В марте этого года планируется вступление в силу новых поправок в Закон «Об охране озера Байкал». Подкорректировать статью 11 закона предложило Минприроды России, сейчас нововведение проходит антикоррупционную экспертизу. Однако Гринпис резко против: на кону экологический вред байкальской природной территории.
По официальным данным, изменение статьи 11 понадобилось, чтобы разрешить реконструировать и модернизировать линейные объекты (трубопроводы, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи) в центральной экологической зоне Байкала, а для этого требуется разрешить вырубать лес на необходимой для работ площади. Однако, по мнению Гринпис, поправки к закону продвигаются «Российскими железными дорогами» (РЖД) и подразумевают не только реконструкцию и модернизацию существующих объектов, но и строительство новых, что подразумевает дополнительные рубки.
Новая редакция законопроекта выглядит так:
1) подпункт 1 пункта 1 статьи 11 Федерального закона «Об охране озера Байкал» после слов «сплошные рубки» дополнить словами «за исключением сплошных рубок в целях строительства, реконструкции (модернизации) и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства, строительства, реконструкции объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, линейных объектов транспортной инфраструктуры, энергетики, связи, перечень которых утверждается правительством Российской Федерации»;
2) подпункт 2 пункта 1 дополнить словами, «а также перевода в земли промышленности и иного специального назначения земельных участков в составе таких земель лесного фонда под завершенными строительством при проведении реконструкции (модернизации) объектами электросетевого хозяйства, строительства, реконструкции объектами инфраструктуры железнодорожного транспорта, линейными объектами транспортной инфраструктуры, энергетики, связи, перечень которых утверждается правительством Российской Федерации».
Таким образом предполагается разрешить строительство практически любых линейных объектов, а также перевести земли лесного фонда под указанными объектами в земли промышленного предназначения. Подобное строительство неминуемо приведёт к разрушению среды обитания и путей миграции животных, природных ландшафтов и, следовательно, водоохранной зоны озера.
Кроме того, по мнению представителей российского Гринписа, предполагаемые сплошные рубки, если они произойдут, спровоцируют перевод озера Байкал в список «Всемирного наследия под угрозой». В свою очередь, это будет означать, что государство не выполнило своих обязательств по охране Всемирного природного наследия.
Однако законопроект прошёл публичные обсуждения без каких-либо замечаний и обсуждений. Как выяснилось, на слушания был вынесен другой текст, в котором не упоминалась возможность сплошных рубок для строительства линейных объектов, а только для реконструкции и модернизации, что, конечно же, представляет гораздо меньшую угрозу. Именно поэтому никаких замечаний и не поступило.
Несмотря на доводы в пользу законопроекта, Гринпис призывает правительство РФ возвратиться именно к тому, безопасному варианту закона.