Библейский сюжет картины «Ной проклинает Хама» повествует о временах после Великого потопа, когда Ноев ковчег останавливается «на горах Араратских».
Ной начинает заниматься земледелием. Насадив виноградник и выпив вина, Ной опьянел и лежал нагим, что было осмеяно сыном Хамом. Между тем как два других сына Ноя, отвернувшись и не глядя на наготу отца, почтительно прикрыли ее. Узнав о происшедшем, Ной благословил Сима и Иафета и проклял сына Хама, родоначальника ханаанеян, определив последним рабский удел.
В музей имени Ц.С. Сампилова в Улан-Удэ картина попала в январе 1949 года в качестве дара Государственного Русского музея вместе с другими работами известных русских художников конца XVIII – начала XX веков.
Иван Степанович Ксенофонтов – академик исторической живописи, получил это звание в 1863 году. Родился 25 марта 1817 года, а умер 20 декабря 1875 года. Первоначальное обучение получил дома. Чувствуя влечение к рисованию, он стал посещать Санкт-Петербургскую рисовальную школу для приходящих и показал успехи, благодаря чему спустя два года имел возможность перейти в Академию художеств.
В 1943 году он был определен в ученики К.П. Брюллову, затем к Ф.А. Бруни. В академии Ксенофонтов обучался успешно. В 1850 году Ксенофонтову за исполнение программы «Товий исцеляет глаза отцу своему в присутствии Архангела Гавриила» академия присудила серебряную медаль первого достоинства, удостоила звания художника и предоставила ему возможность продолжать работать над картиной «Воскресение Господне». За эту работу ему присудили вторую золотую медаль. Первую золотую медаль Ксенофонтов получил в 1852 году за картину «Ной благословляет сыновей своих Сима и Иафета и отвергает не благословенного им сына Хама». В 1855 году Ксенофонтов выехал в Италию. Там он немало работал, присылая свои картины на академические выставки. В 1863 году И.С. Ксенофонтов получил звание академика за работу «Успение Богородицы», которая была написана для церкви Русской миссии в Иерусалиме.
На художественную деятельность Ксенофонтова наложили определенный отпечаток руководство К.П. Брюллова и Ф.А. Бруни. Основные труды живописца были широко представлены в храмах и церквях России: в церкви великого князя Николая Николаевича Старшего, в церкви имения Петрово-Соловово в Тамбовской губернии, в церкви лейб-гвардии Гродненского гусарского полка, в соборе Петропавловской крепости, в церкви Николая Чудотворца на Выборгской стороне Петербурга, в церкви села Хилковки Полтавской губернии и др.