Гонщик из Бурятии рассказал, чем цепляет мотокросс (ФОТО)

Александр Харчук и его дочь Руслана занимаются этим экстремальным видом спорта уже пятый год
Спорт |
Фото Гонщик из Бурятии рассказал, чем цепляет мотокросс (ФОТО)
Фото: личный архив Александра Харчук

«Нужно иметь сильный характер, если упал, смог подняться, переломался и после опять рискнул сесть за руль. Многие, конечно, не выдерживают…». Именно так говорит гонщик из Кяхты Александр Харчук о людях, которые способны заниматься экстремальным видом спорта – мотокроссом. В Бурятии он не так популярен, но ценители свободы и скорости все же есть. В их числе Александр и его 13-летняя дочь Руслана.

Кяхтинские мотокроссеры

По словам Александра Харчук, на сегодняшний день в республике самая большая команда по мотокроссу состоит из выходцев «чайной столицы» России – около десяти человек. В Улан-Удэ этим делом «болеют» в основном дети, а взрослые увлечены другой стихией – эндуро, ездой по бездорожью и на специализированных спортивных трассах, начиненных бревнами, валунами и другими препятствиями, в зависимости от сложности соревнований. В мотокроссе же главное – скорость. Но здесь также есть свои нюансы: кольцевая, трамплины, кочки, повороты. Александр отметил, что эндуристам и мотокроссерам следовало бы объединиться, поскольку таким образом можно эффективно совершенствоваться и развивать мотоциклетный спорт.

– У нас в Кяхте находится специальная трасса, где все сделано. Мы там занимаемся, ездим. В Улан-Удэ тоже есть подобная площадка, местные спортсмены гоняют в районе Авиазавода, – рассказывает Александр Харчук.

Мужчина оседлал «железного коня» еще в детстве. Но тогда он рассекал по дорогам на простеньких мотоциклах. Через какое-то время купил один, второй, третий. И завертелось, хобби переросло во что-то большее. Уже пятый год Александр и его дочь занимаются настоящим мотокроссом.

Гонщик подчеркнул, что дети в основном могут ездить с семи лет. Существует градация на классы, которые зависят от объема и мощности бензинового мотора мотоцикла (в кубических сантиметрах), их называют по-простому: «пятидесятка» (подходит для юных спортсменов 5–8 лет), «шестидесятипятка» (8–12 лет), «восьмидесятипятка» (11–14 лет), «стодвадцатипятка» (13–17 лет) и т. д.

– Мы не меняем мотоциклы просто так. По мере уровня мотогонщика уже получается, что нужна надежная и новая техника. На изношенном мотоцикле далеко не уедешь. Начинали с простых, самых недорогих, – говорит Александр.

Руслана пока участвует в соревнованиях в классе «85 см3». Но в ноябре, когда ей исполнится 14 лет, она сможет пересесть на «стодвадцатипятку», более большой мотоцикл. Александр признался, что он уже приобрел для дочурки такого «коня». Для мотокросса подходят марки: «КТМ», «Хускварна», «Ямаха».

Девочка влилась в ряды мотокроссеров в восьмилетнем возрасте. Отец вспоминает, что не обходилось без травм: Руслана ломала руку, были вывихи ног и пр. Однако юная гонщица не испугалась, адреналин и любовь к этому виду спорту подстегивают двигаться дальше. И не зря – на соревнованиях она взяла немало наград.

– Руслану мотокросс никак не отвлекает, в школе она хорошо учится: на «четверки» и «пятерки». Я сам у дочки в качестве тренера. Также мы бываем на различных мастер-классах, тренировках у специалистов из Иркутска, ездим на сборы. Все это необходимо для повышения уровня мастерства. Еще у нас есть дядя Леша Немчинов, тренер и ведущий, который следит, чтобы мы не пропускали тренировки, наводили порядок на трассе. В общем, он наш организатор, без которого невозможно обойтись, – продолжил старший Харчук.

Помимо мотокросса, Александр занимается авторемонтом, запчастями. Ведь «коня» нужно уметь ставить на «ноги», поэтому работа и хобби тесно сплелись и идут рядом. В Кяхте людей, хорошо разбирающихся в мотоциклах, днем с огнем не сыщешь. А добираться в Улан-Удэ семье Харчук неудобно и невыгодно, к тому же нужно ждать, когда технику подлатают. Поэтому Александр старается ремонтировать мотоциклы сам.

Монголия, Иркутск

Руслана и Александр за эти годы смогли побывать на соревнованиях во многих городах, а также в Монголии. В этом сезоне, начиная с апреля, они три раза съездили в соседнюю страну, кроме того, участвовали в заездах в Кяхте, Черемхово, Усолье-Сибирском и Улан-Удэ.

Наиболее успешным для них стало выступление в городе Усолье-Сибирское. 14 августа там прошел 3-й этап кубка Иркутской области по мотокроссу. И Руслана по итогам всех трех этапов набрала необходимое количество очков, которые позволили девочке взобраться на вершину пьедестала и стать чемпионкой Иркутской области в классе «восьмидесятипятка».

– Для того чтобы завоевать титул чемпиона, нужно участвовать во всех этапах. Бывало, что кто-то не приезжал на одно соревнование и в этом случае спортсмен уже выбывает – падает вниз по очкам. Ведь в каждом классе все решается именно по сумме очков, – пояснил Александр Харчук.

А мужчина занял в Усолье-Сибирском третье место в своем классе.

Важным событием для Александра стал Кубок Сибири и Дальнего Востока. Он проходил  в прошлом году, и мотогонщик из Бурятии получил там звание «кандидат в мастера спорта». Его удостоились гонщики, занявшие 1–4 места.

– Кубок Сибири – это как большой экзамен. Для получения мастера спорта необходимо отправляться на всероссийские соревнования. Но, чтобы попасть на гонки такого уровня, нужно много денег, всего себя посвящать мотокроссу и не заниматься ничем более. У нас в Кяхте есть желающие, которые хотят помочь, отправить нас с Русланой дальше. И, наверное, на следующий год мы поедем на всероссийские этапы, – подчеркнул спортсмен.

Александр признался, что Монголия в плане проведения соревнований по мотокроссу куда более интересная. По его мнению, в России нет ощущения спортивного праздника: отвели и забыли. Поколесив по обеим странам, он невольно начал сравнивать, как проходят гонки, с каким размахом и атмосферой. Также он считает, что здесь, в России, в отличие от страны «голубого неба», мало спонсоров и нет заинтересованности со стороны власти.

– Мы отправляем заявку на участие, готовим все документы. После нас вызывают, и мы отправляемся в Монголию. В целом сложились очень хорошие отношения с их командой, – отметил кяхтинский мотокроссер.

Так, 20 августа в Дархане проходил 4-й этап Монголии по мотокроссу. В заездах от Бурятии участвовала семья Харчук, а также гонщики из Улан-Удэ Никита Лукомский и Александр Протасов.

Александр Харчук занял там второе место в классе «Открытый». А Никита Лукомский стал четвертым в классе «Профессионалы». Руслане же в этот раз не повезло. У девочки два раза во время заездов ломался мотоцикл – сгорали поршни. Из-за этой неисправности она заняла последнее место.

Но юная спортсменка и ее отец не отчаиваются, впереди у них Кубок Сибири в Ангарске (16 сентября). Затем 1 октября в Кяхте состоится 4-й этап Бурятии по мотокроссу. Александр уверяет, что на Кубок Сибири новичкам попасть не удастся – спортсменов ниже второго разряда не допустят. Как правило, на таких соревнованиях за призовые места борются матерые, серьезные гонщики, которые могут ненароком снести неопытных любителей.

Дорого и опасно

Александр называет несколько причин, по которым мотокросс не особо развит в Бурятии. Во-первых, бытует мнение, что это слишком опасно для жизни. 

– Скорее всего, у общества сформировалось негативное отношение к этому виду спорта, потому что многие родители говорят: «Ой, это страшно, можно упасть, переломаться». И на этом все заканчивается. Хотя, возможно, у них есть деньги, чтобы обеспечить свое чадо, купить мотоцикл. Сейчас ко всем техническим видам спорта относятся с опасением. Но есть и понимающие родители, которые поддерживают своих детей и готовы отправиться на гонки вместе с ними, чтобы сопровождать, – поделился мужчина.

Вторая причина также кроется в простом, мотокросс – это дорогое удовольствие. Техника, ее заправка, траты на поездки в другие города и в ту же Монголию. На все это нужно знатно раскошелиться.

– Безусловно, мотокросс очень травмоопасный, но в то же время очень захватывающий. Для нас с Русланой это достижение. Мотокросс требует дисциплины и физической подготовки, иначе нельзя достичь каких-то высоких результатов, – подытожил Александр Харчук.

Фото: личный архив Александра Харчук

Кол-во просмотров: 2470

Поделиться новостью:


Поделиться: