«Новая Бурятия» завершила небольшое журналистское расследование событий, связанных с обысками в офисах ООО «Улан-Удэнская судостроительная компания», случившихся в начале мая и вызвавших определённый резонанс в общественной жизни республики. Вниманию читателей предлагается редакционная версия прошедших событий, которые все равно вызывают больше вопросов, чем ответов.
По информации ООО «Улан-Удэнская судостроительная компания» (УУСК), действительно, в начале июля 2006 года по инициативе ООО «Байкал Яхтклуб» («БЯК») с судостроительной компанией был заключен договор о строительстве служебно-разъездного судна.
При этом важно отметить один определяющий момент. В период подписания договора ООО «БЯК» не передало ООО «УУСК» техническую и проектно-сметную документацию. И в соответствии с пунктом 3.3.1 договора, «Байкал Яхтклуб» принял на себя обязательство предоставить документацию в согласованные сторонами сроки. Тем не менее договором были определены основные параметры судна: длина, ширина, осадка, срок изготовления (24 месяца) и предварительная стоимость работ (180 млн рублей). При этом ООО «БЯК» торопило ООО «УУСК» с началом работ. В такой вот ситуации стороны и приступили к исполнению договора.
Сразу необходимо отметить, что строительство судна полностью контролировалось ООО «БЯК», с которым ООО «УУСК» согласовывало буквально все: сроки выполнения отдельных этапов работ и график их финансирования, приобретение материалов и оборудования для строительства, закупки и другие расходные операции, связанные со строительством судна. ООО «УУСК» могло привлекать только тех субподрядчиков, которых рекомендует ООО «БЯК».
За все время строительства ООО «УУСК» не оплатило сторонним организациям ни рубля без согласования с ООО «БЯК».
Тем временем строительство судна затянулось на неопределенный срок и основной причиной тому стало упоминаемое ранее отсутствие технической и проектно-сметной документации, атакже постоянные перебои с финансированием. К тому же меняющиеся представители ООО «БЯК» постоянно изменяли проектные задания под свое видение того, как должно выглядеть судно. А это вело зачастую к сносу уже смонтированных конструкций и возведению новых. Это, в свою очередь, вело к удорожанию стоимости судна и опять же к увеличению сроков строительства.
Также негативно сказывались на стоимости судна перебои в финансировании, так как ООО «УУСК» никто не освобождал от обязательств по оплате минимальной зарплаты работников, независимо от того, работают они над строительством или ожидают, когда заказчик (ООО «БЯК») проплатит очередной транш.
На сегодняшний день, с учетом изложенного, стоимость работ и материалов, вложенных в строительство судна, составила уже 546 млн рублей. Но вот парадокс – со слов же руководства ОАО «Иркутскэнерго», которое, как предполагает ООО «УУСК», фактически финансировало строительство судна, ОАО «Иркутскэнерго» передало ООО «БЯК» в качестве займов на строительство судна 1,2 млрд рублей (а не 546 млн)!
После того как стало известно, что проект по строительству судна финансировался за счет ОАО «Иркутскэнерго», выяснилось следующее интересное обстоятельство. Для строительства судна были привлечены ООО «Парк-Отель Бурдугуз», дочернее предприятие ООО «Востсибуголь», и ООО «БайкалЯхтклуб», полностью принадлежащее кипрской компании «ЛЭМПГОД ЛИМИТЕД».
Голова идет кругом от такого количества фирм со стороны заказчика. И, конечно, возникает закономерный вопрос – если действительно финансирование идет за счет почти наполовину государственного ОАО «Иркутскэнерго», почему не оно выступило заказчиком строительства судна или напрямую не финансировало ООО «БЯК»?
Если же «Иркутскэнерго» не имеет отношения к финансированию суда, то почему обращается в правоохранительные органы? Для чего займы на строительство судна выдаются ООО «Парк-Отель Бурдугуз», которое подконтрольно ООО «Востсибуголь»? А потом средства приходят в ООО «БЯК», подконтрольное кипрской компании «ЛЭМПГОД ЛИМИТЕД»?
И в итоге выглядит все так: мероприятия, именуемые оперативно-следственными, проведенные в начале мая 2013 года в ООО «УУСК», проведены по инициативе ОАО «Иркутскэнерго». Но получается, что инициатором этих действий явилось ООО «БЯК», у которого нет объяснений, куда были потрачены 654 млн рублей из заявленных 1,2 млрд рублей. Тогда как подрядчик (а это как раз УУСК) может отчитаться по каждой копейке, вложенной в строительство судна.
Логика конфликта, вытекающего из гражданско-правовой сделки, предполагает судебное разбирательство в арбитражном суде. Но все дело в том, что там достаточно быстро будет установлено, что ООО «УУСК» выполнила свои обязательства в тех объемах, что были возможны в предлагаемых условиях. А в этом случае ООО «БЯК» и ОАО «Иркутскэнерго» уже в ближайшее время столкнутся с необходимостью выяснять судьбу недостающих 654 млн рублей.
Обращение же в правоохранительные органы, скорей всего, предполагает, что указанные стороны (ООО «БЯК» и ОАО «Иркутскэнерго») потому и выбрали долгий путь уголовного разбирательства с ООО «УУСК», что не готовы в настоящий момент выяснять, куда же делись эти 654 млн рублей. И по чьей вине судно до сих пор не достроено.
А тем временем ООО «Улан-Удэнская судостроительная компания» в полной мере осознает свою правоту и готовится к судебному разбирательству в арбитражном суде. Компания и в дальнейшем готова освещать развитие данной ситуации в прессе.