14 мая 2024 года в день праздника Радоницы начался монтаж первых конструкций, установка первой большой тумбы Хрустального иконостаса в Воскресенской церкви города Кяхты. В Кяхту приехал реставратор и позолотчик, автор проекта «Хрустальное чудо Кяхты», он же исполнитель Олег Шулепов. Это не первый его приезд в Кяхту. Он устанавливал первую хрустальную колонну в церкви Воскресения, затем установил и вторую колонну уже в Успенской церкви. И вот настал черёд собрать и установить большую тумбу с иконой Воскресения Христова внутри церкви в честь Воскресения Христова, напечатанной на холсте, копии иконы, написанной Карлом Христианом Рейхелем специально для этого иконостаса в XIX веке. Одна большая тумба иконостаса -это одна восьмая часть всего иконостаса.
У иконостаса главного придела Воскресенской церкви есть особое предназначение, он создан в честь воинской славы Отечественной войны 1812 года. Поскольку это исторический момент начала возвращения Хрустального иконостаса в блиставший некогда богатством и убранством храм Воскресения Христова на всю Сибирь и Дальний Восток, начнём с истории этого уникального проекта. С чего всё началось, и как продвигается в жизни?
Воскресенская церковь является выдающимся образцом архитектуры русского классицизма, в 1838 году был выстроен красавец храм в честь Воскресения Христова. Проект разработал московский архитектор Григорий Герасимов. Построили его на средства кяхтинских купцов у самой границы с Монголией (в то время входившей в состав Китая), чтобы величие храма могли видеть соседи-китайцы. Протоиерей Олег Матвеев говорил о храме: «Церковь строилась как символ российского православия на границе азиатского мира, как огромная белая птица, показующая христианский дух России. Изюминкой этой церкви был знаменитый иконостас, очень богатый, украшенный хрустальными колоннами, серебряными царскими вратами». Церковь Воскресения Христова в Кяхте стала благодарственным храмом за победу в Отечественной войне 1812 года, что отражалось в воинской атрибутике центрального иконостаса главного придела.
Хрустальному с серебром иконостасу не было равных во всём мире по красоте и богатству. После разрушения и разграбления церкви в 30-е годы 20 столетия, только в 2011 году, в честь 350-летия вхождения Бурятии в состав России, на средства из федерального бюджета храм восстановили. Южный придел в честь Казанской иконы Божией Матери был освящён митрополитом Улан-Удэнским и Бурятским Савватием 8 сентября 2011 года. Придел с хрустальным иконостасом ранее был холодным, то есть неотапливаемым, в нём совершались богослужения в период от Пасхи до Покрова, т.е. до 1 октября по старому стилю.
Проект хрустального иконостаса храма Воскресения Христова разработал известный архитектор Иркутской губернии Александр Разгильдеев. Об устройстве и богатстве роскошного двухъярусного иконостаса сегодня можно судить по сохранившимся в фондах Кяхтинского краеведческого музея фотографиям Н. А. Чарушина. Всего в иконостасе 26 хрустальных колонн: 20 больших первого яруса и 6 малых – второго яруса. Между хрустальными колоннами в арочных нишах располагались иконы. Иконостас, кроме замечательных икон Карла Рейхеля, хрустальных колонн, серебряных Царских врат, позолоты отделки, имеет элементы атрибутики и воинской славы России. Наглядно на антаблементе карнизов видны оружие, пушки, ордена и знамёна победы в войне над Наполеоном.
В Кяхте по инициативе общественности города было принято решение о восстановлении знаменитого иконостаса Воскресенского храма в его историческом виде и об объявлении начала сбора средств на эти цели. По воспоминаниям отца Олега: «Кяхтинцы долго думали и мечтали, как восстановить иконостас. Окончательно идея сформировалась в 2020-м году. Одна бабушка с дедушкой накопили приличную сумму, пожертвовали её храму, и мы работу начали».
Исследовательские работы проходили в фондах Кяхтинского краеведческого музея имени академика В. А. Обручева. Направляли запрос о возможной стоимости восстановления иконостаса в центр российского хрусталя – город Гусь-Хрустальный. Именно там и делают хрустальные бочонки по проекту из музея и единственному оставшемуся бочонку в самом музее.
Стоимость полного восстановления иконостаса очень внушительная, поэтому он делается по частям, за счёт благотворителей и грантов различных фондов.
Первым в восстановительных работах по иконостасу стартовал проект «Золотые лилии храма Воскресения Христова». Он стал победителем Конкурса малых грантов «Православная инициатива - 2021», проводимого по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В рамках этого проекта при финансовой поддержке Фонда поддержки гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество» удалось создать и покрыть сусальным золотом два элемента иконостаса – лилии – будущие основы для хрустальных колонн. В 2022 году работа над иконостасом продолжилась, в том числе при поддержке Министерства Культуры Республики Бурятия, предоставившего грант на реализацию проекта «Воссоздание хрустального иконостаса в честь воинской славы Отечественной войны 1812 года». Итогом работы стала первая хрустальная колонна, которую освятили в начале 2023 года.
В 2023 году проект «Хрустальное чудо Кяхты» стал победителем конкурса Президентского фонда культурных инициатив. Проект направлен на воссоздание правой тумбы хрустального иконостаса Воскресенской церкви г. Кяхты. Как говорит Олег Шулепов: «Делаем правую храмовую часть с иконой «Воскресение Христово». Полностью иконостас включает 8 тумб, 8 побед. «Селенгинский полк», «Смоленская победа» и другие. Сейчас мы делаем «Бородинское сражение».
В команду проекта «Хрустальное чудо Кяхты» вошли: АНО поддержки, развития и сохранения байкальского зодчества «Зодчий» с главным организатором, реставратором, мастером-позолотчиком Олегом Шулеповым, АНО «Развитие туризма и гостеприимства в современном мире» (г. Москва) во главе с директором Светланой Дихтяр, приход Успения Божией Матери с настоятелем Олегом Матвеевым и куратором Анной Петровой.
Руководство АНО «Развитие туризма и гостеприимства в современном мире» принимало активное участие в разработке заявки на конкурс грантов, подготовке и проведении серии презентаций проекта в ноябре 2023 г. в Улан-Удэ и г. Кяхте, привлечении молодежи к продвижению проекта. Презентации проекта прошли в Кяхтинском краеведческом музее имени Обручева. В них приняли участие руководители района и города, краеведы, жители города, прихожане церквей. Именно тогда был поставлен вопрос перед руководством о необходимости утеплении холодного придела церкви через и подключение его к отоплению.
В марте 2024 года на российском радио состоялось большое интервью с директором АНО «Развитие туризма и гостеприимства в современном мире» Светланой Дихтяр о Кяхте-Троицкосавске, в котором она говорила и о хрустальном иконостасе церкви.
В рамках проект «Хрустальное чудо Кяхты» должна быть восстановлена тумба и 4 колонны. Две колонны уже собраны, они в Успенском храме, ждут своего воплощения в часть иконостаса. Тумбу как раз и собирали 14 мая в Воскресенской церкви. Её освящение состоится 9 июня 2024 года.
На вопрос, каким образом рассчитали размеры иконостаса, реставратор Шулепов ответил: «В музее взяли чертежи, эскизы. На основании размеров хрустального бочонка сделали расчёты, именно: высота иконостаса, ширина иконостаса, и у нас всё сошлось. Иконостас связан и с воинской атрибутикой, и с христианской. И они совпадают. Вверху есть Евангелие, потир (чаша или кубок для таинства причастия), и тут же оружие победы, знамёна победы, и мы будем сочетать христианское с Божией помощью и воинскую славу».
На нижних частях тумб воссозданные медальоны Фёдора Толстого отражают историю 8 битв. Первый посвящён Бородинскому сражению. Его выполнил бурятский скульптор и ювелир Юрий Эрдынеев - мастер, который владеет техникой обработки металла. Он выполнен из бронзы. Олег Витальевич показал случайным гостям из Новосибирска, в это время пришедшим в Воскресенскую церковь и заинтересовавшимся увиденным, проект с фотографиями и рассказал об этом проекте.
В главном приделе церкви в разобранном виде из 3 частей на паркете лежала белая тумба с очень красивым оформлением - позолоченной резьбой. Возле стены стояла икона «Воскресение Христово» рядом с такой же, подаренной храму одной из прихожанок чуть меньшего размера. В сборе тумбы участвовали 7 человек. Я обошла все части, с тревогой подумала, как же они её установят, тяжесть такую, и поднимут друг на друга. В начале установки большой тумбы я поинтересовалась, для чего сегодня здесь собрались, что это будет? Реставратор и воплотитель проекта Олег Шулепов сказал с воодушевлением: «Сегодня мы собрались для того, чтобы сделать монтаж: одну тумбу из восьми большого хрустального иконостаса. Сегодня будем собирать 3 части тумбы - нижнюю, среднюю, где находится икона, и верхнюю с резьбой, где будет увешан антаблемент, там, где знамёна победы, оружие победы и Евангелие с потиром. Наша задача - собрать, чтобы в следующий раз установить уже хрустальные колонны». Меня заинтересовала икона, которая первой будет установлена в этой тумбе. Олег Шулепов ответил: «В тумбу будем устанавливать копию отреставрированной иконы Карла Рейхеля «Воскресение Христово», напечатанную на холсте. Это храмовая икона».
Из церкви Успения привезли большую лестницу-стремянку, с которой моют купол церкви, установили к месту тумбы. От одного вида её у меня закружилась голова. Я с интересом наблюдала. В душе была тревога и молитва. Сложно, очень сложно продвигался процесс сборки. Пришлось пробовать и искать лучшие варианты, чтобы поднять махину собранной тумбы. Сначала прикрутили середину к нижней тумбе. Потом поняли, что сил не хватит, чтобы поднять вверх третью тумбу. Открутили, положили на пол. Прикручивал Шулепов внутри окна под икону третью тумбу ко второй, лёжа на спине и на боку. Нашли верёвки. Двое забрались на самый верх стремянки, остальные поднимали тумбу сначала с пола, подставив доску и ноги под низ, чтобы не раскатилась на паркете, затем передвигали её осторожно к первой тумбе, и только после этого начали очень медленно подъём двух частей к третьей. Было опасно и тяжело. Я только снимала и непроизвольно повторяла: «Господи, помоги!». И мысленно с ними поднимала тумбу. Может и смешно это слышать. Но Олег Витальевич потом сказал, что только с помощью Божией удалось её поставить, это чудо, он сказал. И я согласна. Затем вставили икону на место и прикрутили заднюю половину второй тумбы. Именно она, сказал реставратор, будет держать каркас от колебаний и возможных землетрясений. В конце подняли резное серебристо-золотого свечения верхнее украшение с Евангелием, оружием и др. атрибутами православия и воинской славы. Я не раз видела работу золочения, изготовления частей тумбы в чатах АНО «Зодчий», но и представить не могла, насколько это тяжёлая и сложная работа.
В команду монтажа вошли: Олег Шулепов, Виталий и Владимир - братья из Успенской церкви и 4 военнослужащих: Никита, Никита, Олег, Леонид. Большой вклад в этой помощи воинов оказали Татьяна Венедиктова и Игорь Лесной.
С сознанием выполненного долга участники монтажа сфотографировались на фоне этого чуда-тумбы с иконой и отцом Владиславом, настоятелем Воскресенской церкви, теперь уже хранителем этого великолепия.
В этот же день в церкви побывали представители Комитета государственной охраны объектов культурного наследия Республики Бурятии: Виталий Филиппов - начальник отдела Комитета, Реваз Лутидзе - директор АУ РБ «НПЦ Охраны памятников», Елена Григер - консультант Комитета. Оценили выполнение работы в соответствии с требованиями проведения работ по сохранению объектов культурного наследия.
Кяхтинцы уверены, что церковь на границе с Монголией с единственным в своём роде хрустальным иконостасом станет визитной карточкой на юго-востоке Российского государства, как когда-то чайная торговля города Кяхта была символом чайной столицы России.
Галина Мостовщикова