Итак, бурятский государственный ордена Ленина академический театр оперы и балета им. народного артиста СССР Гомбо Цыденжапова отмечает своё 85-летие. Необычно то, что руководство этого прославленного храма искусств решило праздновать юбилей не традиционным концертом с участием ведущих артистов, а целым марафоном спектаклей, в котором представлено 3 названия: «Борис Годунов», «Бальжан Хатан» и «Шопениана» и «Кармина Бурана».
О каждом представлении можно говорить много и содержательно, но главное внимание широкой публики привлёк вечер балета с идущими в один вечер одноактовыми спектаклями «Шопениана» и «Кармина Бурана».
С огромным интересом и вниманием прослушав музыку и отсмотрев действие, я поймал себя на мысли, что столь блестящее и глубокое явление заслуживает адекватной награды кроме несмолкаемых аплодисментов и бесконечных букетов.
Совершенно естественно в сознании всплыло название достаточного поощрения увиденному – Международная Премия Мира! Да-да, её должны иметь не американские президенты, а деятели культуры и искусства. Попробую объяснить почему.
Вряд ли кто-то из любителей искусства мог бы объяснить, почему «Шопениана» и «Кармина Бурана» попали на одну афишу Бурятского театра оперы и балета. Понятно, что они заявлены в один вечер, поскольку каждое из этих произведений нестандартно по временному объёму, чтобы полностью занять вечер.
Но ведь они такие разные и по стилю, и по художественному оформлению, и по философскому наполнению! Почему художественный руководитель театра объединил их в один спектакль? Да, Владимир Алексеевич Рылов любит насыщать свои постановки особым смыслом, глубоким контекстом, личностным прочтением. Что же он задумал на этот раз? Таким вопросом была озадачена не только широкая публика, стремившаяся на премьерные показы 29 февраля и 1 марта 2024 года, но и знатоки театральных традиций, музыкальная критика, средства массовой информации.
То, что мы увидели на сцене, не только снимает «оргвопросы», но и заставляет зрителей пережить настоящее восхищение увиденным, потрясение от глубины философского обобщения, от величия творческого замысла и мастерства его воплощения.
Как можно в двух словах выразить суть первого акта спектакля – «Шопенианы»? Эти два слова – «рафинированная эстетика». Говоря по-русски – «совершенная красота». Позволю себе напомнить уважаемому читателю, что такое красота. По определению классического немецкого философа И. Канта, красота – это «целесообразность безотносительно цели». Красота – сама себе цель, и она не нуждается ни в пользе, ни в цене, ни в значимости.
Важное свойство красоты – она доступна для понимания и постижения только человеку. Чем выше интеллект человека, тем совершеннее его эстетика, тем больше красоты он способен обнаружить в окружающем мире и усвоить в своём эмоциональном опыте.
Балет «Шопениана» не имеет сюжета. Его содержание - это любование красотой человеческого тела, движения, жестов, костюмов и – музыки, прекрасной музыки Ф. Шопена, великолепно оркестрованной и мастерски сыгранной. Как приятно, что авторы спектакля не воспользовались экраном и предложили зрителю умело стилизованный задник!
Нет необходимости отмечать кого-то из интернационального состава исполнителей, все они великолепно справились с задачей, которую поставил перед ними Андрис Лиепа, хореограф возобновления постановки, принадлежащей великому Михаилу Фокину, сохраняемой десятилетиями.
Второе отделение спектакля было посвящено кантате Карла Орфа «Кармина Бурана». Как известно, это не совсем кантата, и точное определение жанра затруднительно. Это и балет, и пантомима, и драматическая фантазия. Автор, немецкий композитор К. Орф определил это грандиозное сочинение, как «Мирские песнопения для певцов, хора и оркестра и для представления на сцене». Хореография известного в Бурятии хореографа Георгия Ковтуна. Обязательно нужно отметить, что постановка «Кармина Бурана» в нашем театре оперы и балета состоялась много лет назад, и проблема восстановления хореографии достойно выполнил «балетмейстер возобновления», главный балетмейстер театра Баярто Дамбаев. Хореография предполагает владение сложной современной пластикой, и то, что её удалось возобновить без потерь, делает честь любому мастеру танца.
Интересна история создания этого произведения. Оно написано на тексты средневековых странствующих певцов, вагантов. Тексты чудом дошли до нашего времени, составили сборник ХIV века и хронились в баварском монастыре, пока их не обнаружили археологи. Написанные на латинском, французском и немецком языках, они распределялись по темам: мораль, сатира, любовь, застолье, радость жизни, рождение ребёнка.
Дирижёр-постановщик Владимир Рылов сделал из кантаты масштабное полотно, прославляющее человеческую жизнь во всех её проявлениях. Этому способствовали гигантские звучности хора, оркестра и солистов. Обилие ударных инструментов, максимальное расширение хорового состава помимо основного театрального хора, (под руководством Валерия Волчанецкого и Евгении Сулеймановой), в ложах театра расположились дополнительные хоры Колледжа искусств, (хормейстер Майдар Дамбаев), и в проходе на авансцене примостился детский хор Спец. школы им. Бау Ямпилова. Вся эта масса довольно щедро подзвучивалась микрофонами, поэтому впечатление было ошеломляющим. Для чего же это было нужно?
Во-первых, нужен был контраст с «Шопенианой»: там – чистая красота, здесь – энергия больших звучностей; там – волшебная небесная эстетика, здесь – мощная динамика жизни; там – хрупкость душевных мечтаний, здесь – победная поступь любви.
Во-вторых, необходимо было сопоставление противоположных диалектических качеств, таких как единство и борьба противоположностей.
В-третьих, требовался оптимизм, так необходимый сегодня не только бойцам СВО, но и всем гражданам России. Амплитуда значений от «Шопенианы» до «Кармины Бураны» переживает различные испытания, но Колесо Фортуны катится в сторону гуманизма, красоты, правды и справедливости. Утверждение этих ценностей необходимо человечеству, и высокое искусство динамично способствует этому.
Отрадно, что Бурятский академический театр стал одним из лидеров такого искусства.
Автор: Виктор Усович, композитор.