Российские вокзалы: куда будут прибывать поезда через 5 лет

Россия – страна железнодорожная. Что первое приходит на ум, когда вы слышите слово «вокзал»? Правильно: грязь, бомжи, бездомные собаки, бесконечные палатки с шаурмой, ряды частных «бомбил», риск быть обманутым, а то и ограбленным.
Общество |

Россия – страна железнодорожная, что и не мудрено при ее географии и отсутствии дорог автомобильных. Казалось бы, железнодорожная инфраструктура при таких условиях должна быть развита на «пять с плюсом».

Однако, что первое приходит на ум, когда вы слышите слово «вокзал»? Правильно: грязь, бомжи, бездомные собаки, бесконечные палатки с шаурмой, ряды частных «бомбил», риск быть обманутым, а то и ограбленным.

К сожалению, с того момента, как закончилась советская эпоха, имидж вокзалов в сознании наших сограждан, да и их фактическое состояние не сильно изменились. Однако и на эти авгиевы конюшни нашелся свой Геракл: до 2015 года РЖД планирует модернизировать большинство российских вокзалов, которые наконец-то должны будут соответствовать мировым стандартам и позволят путешествовать с удовольствием.

Новая юность памятников

В настоящее время в ведении дирекции железнодорожных вокзалов (ДЖВ) ОАО «Российские железные дороги» находится 348 вокзалов, расположенных во всех региональных центрах и крупных городах и являющихся очагами социально-экономической активности. Большая часть из них – вокзалы, в компетенцию которых входит обслуживание поездов дальнего следования.

Львиная их доля была построена в конце XIX – начале ХХ веков, когда функции вокзального комплекса ограничивались торговлей билетами и приемом и отправкой поездов. Времена изменились, но на вокзальных комплексах это не сильно отразилось. Вокзалы, спроектированные сто лет назад, уже не в состоянии эффективно обслуживать пассажиров.

Для того чтобы они отвечали духу времени, была разработана масштабная программа модернизации, первый этап которой должен закончиться в 2013г. В соответствии с графиком РЖД, в рамках первого этапа должен быть реконструирован 81 вокзальный комплекс, а до конца 2015 года должны преобразиться все остальные.

При этом, модернизаторы не забыли о том, что каждый пятый вокзал на балансе ДЖВ является памятником истории и архитектуры, а значит требует к себе особенно бережного отношения. Решить данную проблему договорились просто и изящно: модернизация вокзалов-памятников не должна затрагивать историческую часть, а для расширения площадей будут использоваться прилегающие территории.

Как сообщил начальник ДЖВ Сергей Абрамов, реконструкция одного вокзала в среднем обойдется в 1,5 млрд руб. При этом в качестве инвесторов проектов выступают на паритетных началах РЖД и региональные власти, которые также могут привлекать и частных инвесторов. Стоит отметить, что вокзальный комплекс – весьма выгодный объект инвестирования, ведь срок его окупаемости составляет всего 7–10 лет.

Во многих регионах понимают значимость реконструкции объектов железнодорожной инфраструктуры. Так, на сегодняшний день уже около 20 субъектов РФ подписали рамочные соглашения с РЖД о финансировании проектно-изыскательных работ, в рамках программы модернизации вокзалов, в частности, Иркутск, Екатеринбург, Ижевск.

Как за каменной стеной

Вокзалы – одни из самых людных мест в любом городе. Значит, возникает угроза их использования для криминальных целей, в частности террористических.

Начальник ДЖВ сообщил, что к концу текущего года все запланированные объекты будут защищены со всех сторон охранным оборудованием, включающим в себя не только стационарные металлоискатели, но и рентгеновские установки, аппаратуру радиационного контроля и по обнаружению взрывчатых веществ, взрывозащитные контейнеры и т.п. Кроме того, строящиеся досмотровые зоны при вокзалах оснащаются системой видеонаблюдения и регистрации событий с применением технологии антропометрии, что позволит выявлять подозрительных лиц еще на подступах к железнодорожным транспортным объектам.

По словам Абрамова, только на содержание и обслуживание данного оборудования ежегодно требуется около 2 млрд рублей. При этом всего на оснащение вокзалов досмотровой техникой в 2010–2013 годах федеральным бюджетом предусмотрено выделение 4 млрд рублей, сообщает РБК.

Кол-во просмотров: 439

Поделиться новостью:


Поделиться: