Продвигаться вперед во всех отношениях, совершать апгрейд (to upgrade – улучшить, совершенствовать) – задача каждого любителя, мечтающего стать профессионалом. Освоив азы фотоискусства, любитель начинает ставить перед собой новые задачи, расширяет горизонты познаний и сталкивается с проблемой увеличения функциональности фотоаппарата. Что же можно купить к «базовому» набору и как это повлияет на качество фотографий? Это стало темой новой беседы с Марком.
– Как ты считаешь, что именно следует улучшить из своей техники в первую очередь?
– Это, безусловно, объектив, ведь «китовые» (которые находятся в комплекте. – Ред.) объективы дают мало возможностей. И тут существует несколько вариантов. Во-первых, можно приобрести универсальный объектив. Такой, кстати, идет в комплекте с некоторыми фотоаппаратами. У него угол обзора варьируется от широкого до узкого, что хорошо как для репортажной съемки, так и для съемки пейзажей.
Есть объектив для портретной съемки, так называемый «полтишок». У него фокусное расстояние 50 мм и очень хорошая светосила – равна 1,8 (есть и более светосильные, но они на порядок дороже). То есть диафрагма может открываться широко, уменьшается глубина резкости, значит, можно снимать в более темных условиях. Обладает он также и высокой цветопередачей: фотографии приобретают хорошую контрастность, насыщенный цвет. Стоимость «полтишка» – от 6–7 тыс. рублей в местных магазинах и от 4 тыс. – на заказ через Интернет.
Телеобъектив, или «телевик», – следующий вид объектива. Обладает фокусным расстоянием от 70 мм, узким углом обзора и возможностью снимать на больших расстояниях. Фотографии, которые вы видели в предыдущей публикации, были сняты при его помощи. Телеобъектив сам по себе больше других, его стоимость от 5 тыс. рублей. Есть профессиональные «телевики» ценой от 50 тыс. с возможностью снимать очень удаленные объекты, такие как самолеты в небе и дикие животные.
Если вы хотите приобрести дополнительный объектив к фотоаппарату, нужно, конечно, исходить из целей. Я бы посоветовал для начала приобрести «полтишок», чтоб почувствовать разницу с «китовым» объективом.
– Что еще понадобится начинающему фотографу для профессионального роста?
– Следующей деталью будет вспышка. Они также бывают любительские и профессиональные, стоимостью от без малого 10 и до 20 тыс. рублей соответственно. Эти вспышки гораздо мощнее встроенных и позволяют осветить объект иногда даже на расстоянии 30–40 метров. Свет с их помощью можно направлять в разные стороны, чтоб получить более объемный, естественный рисунок. Например, вспышка от потолка даст объем картинке.
Работа со вспышкой дает разные творческие возможности. Ее можно использовать отдельно от фотоаппарата, например, поставить за человека, которого снимаешь, и тогда в кадре получится темный силуэт. Используя несколько вспышек, можно осветить целую площадку. Они несут и дополнительные функции, такие как стробоскоп для увеличения количества вспышек в секунду. То есть за один кадр можно сделать десять вспышек, что подходит для съемки динамичных сцен, таким образом получая в одном кадре некую раскадровку.
– Какие еще детали могут помочь для увеличения творческих возможностей?
– Можно приобрести фильтры на объективы. Они бывают разного размера, а подбирать их нужно под диаметр объектива. Кстати, советую обязательно приобрести защитный фильтр: он предотвратит попадание грязи и пыли на переднюю линзу. Может защитить и от удара. Но вообще фильтры бывают самые разные для разных целей.
Например, при съемке витрины магазина или водной глади фильтры могут поглотить часть отражения. Можно с помощью фильтров сделать очень насыщенным цвет неба, изменить спектр цвета. Цветными фильтрами можно побаловаться и сделать, к примеру, желтые фотографии или использовать их для черно-белой съемки. Если снимать таким образом портрет, то кожа человека станет темной.
Есть еще так называемые фильтры-«звездочки». С ними можно снимать огни в ночи и получать красивые лучи. Эти фильтры бывают четырех-, шести- и восьмилучевые. Фильтры можно приобрести недорого: советские продаются в ломбардах по 200–300 рублей, импортные же стоят от 1 тыс. Профессиональные стоят уже 2–5 тыс. за штуку.
– А как насчет штативов и других вспомогательных устройств?
– Да, штатив – вещь нужная. Можно приобрести как недорогой китайский штатив, так и хороший европейский. Произведенные в Китае штативы легко ломаются, они сделаны из алюминия и пластика. Их можно приобрести в наших магазинах. Качественные штативы есть у известных итальянских производителей, они полностью металлические, обладают отличной эргономикой. Не подведут они при любых погодных условиях, даже в воде, выдержат большой вес. Они бывают карбоновые, то есть легкие, и гасят мелкие вибрации. Стоят от 3 тыс. рублей, карбоновые – от 10 тыс. рублей.
Не помешает приобрести и вертикальную батарейную ручку. Она хороша тем, что в нее можно вставить дополнительный аккумулятор или даже два. Имеется на ней и дополнительная кнопка спуска, позволяющая снимать в вертикальном положении. У некоторых камер при наличии такой ручки повышается производительность. Например, у меня Nikon D300, и без ручки он делает 6 кадров в секунду, а с ручкой – 8 кадров в секунду. Приобрести ручку можно у «родного» производителя фототехники, как Canon и Nikon (цена будет около 5 тыс. рублей), или опять таки китайского производства, которая даст минимум функциональных возможностей и пластиковый корпус.
– Среди дополнительной фототехники, пожалуй, это все. Стоит начинающему фотолюбителю обратить внимание еще на какие-то детали?
– Как я уже говорил, приобретая фототехнику, нужно всегда помнить о таких важных мелочах, как карты памяти: их лучше приобрести две небольшого объема, ведь всегда есть риск потерять или приобрести некачественный товар. Средства для ухода за техникой не менее важны. Ну и сумка должна быть побольше – с расчетом на дополнительное место и апгрейд. Хорошие сумки я, кстати, увидел в открывшемся в нашем городе магазине «М-Видео». Стоимость их 1–2 тыс. рублей.