​Змея помогла курумканцам найти место старинной кузницы

В урочище Тунгэн Курумканского района змея помогла найти старинную кузницу, которую потомки известного кузнеца (дархана) Убуу искали на протяжении многих лет.
Общество |

Об этом «Новой Бурятии» рассказала жительница Курумканского района Дулмажап Маладаева.

– Ежегодно на этом месте мы проводим родовой обряд поклонения кузнечным предкам (дархан-тахилга), который проводится по соглашению всех семей рода Борсой шоно для защиты и процветания рода, – рассказала она. – В течение многих лет мы искали место, где находилась кузница нашего прадеда кузнеца, чтобы восстановить ее. Даже собирались в следующем году начать поиски с помощью металлоискателя.

Отметим, что среди бурят, проживающих в Баргузинской долине, особенно популярен культ почитания предков-кузнецов – дарханов, что не удивительно, ведь здесь много представителей кузнечных родов, таких как галзуд, hэнгэлдэр и т. д. Изначально долина являлась одним из центров железоделательного производства и обработки железа. И в настоящее время кузнечное искусство считается почетным занятием, более того, имеющим божественное происхождение.

По преданию, небожитель – кузнец Божинтой, по повелению западных добрых тэнгриев отправил на землю детей, чтобы обучить людей кузнечному делу. По поверьям, если возле больного или спящего человека положить топор или нож, то они будут лучшим оберегом от злых сил. Профессия кузнеца была наследственной (дарханай утха), причем кузнецами иногда были шаманы. Кузнецы считались сильнее шамана, так как они делали железные шаманские вещи и предметы. А шаманы из рода кузнецов (дархан утхатай боо) считались наиболее могущественными и обладали колдовской волшебной силой (шэжэ абатай байгаа).При этом кузнецы разделились на черных и белых. Черные дарханы ковали изделия из железа, белые работали с цветными и благородными металлами, в основном с серебром. Поэтому их часто называли мунгэн дархан – серебряный мастер.

Дархан тахилга

Для проведения родового обряда заранее готовят тканевые цветные ленты (сэмэлгэ). Ключевые атрибуты – наковальня и молоток. Во время обряда мужчины по очереди стучат молотком по наковальне. Женщины к этому действию не допускаются. Затем мужчины совершают обряд подношения молоком и водкой. В это время каждый молится о благополучии своих родственников. Потом все садятся за праздничный стол.

– В какой-то момент рядом с местом проведения обряда мы увидели ядовитую гадюку. Змея, ощутив внимание людей, чуть сжалась, но не стала принимать угрожающей позы. Мы, в свою очередь, не стали к ней близко подходить, но и не упускали из виду, чтобы знать, где она находится. Через некоторое время змея начала медленно уползать, – рассказал очевидец. – Она заползла на небольшой пригорок и мгновенно исчезла из виду. Видимо, заползла в нору. В этот момент все женщины отошли – начали готовить стол для подношений. Мужчины следом за змеей поднялись на пригорок и начали искать нору. И вдруг буквально под ногами увидели стариные железные изделия – подковы, инструменты, болты и т. д.

Удивлению представителей рода Борсой шоно не было предела. Ведь несколько лет подряд на этом месте сантиметр за сантиметром искали малейшие следы от кузницы. А тут, оказывается, было все под ногами.

Род Борсой шоно относятся к восьми баргузинским родам, в основном эхиритского племени– hэнгэлдэр Шоно, Баяндай, Абзай, Сэгэнут, Эмхэнут, Булагат. Род галзут относится к племени Хори.Напомним, изначально эхириты занимало степные участки на территории современного Качугского,Баяндаевского и Эхирит-Булагатского районов – верхний участок долины реки Лены (Зулхэ), ее притоков Анги, Манзурки, Куленги, среднюю и верхнюю части долины реки Куды и бассейн реки Мурин от устья до истоков. Затем началось миграционное движение на свободные территории Ольхонского и Баргузинского районов и в дельту р. Селенги.

По информации Г. Р. Галданова («Доламаистские верования бурят»), баргузинские роды галзут, баяндай и шоно имели наследственных кузнецов. А род hэнгэлдэр не имел их по причине, излагаемой в предании о том, как два брата из этого род,а нашли буумал – «небесные» молот и наковальню, но не взяли их, а сбросили в море. Вскоре в семье младшего брата родился сын, который по предопределению свыше должен был стать первым кузнецом родаhэнгэлдэр. Братья убили мальчика, потому что он родился трехглазым и они приняли его за дьявола-шулмуса.

Кстати, именно с родом Борсой шоно связывают возможное родство с Чингисханом. По легендам, эхириты, получившие имя волка, являются потомками мальчика Чоны, выкормленного волками. Напомним, что род Чингисхана вел свое происхождение от Бурте чоно. Как отмечают авторы В. Д. Кубарев, Д.В. Черемисин, тотем волка принимает разные функции в верованиях кочевников: волк – проводник; воспитатель героя; волк – оборотень; волк – символ воинской доблести –предводителя родовой воинской дружины, которая нередко сравнивается с волчьей стаей. Тотемы родов имели знаковый характер, отражали функциональное значение: посвящение в члены рода, табу на охоту, самоназвание, идентификацию по физическим и боевым качествам.

– Стремительные набеги тюрко-монгольских завоевателей вдохновлялись мифическим образом первобытных евразийских охотников: хищник, преследующий дичь в степи, – пишет Мирча Элиаде. – Скорость передвижения, внезапность вторжения, истребление целых народов, уничтожение признаков оседлой культуры (городов и деревень) – все это сближает отряды всадников-монголов с образом стаи волков.

Также существует версия о том, что в Баргузинской долине захоронены некоторые потомки Чингисхана, в том числе шесть великих ханов, включая хана Хубилая – императора Китая.

Кол-во просмотров: 1466

Поделиться новостью:


Поделиться: