года, растениях, зверятах. К примеру, воспитательница просит посчитать детей, сколько птичек они увидели на ветвях деревьев. Дети отвечают на национальном языке, что двух птичек, трех и т.д..

 Затем организуется игра «Птички». Преподаватель с ребятами проговаривает слова «чирик-чирик», автомобиль едет (ерэбэ). Дети изображают птичек, прыгая на месте. После чего преподаватель рыча, как автомобиль, едет к ним навстречу. А птички разлетаются в стороны: те, кого задевает, выходят из игры.

 Важно в повседневной жизни

 Каждый день в дошкольном учреждении употребляют фразы, которые люди используют в быту. После ополаскивания лица говорят: «Минии нюур сэбэр! (Мое лицо чистое!)». После приема пищи ребята произносят: «Би садааб, баярлаа! (Я наелся(-ась)спасибо!). Когда укладываются на покой говорят: «Унтая! ( Давайте спать!)». 

 Работники детсада для привычки употребляют фразы: столдоо hуугты (садитесь за стол),  орондоо орогты (укладывайтесь), хубсаhаа андалдае (меняем одежду),  наадаха ошое (пойдемте играть) и др.

 Методика группового развития речи

Хорошим способом для погружения в языковой контекст является взаимодействие детского наставника, преподавателя и ребят в группах. То есть создается разговорная ситуация, во время которой преподаватель вступает в диалог  на бурятском языке. К примеру, в беседе о лете, преподаватель говорит, опираясь на картинки: Зун газаа гоё даа! (Летом хорошо!). Ребята отвечают: Гоё даа! (Хорошо!). Преподаватель продолжает говорить, что цветы растут (сэсэг ургана), и спрашивать,  какого цвета трава (ногоон ямар унгэтэйб?).

 Учитель показывает на картинке цветы, а дети называют их цвета:  синий цвет (хухэ унгэтэй), желтый цвет (шара унгэтэй), белый цвет (сагаан унгэтэй).  А также учитель просит посчитать цветы (Хэды сэсэгууд  бэ, хэлэгты), а дети отвечают на бурятском языке. Далее воспитатель продолжает беседу по теме. 

Старшие ребята предпочитают участвовать в ролевых играх: «Больница», «Шоколадница», «Школа». Для таких игр, ребята учат тексты на бурятском языке, закрепляя их дома с родителями. В помощь ребятам размещаются «стенды-памятки», листочки с подсказками.

 Пособия в помощь

 Внимание детей приковывает  красочные обучающие пособия, к которому  любой малыш желает прикоснуться. В детском садике применяются «Круги Луллия» для закрепления и повторения слов. Кроме того, пособие «Чудесный  бурятский  сундучок» знакомит  детей  с культурой и традицией бурятского народа. Дети  строят фразы при помощи предметов и обучающего фартука. С помощью  наглядного модуля «Юрта» инсценируются ситуации, благодаря которым дети учатся считать на бурятском языке и называть правильно цвета.

 Как видим,  обучение национальному языку, выстроенном на концепции обучающей игры с опорой на детское воображение, может стать отличным наглядным примером родителям для занятий с ребенком в домашних условиях.  

Кол-во просмотров: 4036

Поделиться новостью:


Поделиться: