Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

Статью об этом международная группа археологов и палеогенетиков опубликовала в журнале Cell.

До сих пор прародиной коренных американцев считалась Северо-Восточная Сибирь (в частности, бассейн Колымы), откуда они перебрались на Аляску по суше до образования Берингова пролива, разделившего Америку и Евразию около 10 тыс. лет назад.

Ученые из Германии, России, Южной Кореи и ЮАР при участии Йоханнеса Краузе (Johannes Krause) из Института мировой истории Общества Макса Планка исследовали образцы ДНК 19 людей, живших в Сибири в период от 14 до 4 тыс. лет назад. Древнейший из них — зуб, найденный в палеолитической пещере Усть-Кяхта-3 к югу от озера Байкал. В геноме обнаружились предковые компоненты, устанавливающие его родство с коренными американцами. Аналогичные компоненты имеются в геномах людей, живших на несколько тысяч лет позже в Северо-Восточной Сибири.

Исследователи установили, что окрестности Байкала в рассматриваемый период были контактной зоной, где перемешивались носители по меньшей мере двух геномов — древнего североевразийского (Ancient North Eurasian) и северовосточно-азиатского (Northeastern Asian). Первый ассоциируется с культурами раннего бронзового века, второй — с неолитическими.

В останках двух из 14 людей, живших в байкальском регионе около 4,5 тыс. лет назад, ученые обнаружили следы бактерии Yersinia pestis (чумной палочки). Эта конкретная разновидность бактерии оказалась генетически ближе всего к той, что была обнаружена у одного человека, жившего примерно в то же время на другом конце Евразии — в балтийском регионе (культура шнуровой керамики). Это указывает на существование контактов на таком огромном расстоянии уже в таком отдаленном прошлом.

В 2015 году палеогенетики установили, что первая волна переселенцев из Сибири достигла Америки не ранее 23 тыс. лет назад. В 2019 году ученые смоделировали три волны миграций с юга на северо-восток Сибири за последнюю 31 тыс. лет.

Можно ли сейчас найти в Восточной Сибири людей, более или менее сохранивших черты предков,   тех, которые по перешейку ушли в Америку и положили начало индейцам? Оказалось, на берегах Байкала по сей день проживают буряты нехарактерного типа внешности. Они высоки и горбоносы. Мы попытались выяснить их родословную.

«Индейцы» живут в Еланцах и Хужире

Иркутский краевед Станислав Гурулев в одной из своих книг упоминал о деревне Огул (или Агул), бывшей когда-то в Ольхонском районе. Деревня исчезла, как и многие деревни в советское время. Жители ее расселились по прибайкальским местностям. Огульцы были замечательны внешним видом: высокие, с римским горбатым носом, величавой походкой.

— Жителей в хрущевские времена расселили в Еланцы и Черноруд. Поищите там, — посоветовал нам Станислав Андреевич.

В Черноруде мы отыскали пару нетипичных бурятских лиц. Но и только. Об огульцах здесь ничего не вспомнили. Зато в Еланцах мы сразу нашли несколько огульских семей. Пожилая учительница, бывшая огульчанка Маина Николаева, — самая старшая из тех, кто пришел в Еланцы из Огула. Она хранительница истории исчезнувшей деревни. Женщина легко подтвердила необычность огульчан: «Да, у нас были высокие, горбоносые. Мама моя такая была — светлолицая, глаза зеленоватые, большие».

Сама Маина Алексеевна статная, высокая, похожая на романтическую, в стиле Фенимора Купера, индейскую старуху с изящным, небольшим с горбинкой носом. Она с трепетом вспоминает родные места, которые пришлось покинуть, и приводит рассказ своей бабушки о том, как появилась деревня Огул. В интерпретации Маины Алексеевны название это означает что-то вроде «угловое место».

— Мы жили у Косой Степи  у семи лиственниц. Когда-то деревня эта не имела названия, население все русское было. Пришли царские сборщики налогов, собрали налоги. А когда ушли уже далеко, вспомнили, что названия деревни-то не знают. «Что-то сильно косо здесь смотрели на нас» — и решили назвать деревню Косой Степью. Народ наш кочевал. Когда приехал промышленник Ланин в эти места, решили уйти подальше, углубиться. Переехали «на угол». Назвали деревню Огул.

Жили у нас охотники и скотоводы. Очень хорошие места наши были: в лесу много ягод, охота прекрасная. Река Бугульдейка была тогда широка и глубока — там коней купали. Когда мелиорацию провели, все обмелело. Теперь Бугульдейку курица вброд перейдет, — с сожалением вспоминает учительница злосчастную мелиорацию, которая была уже на ее памяти.

Расселение деревень уничтожило особенности огульцев

Природное богатство, достаточное для проживания, не спасло деревню. Отец Маины Алексеевны создал там первый колхоз с забавным названием «Культпросвет». А в 35-м году его посадили как врага народа.

— На праздник 7 ноября оставили старую кобылу — забить и накормить всех праздничным обедом. А кобыла оказалась жеребой. Отца забрали. А у нас все имущество конфисковали, даже мебель и кур. В конце войны колхоз переорганизовали в промартель Обллесхимпродревсоюза. А в 1946 году в Огуле люди начали голодать. Остались ведь только женщины и дети. Главным назначили безграмотного старика. Отец, к счастью, тогда из лагеря вышел и стал руководить колхозом, а тот старик остался как подставное лицо, ведь враг народа не мог быть главой артели. Отец сразу стал бить нерпу, делить мясо. Скот, какой забрали, обратно в деревню вернул. В Огуле смолоскипидарный завод поставил. На Ольхон поехал   и там поставил. Скипидар в Иркутск отправляли, а смолу покупали колхозы по соседству — лодки, телеги смолить. После смерти отца хозяйство опять в упадок пришло.

Колхозы объединились. Молодежь выехала в Хужир, кое-кто — в райцентр. Стариков из Огула стали, как говорит Маина Алексеевна, выживать, тянули переезжать. Между домами землю распахали, засеяли зеленкой — травой на корм скоту. И переехали старики к детям. На месте Огула раскинулись покосы.

Буряты, индейцы и кавказцы говорят почти на одном языке

Шаман из Еланцов Валентин Хагдаев придерживается сибирской версии происхождения индейцев.

— 40 — 60 тыс. лет назад, в эпоху таяния ледника, люди пошли вслед за уходящими животными. И через пролив вышли в Америку. Рисунки на скалах в этом направлении остались до сих пор — на Лене, Камчатке, Аляске. Когда индейцев начали изучать как этнос, сразу же стало ясно родство с нами, бурятами. Даже рисунок татуировок у бурят и   индейцев совпадал. Священный бык — прародитель бурят — встречается у индейцев в качестве тотема бизона. У нас волк — культовый зверь, у индейцев тоже. Культ орла — еще одна параллель, объединяющая нас.

Хагдаев бывал в Америке в гостях у индейцев апиноков, аминаджи и анакиджа, которые сохранили в своей внешности, в общем-то, очень немного от предков. Американские ученые в качестве гостей приезжали к Хагдаеву, уверяли его, что культуры бурят и индейцев более чем схожи.

Мы побывали в деревне Черноруд, в 30 километрах от Еланцов, название которой, кстати, по одной из версий, этимологически восходит к тотему волка: шоно-род, что значит «волчий род». Ни о какой черной руде речи, конечно, не идет.

Большое исследование на предмет родственности индейцев и бурят провел в свое время Станислав Гурулев. Он, изучая топонимику Сибири, сопоставлял местные названия с индейскими. Например, Канзас — штат Канзас (от названия родовой группировки индейцев сиу), деревня Манзурка — Манзура, поселок Мегет — Мегетт (небольшой американский городок), Унга — река в Сибири, Унга — остров в Америке. Гурулев считает, что только на основе топонимов вполне можно говорить о близости бурятского и индейского населения, которое говорит на языках из группы на-дене (на этих языках говорят и известные всем по приключенческим романам племена апачи и навахо).

Кстати, Станислав Андреевич приводит любопытное свидетельство о работе бурятского исследователя Дугарова. Ища соответствие слову «ерд» (таково название священной горы на реке Анге рядом с Еланцами), он нашел одну аналогию — у народов Северного Кавказа: у ингушей слово «ерд» означает «храм, культовое место». Таким образом, бурятские топонимы сходны не только с индейскими, но и с топонимами северокавказских народов — ингушей, чеченцев, адыгов и других.

Артем Ефимов (https://nplus1.ru/)