«Учителя Республики Бурятия» подвели итоги 15-летней деятельности

Геннадий Федик рассказал, как защищаются права педагогов Бурятии
Общество |
Фото «Учителя Республики Бурятия» подвели итоги 15-летней деятельности
Фото: Татьяна Никитина

Совсем немного осталось до того момента, как мы перелистнем календарь 2023, обозначенный как Год педагога и наставника в России. Чтобы подвести итоги, мы пригласили в редакцию председателя общественной организации «Учителя Республики Бурятия» Геннадия Ивановича Федика.

– Геннадий Иванович, ровно 15 лет назад появилась общественная организация «Учителя Республики Бурятия», как это было?

В 2006 году в правительстве РФ возникла идея о внесении новшеств в систему образования для стимулирования учителей. Этот проект был рассчитан на десять лет. Был разработан проект документов по заработной плате педагогов. Правительство Бурятии из четырех предложенных проектов выбрало один, приемлемый для республики. Министерством образования Республики Бурятия были выбраны 102 школы для пилотного проекта, и уже в 2008 году почти все управления образования муниципалитетов и комитеты городов внесли предложения об изменениях и поправках в данный проект.

В 2007 году при новой системе оплаты труда учителям обещали золотые горы. Зарплата должна была увеличиться почти в полтора раза. Но, увы, учебный 20072008 год показал некие подводные камни: какой-то сбой в компьютере, неправильные расчеты, переплата, что вышло очень некрасиво. Как следствие, в каждой школе возникли вопросы, а для чего, зачем и почему. На волне этих проблем и возникла идея о создании площадки для учителей.

Общественная организация «Учителя Республики Бурятия» создана для защиты прав учителей, учащихся и их родителей. Документ о регистрации мы получили 18 ноября 2008 года. В Уставе организации отмечено, что мы имеем право проводить мониторинг деятельности школ, в том числе финансирования учебного процесса и так далее.

– Как в школах относились к организации?

Конечно, хорошо. Однако в коридорах власти нас не понимали, не принимали, оскорбляли, не допускали, и это длилось почти год. В 2009 году вышла таблица финансовой деятельности всех школ города Улан-Удэ, над которой работали многие специалисты в течение нескольких месяцев. В дальнейшем она получила название «таблица Федика».

В таблице была расписана финансовая политика каждой школы в городе на протяжении 23 лет. Там мы выявили те суммы, которые нам показались как бы «под вопросом».

На протяжении всей деятельности – 15 лет мы никогда и никого не оскорбляли, ярлыки не развешивали и не давали унизить педагогов, тех, кто обращался за помощью. Нашей целью в спорных вопросов было определить причину возникшей проблемы, какой вред принесли те или иные решения, принимаемые на местах, упущения и пути выхода из этого положения. Кроме того, с помощью МВД Республики Бурятия нам удалось собрать пакет документов и проанализировать их. Благодаря этому в дальнейшем удалось систематизировать финансы в сфере образования.

– Сколько учителей состоит в вашей организации?

Да, нас часто спрашивают об этом, и мы отвечаем, что организация создана для педагогов и для улучшения качества образовательного процесса. Мы не политическая партия, сила которой определяется количеством ее членов. Все учителя вправе обращаться за поддержкой в нашу организацию.

– С какими вопросами обращаются к вам учителя?

90% обращений учителей связаны именно с заработной платой. Еще в 2008 году мы говорили, что критерии по начислению и выплате стимулирующей части сырые и вызывают много вопросов. С такими предложениями мы не раз выходили в Минобразование РБ, однако чиновники отдали этот вопрос на откуп каждой школе. Таким образом, каждая школа стала вырабатывать свои критерии по начислению выплат стимулирующей части.

По инициативе главы Республики Бурятия Алексея Цыденова в 20202021 учебном году была проведена в середине учебного года перетарификация оплаты учителей всех школ, что привело к выравниванию заработной платы школьных учителей. До 1 сентября этого года вопросов по данной теме не возникало. Но с 1 сентября 2023 года учителя вновь встревожены снижением заработной платы.   

Что касается выплат стимулирующей части зарплаты, школы нашли такой выход стали эти средства между учителями стали делить поровну. Получилось, что стимулирующая часть потеряла свой смысл. Ведь что такое «стимул»? Это дополнительная выплата к заработной плате за выдающиеся профессиональные достижения педагога или его воспитанников. В коллективе может быть до 100 сотрудников, но все работают по-разному, и среди них есть те, кто действительно отдает все силы и знания своим ученикам. Тогда почему таких людей не поощрять? А сейчас «стимул» стал как дополнение к заработной плате.

Введение новой системы оплаты труда, целью которой было поднять престиж учителя, защитить его социально, на самом деле породило множественные конфликтные ситуации внутри педагогических коллективов. Начали происходить такие скандалы, что становится не по себе. Если раньше учителя вместе пили чай, встречали праздники, то с введением новой системы оплаты труда внутри коллективов появились «группировки». Все это существенно отразилось на качестве образовательного процесса.

– Самая главная проблема, на ваш взгляд, которая стоит перед школами Бурятии?

Как я уже отметил, новая система оплаты труда учителей и, пожалуй, одной из главных в сфере образования остается проблема «стареющих» кадров. Так, средний возраст преподавателя в Бурятии составляет 65 лет.

К сожалению, молодые учителя не знают, что такое дидактика, не владеют частными методиками преподавания. В итоге поработают год-два и уходят. В 1996 году произошла реорганизация, когда Бурятский педагогический институт преобразовали в классический Бурятский государственный университет. Таким образом республика потеряла кузницу педагогических кадров. Необходимо незамедлительно возродить педагогический институт в том объеме и качестве, в котором он был. Возродить методический институт для повышения квалификации педагогов. В противном случае республику ожидает катастрофический дефицит кадров. 

Молодой педагог, пришедший сегодня в школу осознанно, с любовью к детям, профессии, никак не защищен. Получает зарплату в пределах 27–35 тыс. рублей, что, конечно, не является достаточным. Было бы лучше для молодого специалиста разработать ряд приоритетных мер поддержки, например, в приобретении жилья.  

– В прошлом номере газеты «Новая Бурятия» вышла статья о стимулирующих выплатах в школах искусств. А какова ситуация со стимулирующими выплатами в общеобразовательных школах республики?

Давайте называть вещи своими именами. Сегодня в школах Бурятии, в том числе и благодаря деятельности общественной организации «Учителя Республики Бурятия», перестали злоупотреблять средствами стимулирующей части, недоплачивать учителям и так далее. Сейчас в школах таких сигналов нет. Однако недавно к нам за помощью обратились педагоги детских школ искусств г. Улан-Удэ. Нам поступило письменное обращение об оказании помощи в том, чтобы разобраться с начислением заработной платы и стимулирующей части, это обращение мы взяли в работу. 

Для этого нужно провести мониторинг финансовой деятельности этих образовательных организаций. Только тогда мы сможем понять, насколько объективна жалоба, насколько правы руководители этих организаций. В свое время благодаря нашей деятельности в школах Бурятии были выявлены коррупционные факты, появились уголовные дела, например, по школе в селе Монды и по новой школе в поселке Аршан Тункинского района.

Если вы помните, то эту новую школу, куда было вложено более 460 млн рублей, приняли с массой недоделок. Фактически у школы отсутствовали подъездные пути, не было флагштоков для поднятия флага Российской Федерации, отсутствовало водоотведение, установлено некачественное покрытие спортивной площадки и многое другое. В настоящее время почти все приведено в соответствие, за исключение спортивной школьной площадки.  

После того, как к данному вопросу подключилась Счетная палата Республики Бурятия, все наши сомнения подтвердились. Благодаря поддержке прокурора Бурятии Михаила Юрьевича Филичева все недоделки по Аршанской школе на сегодня в основном исправлены. Но по-прежнему остается открытым вопрос о 37 млн рублях.

Так, согласно приказу министра просвещения РФ, на вновь вводимые или реконструируемые школы выделяются деньги на организацию одного ученического места для современного качественного образовательного и воспитательного процесса в объеме 198 тыс. рублей. Таким образом, на Аршанскую школу на 450 мест должно быть выделено 89 млн рублей, однако, по утверждению директора школы, оприходовано только 52 млн  рублей. Мы задали вопрос, где 37 млн рублей? Надеемся, в настоящее время прокуратура этот вопрос решит. А мы в следующем году планируем провести аналогичный мониторинг оприходования средств по всем вновь вводимым в республике школам за последние 34 года.

– Удачи вам!

Автор: Андрей Норбоев

Кол-во просмотров: 975

Поделиться новостью:


Поделиться: