03.06.2024 10:31
эксклюзив
ЭКСКЛЮЗИВ
В Бурятии вспомнили страницы 95 –летней истории русского театра
Фото: пресс-служба Русского драмтеатра им. Бестужева

В Бурятии вспомнили страницы 95 –летней истории русского театра

       «Без пяти сто»! Так Государственный Русский драматический театр назвал свой юбилейный вечер, который состоится 5 июня. И в этом названии все – и большая 95 –летняя история старейшего театра Бурятии, полная разных событий жизнь страны, и сегодняшние будни, и вера в будущее, что театр жил, жив и будет жить.  

     Юбилейный сезон выдался очень насыщенным премьерами (восемь спектаклей!), многими творческими проектами – среди них «Встречи на Малой» и внутри театральный фестиваль школьных театров «Серебряный колокольчик», мероприятия ко «Дню рождения Николая Бестужева», имя которого носит театр, гастроли в Читу и многое-многое другое… Театр пополнился молодыми талантливыми артистами, и это обновление труппы тоже дает надежду на новые творческие возможности коллектива, стремящегося соединить традиции и новаторство, начинающее давать свои ростки.

     Мне очень по душе выражение «Культура (а это фактически все, что создано человечеством и Театр как высшее проявление его души) — это мера человеческого в человеке». О человеке и его месте в окружающем мире как никто лучше рассказывает театр во все времена. Он незримым образом соединяет все, что было создано прежними поколениями служителей Русского драматического с днем сегодняшним. Вот почему нынешние театральные работники и зрители, приходящие на спектакли, обязательно посещают музей, где с фотографий и портретов разных лет на нас смотрят те, кто отдал этому театру лучшие годы жизни, талант и свою любовь. И в этой связи времен есть нечто символическое, отражающее его внутреннюю суть.

     Историю творят люди, а ведут за собой герои

      К сожалению, современные зрители мало знают нашу театральную историю. А ведь она как зеркало отражает жизнь края и страны. И сегодняшние культурные достижения общества – результат многолетнего труда прежних поколений. У каждой истории есть свое начало и свои герои. Об истоках современного Русского драматического, Московском Оргтеатре и «просветовцах», заложивших основы первого профессионального драматического искусства в республике, я уже писала в День его рождения 22 декабря 2023 года.

      Важно то, что спустя 100 лет приходит более объективное понимание событий того времени - двадцатых годов прошлого столетия - с поисками, энтузиазмом и верой в новую жизнь. Ведь носителями и проводникам идей и ценностей всегда есть люди. В памяти остались лишь некоторые имена «строителей» театра, многие были по разным причинам незаслуженно преданы забвению. И мы вновь и вновь пытаемся восстановить историческую справедливость.

     Сегодня, вспоминая этот талантливый коллектив, особо хочется выделить его художественного руководителя Евгения Павловича Просветова, неординарного и разносторонне одаренного человека, чье творчество вобрало в себя дух времени, как бы пафосно это ни звучало. Интересна и сама его биография. Родом из маленького города Василькова Киевской губернии (у нас была одна страна!), он, рано потеряв родителей, проявил завидную самостоятельность и получил хорошее образование сразу в двух учебных заведениях. Результатом стала степень кандидата экономических наук и специальность режиссера - педагога по окончании учебы на дирижерском факультете Киевской консерватории.

      И то, и другое образование очень помогло ему в процессе создания нового «пролетарского» коллективного синтетического театра. Творческие эксперименты режиссера и актеров Оргтеатра в синтезировании больших и малых форм как принципа разнообразия театральной программы пользовались большой популярностью. Очевидец тех событий А. Куртик вспоминал, что «программы концертных вечеров, которые показывал театр Е.П. Просветова в Верхнеудинске, были подлинно маленькими шедеврами искусства. Танцевально-спортивные этюды в концертах были необычайно красивы».

    Обращение Оргтеатра к молодежной тематике и молодой советской драматургии было не просто дань требованиям и того факта, что основной зрительской аудиторией являлась молодежь, но и отражением художественной позиции театра. Каждая постановка не только тепло принималась зрителями, но и поддерживалась прессой. Отмечалась «основательная и слаженная актерская игра, вдумчивая режиссерская работа».  

    Интересна и трансформация репертуарной афиши коллектива. Обращение к классике, по мнению доктора искусствоведения В.Ц. Найдаковой, свидетельствовало о зрелости и мастерстве коллектива. Она писала, что в лучших постановках сезона 1932-1933 годов «актеры демонстрировали не только отточенную внешнюю технику, но и хорошую школу переживания, умение раскрывать внутренний мир своих героев, заражать эмоциями зрительный зал».  

    Драматические, даже трагические события не только пожара в театре, но и известных перемен в культурной политике государства, сначала вынудили коллектив покинуть наш город, а в дальнейшем привели к закрытию Московского Оргтеатра. Творческая судьба самого Евгения Павловича Просветова тоже оказалась очень драматична. Оставшись без своего детища, он долгие годы работал в разных театрах страны, а в годы войны вместе с группой актеров оказался в маленьком городке Тара Омской области и открыл там при театре студию.

    Один из его учеников – студийцев, позже нар. артист СССР и художественный руководитель Вахтанговского театра Михаил Александрович Ульянов, тепло вспоминая своего первого учителя, отмечал его удивительный дар «увлекать не только силой своего знания и опыта», но и умением «будить фантазию и желание творить», «самому работать и искать».  Высокий профессионализм, преданность и гражданская позиция Е.П. Просветова и актеров Оргтеатра – прекрасный образец для подражания нынешнему поколению Русского театра.

    Для республики отъезд Московского Оргтеатра, безусловно, был большой потерей. Первая предпринятая попытка заменить «просветовцев» набранной из актеров разных городов страны труппой не получилась, в том числе и потому, что здание клуба «КОР», где начал работать новый коллектив, сгорело.

     Но Русский театр как птица феникс вновь возродился, на этот раз, в построенном здании театра по улице Ленина. Это большое событие в культурной жизни города было связано с именем режиссера и педагога Александра Васильевича Миронского, который вместе со своей женой и актрисой Екатериной Дмитриевной Прозоровой приехали работать в республику по окончании ГИТИСа (тогда Центрального техникума искусств) и много сделали для развития театрального дела в республике.

      Второе рождение  

     23 ноября 1936 года вошло в историю Русского драматического театра как факт «второго рождения» Русского театра. Осенним вечером 1936 года зрители впервые увидели спектакль «Аристократы» Н. Погодина в постановке главного режиссера, засл. арт. республики А.А. Ларионова.  Творческое ядро труппы опять составляли артисты из разных театров страны, в том числе московских и ленинградских. Среди них имена уже упомянутой Е.Д. Прозоровой (Миронской) и В.А. Закатова хочется выделить особо.

     Пятилетний период становления Русского драматического театра, вобравший в себя трагические события 1937 года и последующих лет, был сложным и противоречивым для коллектива. В первом сезоне 1936-1937 годов работы театра - создание репертуарной афиши с нуля, жилищные и прочие организационные трудности - тем не менее, не влияли на высокий темп его работы, было поставлено 12 (!) спектаклей. В том числе такие, как «Егор Булычов и другие» М. Горького, «Пиковая дама» А.С. Пушкина. «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Ревизор» Н В. Гоголя и др. Что говорит о хорошем творческом потенциале режиссеров и актеров.

      Но ежегодная смена руководства (не всегда по понятным причинам), частая смена актерского состава безусловно влияли на творческий результат и стабильность работы.  Хотя в эти годы постепенно сложился «костяк» труппы, пополнившийся выпускниками Ленинградского театрального техникума, в их числе был Василий Семенович Гусев, замечательный актер, всю свою жизнь связавший с русским драматическим театром и за вклад в развитие театрального искусства получивший заслуженного артиста РСФСР. А тогда, в далеком 1939 году впервые были награждены ведущие актеры Л.П. Каверин, В.А. Закатов, Е. Н. Ноздрин, П.И. Консон и Е.Г.Перевалова почетным званием «Заслуженный артист Бурят-Монгольской АССР». За вклад в развитие культуры республики Александр Васильевич Миронский был также удостоен звания «Заслуженный деятель искусств БМАССР».

       В те годы на сцене с успехом шла русская и зарубежная классика, в том числе «Царь Федор Иоаннович», «Последние» М. Горького, «Любовь Яровая» К. Тренева, «Ромео и Джульетта» У. Шекспира, «Трактирщица» К. Гольдони. Событием в жизни театра стал спектакль «Маскарад» М. Лермонтова, в нем известный мастер сцены Владимир Александрович Закатов сыграл главную роль Евгения Арбенина, отметив тем свой 25-летний юбилей служения театру. Его вклад в развитие театрального искусства Бурятии значителен, он был не только ведущим артистом, но и режиссером-постановщиком, а в 1940 году назначен директором открывшегося Театра юного зрителя, потом директором Русского драматического театра.

       Несмотря на все внутри театральные и внешние политические сложности, коллектив театра к 1940 году достиг определенной стабильности. И вновь вмешавшиеся обстоятельства, связанные с подготовкой к Декаде Бурят-Монгольского искусства в Москве, когда коллектив был вынужден прервать свою работу, финансовые трудности, в том числе задержка зарплаты, привели к неутешительному итогу – смене актерского состава на 60%, снижению посещаемости. Новое руководство театра в лице директора В.А. Закатова и нового художественного руководителя М.Д. Рахманова, а также продолжающие работать артисты делали все возможное для сохранения первого открывшегося театра в республике. Но в 1941 году началась война.

       Завтра была война

      Великая Отечественная война - время тяжелых трагических испытаний для нашей Родины и Русского драматического театра. Эвакуация в Улан-Удэ Харьковского русского драматического театра в первые месяцы войны укрепила творческий состав ТЮЗа, часть коллектива вошла в харьковскую труппу.

    Создавались фронтовые бригады, их число приближалось к 4 тысячам. 6 человек из Русского драматического театра ушли добровольцами на фронт, среди них актеры В. Мочалов и К. Страдымов. За мужество и героизм К. Страдымов был награжден орденом «Великой Отечественной войны I степени» посмертно.

      В первые годы войны маленькая по составу труппа, в которую входили опытные мастера, и молодые артисты работали на лесоповале, выступали в агитбригадах с концертами, беседами и докладами в колхозах районов республики, отчисляли в их пользу свои трудодни. С шефскими концертами в госпиталях и военных частях выступали и артисты харьковского театра. А еще сильная по актерскому составу труппа во главе с народным артистом СССР А.Г. Крамовым за время нахождения в республике показали зрителям свои лучшие спектакли «Три сестры» А.П. Чехова, «На дне» М. Горького, «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского, «Мадридская сталь» Лоп де Вега, «Машенька» А. Афиногенова. Одновременно с московскими театрами харьковчане поставили и показали нашему зрителю лучшие пьесы военных лет «Русские люди» К. Симонова и «Фронт» А. Корнейчука.

      После отъезда Харьковского театра в августе 1943 года коллектив ТЮЗа вновь стал работать на стационаре, где безусловно главной для постановок оставалась военно-патриотическая тема. Драматургия и поставки военных лет не всегда были явлением художественным, но вызывали эмоциональное волнение и поддерживали зрителей, полуголодных, потерявших близких, побывавших на фронте или готовящихся уйти на фронт. Их всех объединяла любовь к Родине и вера в победу над фашизмом. 

     Спустя 50 с лишним лет во время беседы с актрисой Дорой Кононовной Ковальчук, мы вспоминали ее довоенную театральную молодость, и мужа, К. Страдымова, погибшего защищая Родину. Каждый раз, рассказывая о войне, как они ходили собирать колоски, как выступали перед сельчанами, а после выступлений детишки из называли «циркачами», она просто и тепло улыбалась, угощая меня чаем. Поколение победителей и созидателей, переживших такую войну, на самом деле не страдали, как в пьесе «Фронтовичка» современного драматурга Анны Батуриной.

     По воспоминаниям народной артистки РСФСР Клавдии Тимофеевны Никулиной, им нужно было восстанавливать разрушенную страну, они радовались самой жизни, возможности заниматься любимым делом и необыкновенно вдохновенно играли эту жизнь в своих спектаклях.

     Один из любимых спектаклей молодежи после войны стала «Сказка о правде» Маргариты Алигер, где главную роль сыграла молодая актриса театра Дора Ковальчук. Она так пронзительно играла роль Зои Космодемьянской, что однажды мальчик, потрясенный увиденным, после спектакля подарил актрисе вместо цветов свой рисунок – ее Зою с несгибаемой волей. Этот рисунок актриса хранила всю свою долгую жизнь.

     Когда в этот юбилейный сезон Русский драматический театр поставил «Зою», я видела и слышала, как замирал зал и плакали зрители. Ведь генетическая память жива и подвиг, который совершило то поколение наших предков   - камертон, для всех, кто может называть себя просто человеком.

      В суете ежедневных дел и напряжения жизни современного мира раздаются противоречивые оценочные суждения, чаще споры и сомнения, торопливые интервью… Время еще рассудит кто был прав. Большое видится на расстоянии. А сегодня главное событие - Юбилей театра как возможность приостановиться и оглянуться на пройденный путь, чтобы вновь осознать «кто мы, откуда и куда идем». С юбилеем, бестужевцы!

 

        Елена Гильмулина, театровед, заслуженный работник культуры РБ,

        кандидат искусствоведения.

    

     

 

Кол-во просмотров: 867

Поделиться новостью:


Поделиться: