Большой юбилей отмечает сегодня первый театр Бурятии

95 лет назад в Верхнеудинске открыл «первый зимний сезон» Московский передвижной Оргтеатр
Культура |
эксклюзив
ЭКСКЛЮЗИВ
Фото Большой юбилей отмечает сегодня первый театр Бурятии
Фото: русский драматический театр

Сегодня в предновогодней суете самые счастливые – это дети. В ожидании чуда они вместе с родителями наряжают елку, а еще идут в театр на праздничные представления.

И в этой замечательной традиции празднования Нового года каждый театр стремится показать что-то сказочное, фантастическое... Как например, яркий и зрелищный спектакль «Двенадцать месяцев» Русского драматического театра.

А несколько лет назад «бестужевцы» основали традицию - отмечать 22 декабря «Ночь в театре» как праздник дня рождения, распахивая двери для своих уже взрослых и самых активных поклонников. Потом театр стал проводить это мероприятие в другое время. А вот традиция отмечать день рождения поднятием флага осталась.

Сегодня наша газета присоединяется к поздравлениям Русского драматического театра Бурятии. С днем рождения! Поводом стала юбилейная дата. В такой день принято вспоминать пройденный путь, значимые события, поэтому и мы решили напомнить нашим читателям некоторые страницы истории «театрального первенца» республики, обратившись к его историку, кандидату искусствоведения, заслуженному работнику культуры РБ Елене Гильмулиной. 

Московские корни

22 декабря 2023 года – особый день для театральной Бурятии и юбилейный. 95 лет назад состоялось открытие «первого зимнего сезона» Московского передвижного Оргтеатра, а значит впору говорить о дне рождения Русского драматического.

В тот вечер на сцене Гортеатра шел спектакль «Человек с портфелем» А. Файко.  Именно это событие стало точкой отсчета жизнедеятельности первого профессионального театра республики. Сегодня о том времени можно судить лишь по немногочисленным свидетельствам, связанным с исторически важным периодом рождения театра.

На фото из музея русского театра: труппа Московского передвижного Оргтеатра:

Событию этому предшествовал долгий путь формирования культурной среды, где свою лепту внесли ссыльные декабристы, проводники просвещения и русской культуры. По мнению историков, именно «селенгинские поселенцы» декабристы Бестужевы оказали влияние на изучение и культурное развитие края, выделяя при этом Николая Александровича Бестужева, имя которого с 1991 года носит наш Русский драматический театр.

Театр, как явление городской культуры, не рождался на пустом месте. Этот процесс формирования театральной культуры, безусловно, был связан с любительским театром последней четверти XIX века, и своей деятельностью он обязан творческой инициативе верхнеудинских жителей: энтузиастов врачей, учителей, служащих...  Интеллигенция небольшого уездного города Верхнеудинска стремилась не только разнообразить свою жизнь, но и жизнь горожан, приходивших смотреть их спектакли.

Потомки, отзовитесь

Благодаря исследователям и краеведам сохранились наиболее значимые имена организаторов и участников любительского театра, среди которых хочется выделить штатного смотрителя уездного училища Н. С. Нелюбова, заслуженного  учителя БурАССР Е. А. Танскую. Спектакли, организованные «любителями драматического искусства» под руководством Никиты Сергеевича Нелюбова, имели просветительскую цель и были достаточно популярны. Ставились пьесы А. Н. Островского «Доходное место» и «Лес», водевили русских и французских авторов. Со сцены звучали произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова... Сам Нелюбов выступал с отрывками из поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?».

Недолгая деятельность любителей 1880-х годов нашла свое продолжение в начале XX века. Благодаря Екатерине Александровне Танской сохранились афиши спектаклей начала 1900-х годов, поставленных чаще всего с благотворительной целью. Из них мы узнаем имена таких наиболее активных актеров-любителей тех лет, как Е. А. Сергеева, А. П. Островская, К. А. Пузанов, С. Б. Нодельман, М. В. Радзиковская, актеры и режиссеры Г. Д. Болтенко, П. В. Рутковский... Сама Танская выступала в качестве актрисы и распорядителя благотворительных спектаклей.

Возможно, потомки упомянутых нами людей и сегодня проживают в Бурятии. Как здорово, если бы они откликнулись и поделились какими-либо сохранившимися сведениями о своих творчески одаренных далеких родственниках.

«Даешь театр!»

После октябрьских событий 1917 года движение самодеятельного драматического искусства получило широкое распространение. Вместе с тем создать в Верхнеудинске профессиональный театр своими силами любители по-прежнему не могли. Хотя попытка создания Художественного пролетарского театра была предпринята в начале 1920-х годов. Идейным вдохновителем этого замечательного начинания стал заведующий отделом искусств и преподаватель Прибайкальского народного университета Виктор Николаевич Добронравов.

Открытую при университете студию из 30 человек возглавил в качестве председателя и режиссера-постановщика сам В. Н. Добронравов, а педагогами и участниками спектаклей студии выступили профессиональные актеры Иркутской труппы под руководством Д. Д. Лельского и актрисы П. Н. Маргер-Мерецкой. К сожалению, недостаток финансовой поддержки и многие другие причины не позволили осуществиться этой мечте. Но их полуторагодовая деятельность не прошла даром. Подробно об этом в свое время написал известный театральный критик А. А. Политов, и если кто-то из современных исследователей и зрителей вдруг захочет узнать историю тех событий, может обратиться к книге Анатолия Андреевича.

Важно то, что многолетние чаяния верхнеудинской интеллигенции иметь свой стационарный профессиональный театр сбылись в 1928 году. Участившиеся гастроли театров в середине 1920-х годов  формировали интерес к театральному искусству и расширяли зрительскую аудиторию. Желание верхнеудинцев иметь постоянно действующий профессиональный театр вылилось в движение «Даешь театр!», развитие которого совпало с государственной культурной политикой советской власти.

Гастрольные выступления «левого театра», каким был Московский Оргтеатр, более всего понравились молодежной аудитории. Увлеченный идеей создания «нового искусства» молодой коллектив, пропагандирующий новые театральные формы, физкультуру и спорт, во главе со своим талантливым лидером Е. П. Просветовым, пришелся многим по душе.

«Просветовцы»

Афиша первого сезона включала в себя малые формы: скетчи, интермедии, спектакль-аттракцион, трамовские представления. Но, будучи ищущим и широко образованным человеком, Евгений Павлович Просветов, чувствуя интерес зрителей, в следующие два сезона в своих художественных и репертуарных поисках обратился к оперетте, пьесам молодых советских драматургов и даже к классике. Так менялся, творчески рос молодой талантливый коллектив, чья судьба позже сложится очень драматично. Пожар, во время которого сгорели декорации и костюмы, вынужденный отъезд из Бурятии, а затем расформирование театра после 1932 года в свете меняющихся событий в стране стали водоразделом в истории советского сценического искусства и не только.

Новую историю театрального искусства БМАССР продолжат творить другие люди, о которых я расскажу в дальнейшем. Но ГРДТ им. Н. А. Бестужева всегда будет помнить свои «московские корни», дух эксперимента, который воплощали в своих спектаклях «просветовцы». Память и благодарность хранили первые студийцы, бурятские артисты, которых они обучали сценическому мастерству в открывшихся тогда Театральных мастерских Оргтеатра. Вклад в культурно-просветительскую работу, которую они проводили с самодеятельными коллективами, первые зрительские обсуждения своих постановок, пусть тогда и идеологизированных – все эти начинания найдут в будущем свое продолжение.

Деятельность «просветовцев», их стремление открыть мир нового театра, созвучного «дыханию» времени, навсегда останется в истории театральной Бурятии. Имена и фотографии артистов и режиссеров Оргтеатра –  М. Святской, Л. Ткачева, Б. Туфа, В. Кузина-Мартова, В. Молдавского, В. Борисова, Л. Ершова и др. – тоже остались в истории нашего театра, которому я посвятила свою диссертацию и монографию. Считаю важным, что первый профессиональный театр Бурятии, наряду с другими замечательными театральными коллективами, о которых тоже написаны книги, получил научное исследование, осуществленное под руководством известного театроведа, доктора искусствоведения, профессора В. Ц. Найдаковой в конце 1990-х –  начале 2000-х годов. 

В Русском драматическом театре есть свой прекрасный музей, которым заведует Л. Н. Золотухина, долгие годы занимающаяся сбором документов, фото, афиш и т. д., для того, чтобы не только сохранить ценные артефакты в театральном архиве, но и представить их в постоянной экспозиции и на  передвижных выставках, посвященных той или иной дате театральной истории.  Она – «хранитель истории» ГРДТ. И если зрители захотят не просто посмотреть в юбилейный сезон сегодняшний репертуар «бестужевцев», но и окунуться в его многообразное прошлое, зайдите в музей или почитайте монографию, которая есть в Национальной библиотеке. Потому что в треугольнике любви –  Театр – Автор – Зритель – те, кто находится по другую сторону театральной рампы, всегда будут играть важную роль. 

Автор - Елена Гильмулина, историк театра, кандидат искусствоведения,

засл. работник культуры РБ

 

 

Автор:
Кол-во просмотров: 3292

Поделиться новостью:


Поделиться: