На удивление хмурый и скупой на солнечные дни нынешний сентябрь традиционно расцвечен многообразием афиш и баннеров, напоминающих горожанам о новом театральном и музыкальном сезоне. Громкие премьеры осени и знаменитые имена уже бурно обсуждаются.
Le malentendu
9-11 сентября в бурятском театре драмы прошли премьерные показы спектакля «Недоразумение» по пьесе Альбера Камю. Само имя французского писателя и драматурга заставляло задуматься, «что же там затевается?». А уж упоминание имени культового режиссёра Кшиштофа Занусси, известного своим интеллектуальным кино, и вовсе сводило с ума.
Ранее на пресс-конференции 4 сентября участники этого проекта отмечали, что премьера мало похожа на привычный чеховский театр. «Пьеса написана другим языком, другим способом, это не похоже на Чехова. Это надо играть совсем по-другому… Это надо играть, как Камю. Надо играть не сам диалог, а то, что диалог прячет. Не иллюстрировать, а находить мысли, которые спрятаны за словами», – прокомментировал свою постановку Кшиштоф Занусси.
Прав ли пан Кшиштоф и насколько органичны в этой его правоте бурятские артисты, первые зрители спектакля решали самостоятельно. 9-го в зале не было однозначной реакции. За спиной отчётливо слышались рыдания, а некий молодой человек повторял «Не верю!».
Недоразумение…
В русском языке это слово не носит какого-то фатального смысла, наоборот, именно его легкость и присущая, на первый взгляд, несерьёзность могут ввести будущего зрителя в заблуждение. Название на французском имеет более трагическую окраску, потому что состоит из двух слов, mall – плохо и entendre – слышать. Неудивительно, что происходящее на сцене удивляет нас своей надуманностью, неправдоподобностью, неправильностью эмоций и расставленных акцентов. Нам кажется, что всё не так, всё зыбко и незакончено. Но в этом и заключается театр Камю.
Новый спектакль не случайность, а закономерность для бурятского театра драмы. И хотя, на первый взгляд, пересечение на его сцене Камю и Занусси кому-то действительно может показаться случайностью, на самом деле театр давно и серьёзно работает над приобщением зрителя к иной, не развлекающей, драматургии. Предшествовавшие спектакли «Сострадание», «Птицы нашей молодости» вызывают уважение и глубиной темы, и сложностью сценографии, и мастерством актеров.
А в октябре зрители увидят еще один серьезный спектакль «Преступление и наказание» в постановке Александра Огарёва по одноимённому произведению Ф.М. Достоевского.
Оперный. Возвращая утраченное
18 и 19 сентября премьерой оперы Джузеппе Верди «Аида» откроет новый театральный сезон театр оперы и балета. Постановка приурочена к 200-летию великого композитора, юбилей которого в этом году будут отмечать в мировом масштабе. Выбор именно этой оперы из всего наследия Верди главный концертмейстер театра Дарима Линховоин объяснила присутствием в труппе театра солистов, способных исполнить сложные партии. Партию Аиды исполнит молодая и талантливая солистка Аюна Базаргуруева.
Не случайным оказалось и то, что постановка спектакля осуществлена петербуржцами. Дирижер Леонид Корчмар, режиссёр-постановщик оперы Алексей Степанюк и художник Вячеслав Окунев представляют Мариинский театр, у которого давние дружеские отношения с нашим театром оперы и балета, уходящие корнями в 50-е годы прошлого века.
А в ноябре в театре пройдет Международный фестиваль балета имени Ларисы Сахьяновой и Петра Абашеева, в рамках которого труппа театра представит балет «Бахчисарайский фонтан» на музыку Бориса Асафьева. Среди участников фестиваля немало известных имён, которые, безусловно, станут украшением проекта.
Грандиозный проект ожидает горожан в марте-апреле 2014 года. Именно в это время в театре пройдёт фестиваль, посвящённый 90-летию великого бурятского певца, народного артиста СССР Лхасарана Линховоина и будет осуществлён выпуск одной из лучших опер Бородина «Князь Игорь». Решение о его восстановлении было принято именно 9 сентября, накануне моего разговора с новым худруком театра Евгением Шейко.
– Партия Отелло – вершина мастерства не только певческого, но и драматического. И, конечно, каждый тенор мечтает эту партию спеть, – отметил Евгений Борисович. – Кроме этого, «Отелло» в репертуаре – это серьёзный показатель уровня театра, поэтому, если у нас будет даже минимальная возможность в постановке спектакля, мы её используем.
Пока же более осязаемыми проектами будущего лета для театра станут премьера балета «Баядерка» на музыку Минкуса и участие в грандиозном по масштабу гала-концерте, посвященном Году культуры, который пройдёт по инициативе и поддержке Министерства культуры РБ. Наряду со звездами ведущих оперных театров страны в концерте примут участие хор, солисты и оркестр бурятского оперного.
Услышав слово «оркестр», я не могла не задать самый больной для коллектива театра вопрос, на который получила ответ:
– С оркестром я, как и со всем коллективом театра, познакомился в мае на гастролях в Иркутске. Пока никаких оценок давать не буду. Есть безусловные достоинства у коллектива, есть, безусловно, проблемы. Но мне кажется, эти проблемы решаемы, это касается и комплектации. Есть, естественно, над чем работать и с точки зрения профессиональной, и с точки зрения художественной. Но, я думаю, что в течение этого сезона мы уровень оркестра поднимем.
Фестивальное турне бестужевцев
Начало юбилейного 85-го сезона в русском драматическом театре им. Н. Бестужева не отмечено масштабными премьерами. Первым спектаклем сентября в афише заявлен «Пигмалион» по пьесе Бернарда Шоу. Однако труппе театра есть о чём рассказать. Четыре спектакля из репертуара, летом и осенью этого года были включены в программы различных фестивалей.
В июне на «Каляда-Рlays» был представлен спектакль «Бесконечный апрель» по пьесе Ярославы Пулинович (реж. Никита Рак), поставленный в рамках театральной лаборатории «АrtЭРиЯ». 12 сентября на сцене Одесского драмтеатра бестужевцы показали свой вариант другой пьесы Ярославы Пулинович «Жанна». Эта постановка худрука театра Анатолия Баскакова была отобрана компетентным жюри для участия в VIII фестивале «Встречи в Одессе». Сегодня актеры на пути в Иркутск, где на IX театральном фестивале современной драматургии им. Александра Вампилова будут представлять трагикомедию Степана Лобозёрова «Вечерний звон» (реж. А. Баскаков).
Поэтический гуманизм «Байкала»
С 16 по 18 сентября на сцене бестужевского театра яркими, красочными гала-концертами откроет свой новый сезон театр песни и танца «Байкал». Зрителям представится уникальная возможность получить эстетическое и духовное удовольствие от красоты народных обрядов, старинных протяжных песен, танцев, потрясающих своей зрелищностью и глубиной. Прозвучат любимые произведения и песни композиторов Бурятии.
В октябре на сцене театра оперы и балета коллектив вновь представит свой проект «От монголов к моголам». Особенностью проекта на этот раз станет участие в программе певца из Австралии Хусейна Дала-Ива. Поводом для его участия в спектакле стали несколько хазарских номеров, включённых в программу. Своё решение о включении в постановку хазарской темы пояснил директор театра «Байкал» Дандар Бадлуев: «Это наша поддержка и выражение солидарности с хазар-монголами, рассеянными на территории Афганистана, Ирана и Пакистана, и уже много столетий подвергаемыми жесточайшей дискриминации и геноциду среди местного населения».
В ноябре театр представит запомнившийся зрителям проект «Эхо страны Баргуджин Тукум», в котором примет участие монгольский певец Жавхалан. В ближайших планах коллектива восстановление проекта «Угайм Сулдэ» («Дух предков») и премьера нового для Бурятии эвенкийского проекта «Алагуя».
Чтобы не было скучно
Найти новые интересные формы и создать действенное информационное пространство намерены в Бурятской филармонии, открывающей 20 сентября 76-й сезон концертом государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы» под руководством Владимира Спивакова.