31.05.2024 14:13
эксклюзив
ЭКСКЛЮЗИВ
Наушки предрекли судьбу большого города на Востоке стране
Фото: Галина Мостовщикова

Наушки предрекли судьбу большого города на Востоке стране

В Наушки мы выехали утром от церкви Воскресения Христова. Отец Владислав долго изучал осколки разбитых стёкол над дверью храма и камни, переброшенные через стекло. А мы пытались понять, кому надо было совершать такое варварство, и молились за вразумление этих неизвестных.

В посёлке Наушки возле школы возвышается красивый деревянный храм, украшенный резьбой, который назван в честь равноапостольных Кирилла и Мефодия. Именно в нём 24 мая прошёл престольный праздник, посвящённый основателям славянской культуры и письменности -святым Кириллу и Мефодию. Нынешнее соборное богослужение возглавил благочинный Кяхтинского благочиния протоиерей Олег Матвеев. Ему сослужили настоятель храма святых Кирилла и Мефодия иеромонах Ефрем (Шишкин), клирик храма Успения Божией Матери г. Кяхта иерей Николай Глазунов и настоятель храма Воскресения Христова Кяхты Владислав Терентьев. Такое одновременное служение четырех священников в храме совершалось впервые.

Возле церкви приятно удивила большая площадка, которую отсыпали, выровняли и подготовили под будущий церковный парк. Заходим в церковь. Нас, кяхтинцев, приветливо встречают, сам настоятель отец Ефрем подходит, благословляет, выражает своё доброе расположение. В центре храма лежат 4 иконы в окружении гирлянд цветов и ваз с цветами. Сразу создаётся праздничное настроение. Отдельно на столике в ковчеге расположились частицы мощей святых Варлаама Чикойского и Димитрия Солунского.

 При жизни своей Димитрий прославился как стойкий проповедник христианской веры, мученик, пострадавший за неё. Святой великомученик Димитрий родился в III веке и жил в эпоху правления императора Диоклетиана. Римский император Максимиан обрёк Димитрия на страшные мучения, никакие пытки не смогли сломить веру юноши в Иисуса Христа, тогда его закололи копьями. С древности имя Димитрий – одно из самых распространенных в русском народе, святой-воин, богатырь, защитник отчей земли и покровитель всех, кто пострадал от вражеских нашествий и кто пал на поле брани. В древнерусских сказаниях его называют не просто славянином, но русичем. Победу в Куликовской битве связывали с покровительством святого Димитрия Солунского. В русской церкви был установлен особый день молитвенного поминовения павших воинов за отечество, названный в честь Солунского великомученика Дмитриевской родительской субботой в 1380 году. Ему посвящали храмы, монастыри, писали иконы. Имя Димитрий занимало одно из самых почетных мест в княжеских родах.

Бывая в церкви, меня всегда удивляет основательность и добротность во всём. Иконостас играет золотом на солнце. Иконы обрамлены деревянной вычурной резьбой. Подсвечники с лампадами и свечами внушительных размеров. Под потолком висит огромных размеров хорос из металлических резных пластинок, который привлекает внимание своей красотой и необычностью. Возле северной стены храма расположилась великолепной ручной работы резная Голгофа, с которой взирает распятый Спаситель. Данная Голгофа является уникальной для нашего района, впрочем, как и всё в храме святых Кирилла и Мефодия.

Всё торжество началось с колокольного звона, здесь самый большой колокол в районе весом 250 кг., другой -125 кг. Каждый колокол имеет надпись о своём посвящении храму святым равноапостольным Кириллу и Мефодию. Также на колоколах изображены святые Архистратиг Михаил, святитель Николай Чудотворец, великомученик Георгий Победоносец, святитель Спиридон Тримифунтский, святитель Иннокентий Иркутский, святитель Софроний Иркутский, преподобный Варлаам Чикойский. Большие колокола издают мощный звук, ему вторят колокола поменьше.

Как говорил отец Ефрем при освящении колоколов: «Посёлок Наушки находится недалеко от прославленного города Кяхты — на месте исторического стыка двух миров, двух цивилизаций: России и Азии. Именно отсюда, без всякого преувеличения, начинается наша великая православная Русь. Этим храмом освящаются не только души верных и любящих Бога людей, но и восточные границы всего нашего земного Отечества и вся российская земля».

Священнослужители в красных парчовых одеяниях олицетворяют продолжение Пасхи. Красные одежды придают силу и энергию, обозначают пролитую кровь, верность Господу. Как сказал отец Ефрем: «Радость престольного праздника храма, олицетворяющего собой славу православной Державы, ее славного прошлого, сложного настоящего и, несомненно, великого грядущего прибыли разделить богомольцы из разных мест: Кяхты, Кяхтинского района и Джидинского района, в частности, из Петропавловки». Создалось впечатление, что церковь благоухает светом, наполненная Святым Духом и Божией благодатью.

Здесь я встретила старейшую прихожанку Анну Петровну Протасову, с которой знакома с её столетнего юбилея, 14 февраля ей исполнилось 102 года. Она всю службу находилась в храме, прошла причастие и даже участвовала в общей трапезе.

После литургии верующие под хоругвями с пением молитв прошли крестным ходом по Наушкам, на котором впервые был пронесён ковчег с мощами святого великомученика Димитрия Солунского и преподобного Варлаама Чикойского. В это время в школе шла линейка последнего звонка. Как сказал отец Олег, это глубоко символично, что праздник святых Кирилла и Мефодия совпал с торжественными линейками в школах. Процессия шла прямо на школу, мне показалось, что мы и зайдём туда, школьники повернулись к нам, слушали колокольный звон. Возле ворот процессия развернулась в сторону посёлка. Участники процессии несли флаги с Иисусом Христом, Пресвятой Богородицей, Николаем Чудотворцем, надписями: «Да воскреснет Русь, да расточатся враги её!», «За веру Христову!».

После крестного хода в церкви был проведён молебен в честь святых Кирилла и Мефодия. В церкви отец Ефрем сказал, что Наушки, на его взгляд, ждёт большое будущее, и, возможно, посёлок станет большим городом на Востоке. Поблагодарил за службу всех священников трёх поколений: благочинного, отца Олега, отца Владислава и отца Николая.

Прихожане поздравили с тезоименитством Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который носит имя святого Кирилла, пением «Многая лета!». Праздник закончился торжественной трапезой прихожан и гостей престольного праздника, на которой с поздравлениями выступили все священнослужители с поздравлениями и благими пожеланиями прихожанам церкви и гостям праздника. Праздник этот- единственный в стране - отмечается как государственный и как православный праздник. Он отмечается в славянских странах. В России с 2010 года основные торжества проводятся в Москве, до этого отмечали в разных городах, также в Киеве и Минске.

 24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры. Праздник приурочен ко дню памяти святых равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла - знаменитых создателей старославянской азбуки. Президиум Верховного Совета РСФСР 30 января 1991 года принял постановление о ежегодном проведении «Дней славянской культуры и письменности».

Братья Кирилл (827-869) и Мефодий (815 -885) – христианские проповедники, которые вошли в историю как создатели старославянской азбуки. Датой ее создания считается 863 год. Их вклад в распространение православной веры и развитие грамотности на Руси неоценим. Братья канонизированы и почитаются как святые на Востоке и на Западе. Кирилл и Мефодий родились в греческом городе Солуни (нынешние Салоники) в семье военачальника по имени Лев, которого авторы жизнеописания святых характеризуют как «хорошего рода и богатый». В окрестностях этого города в то время проживало многочисленное славянское население, поэтому уже с детства им был известен один из славянских языков. Когда братья выросли, Мефодий подался на военную службу и дорос до военно-административного главы одной из византийских провинций.

Кирилл с раннего детства увлекался чтением книг, поражал окружение отменной памятью и способностями к наукам, слыл полиглотом.

Кирилл отказался от светской карьеры. Женитьба на крестнице чиновника царской канцелярии в Византии открывала перспективы руководства областью в Македонии, а дальше и должность главнокомандующего войском. Но юный богослов (Константину, его имя в миру, исполнилось всего 15 лет) отказался от личной жизни и престижного места хранителя библиотеки при соборе Святой Софии и удалился в монастырь.

Смерть покровителя Кирилла в 856-м году подвигла молодого богослова вместе с учениками отправиться в монастырь, настоятелем которого был Мефодий (он принял постриг в 852-м и затем стал игуменом). Именно там у братьев зародилась мысль о создании славянской азбуки. Братья участвовали в важных миссиях. В 862-м помощи у Константинополя попросил правитель славянского государства Великой Моравии князь Ростислав — требовались учителя-богословы, чтобы христианское учение проповедовали не на латыни, а на понятном славянам языке. Таким образом князь собирался уйти от влияния епископов-немцев. Эта поездка стала знаковой — появилась славянская азбука.

При упоминании просветителей принято первым называть Кирилла, однако в церковно-богослужебном обиходе сначала идет имя Мефодия, поскольку у него был архиепископский сан. Могила Мефодия не сохранилась, а вот мощи Кирилла до сих пор хранятся в Риме.

Почитание деятельности Кирилла и Мефодия на официальном уровне началось в середине XIX века. В честь святых, ставших символом самоопределения славянских народов, поставили десятки памятников. Их судьбам посвящены фильмы и книги, а имена братьев-миссионеров носят как православные соборы, так и учебные заведения — от школ и лицеев до институтов. В наши дни память святых Кирилла и Мефодия служит соединяющим звеном для всех славянских народов. После смерти братьев-просветителей богослужения на славянском языке оказались под запретом, на их последователей и учеников открыли настоящую охоту. Однако славянская культура смогла пережить трудные времена, и вскоре центром книжности стала Русь.

Автор - Галина Мостовщикова

Кол-во просмотров: 1230

Поделиться новостью:


Поделиться: