11.01.2024 13:52
эксклюзив
ЭКСКЛЮЗИВ
Культурная общественность Бурятии готовится отметить юбилей известной артистки
Фото: пресс-служба Бурятского оперного театра

Культурная общественность Бурятии готовится отметить юбилей известной артистки

Вся жизнь Марины Коробенковой тесно связана с Бурятским государственным театром оперы и балета

Народной артистке Бурятии Марине Коробенковой в апреле этого года исполнится 60 лет. Статьей о необычном человеке и талантливой певице поделилась доцент ВСГИК, заслуженный деятель искусств РБ, Почетный работник высшего профессионального образования РФ Ольга Русинова. 

Слава бурятских певцов давно перелетела границы родной республики. Меломаны многих городов России и стран зарубежья – ближнего и дальнего – хранят в памяти минуты радости, подаренные красотой и стихийной силой голосов, рожденных землей Бурятии: Лхасаран Линховоин, Ким Базарсадаев, Саян Раднаев, Владимир Буруев, Галина Шойдагбаева, Ольга Аюрова, Валентина Цыдыпова, Елена Шараева... Сегодня история бурятского вокального искусства продолжается творчеством Туяны Дамдинжаповой, Батора Будаева, Билигмы Ринчиновой. Многие поют сейчас на сценах разных городов России: Михаил Пирогов, Оксана Базаргуруева, Савва Хастаев, Чингис Аюшеев, но многие продолжают петь на сцене «родного» театра.

Вся творческая жизнь Марины Коробенковой связана с Бурятским государственным академическим театром оперы и балета им. Народного артиста СССР Гомбо Цыдынжапова. Сегодня она – Народная артистка Республики Бурятия, Лауреат Государственной премии республики, Передовой работник культуры Монголии.

Начав свое творческое восхождение в 1998 году с партий лирического сопрано –Микаэлы («Кармен» Ж. Бизе), Волховы («Садко» Н. Римского-Корсакова), она постепенно освоила огромный репертуар, включающий ведущие партии драматического сопрано.Сейчас творческий багаж певицы включает более пятидесяти партий мировой и отечественной оперной классики.

Первая партия стала и первым успехом: запоминались красивый тембр, ровность звуковедения, чистота интонации, четкое артикулирование, правдивость сценического существования. Музыканты, которым Марина была знакома по учебным выступлениям, отметили еще одно важное ее достоинство: умение войти в характер роли: ей пришлось притушить собственный темперамент для создания образа нежной простодушной крестьяночки Микаэлы.

Следующие работы – Розалинда (И. Штраус, «Летучая мышь») и Сильва в одноименной оперетте И. Кальмана раскрыли ее сценическую гибкость: способность к быстрой смене психологических состояний, умение прекрасно двигаться, совмещая пение с движением. Органичными были переходы с вокализации на разговорную речь, но главное – абсолютная свобода существования на сцене. В дальнейшем работа в жанре оперетты продолжилась спектаклем «Принцесса цирка». Екатеринбургский режиссер-постановщик спектакля Владимир Полторак высоко оценил работу Марины: «если солистка спела Теодору, то она может справиться с любой партией в любом жанре».

Психологически многогранно был решен контрастный предыдущим работам образ Шинкарки в опере М. Мусоргского «Борис Годунов»: внешняя привлекательность и приветливость скрывали «двойное дно» – общение с Шинкаркой таило опасность.

Вокальные и сценические способности и возможности молодой певицы были оценены замечательным дирижером Владимиром Рыловым, и Марине была предложено исполнить партию Ярославны (А. Бородин, «Князь Игорь), которую Марине удалось подготовить в невообразимо короткие сроки – за две репетиции. Секрет такой скорости объясняется хорошей многосторонней выучкой: У Марины Коробенковой два средних специальных образования и два высших, тоже музыкальных. Улан-Удэнское музыкальное училище она закончила у легендарных педагогов: по классу фортепиано в 1983 году – у Элеоноры Григорьевны Оганджановой, по классу вокала в 1986 году – у Надежды Казаковны Петровой, в прошлом – замечательной певицы.

В Восточно-Сибирском государственном институте культуры было закончено сначала дирижерско-хоровое отделение, под руководством Марии Ербахаевой, а потом, уже когда институт стал Академией – вокальное, при этом даже «школу» менять не пришлось: педагогом Марины в Академии стала Народная артистка СССР Галина Шойдагбаева, также учившаяся у Н.К. Петровой.

Опыт инструментального музицирования сказался в дальнейшем не только на скорости освоения оперных партий и возможности оттачивать их без помощи концертмейстера, но и на умении сделать осмысленной каждую фразу, не потеряв при этом перспективы роли.

Грандиозным итогом пятилетней работы в театре стала партия Леоноры в опере Д. Верди «Трубадур», одна из труднейших в мировой оперной классике, принадлежащая к партиям «высшего пилотажа». О том, что Марина не просто справилась с ролью и партией на итальянском языке, а справилась прекрасно, свидетельствует то обстоятельство, что такое важное событие театрального сезона, как его открытие, состоялось «Трубадуром» с Мариной в главной женской роли.

Иркутский критик Я. Серпов-Молотов выразил свое восхищение следующими словами: «... ее голос стремительно полётен, весь в пареньях, виражах, тремоло вердиевского драматизма. Певческая манера (не сказать даже «техника»: всё из себя) легка, воздушна, прозрачна при всей материальности звука... Все номера труднейшей седьмой картины пролились в покоряющей естественностью стихии чувств!».

Следующей оперой Верди в репертуаре М. Коробенковой стала партия Аиды. До Марины ее исполняла Галина Шойдагбаева. «Подхватить эстафету» своего учителя стоило смелости, ведь Г. Шойдагбаева, любимица бурятских меломанов, готовила эту партию с В. Рыловым. Прошло время, «Аиды» долго не было в репертуаре театра, и вот – появилась новая Аида, исполнение которой было убедительным как в вокальном, так и в сценическом отношениях.

«Прорывом» в постижении наследия Верди назвали критики новое появление в репертуаре театра вердиевского Реквиема. Технически сложная ария сопрано была исполнена М. Коробенковой безупречно. Слушатели были заворожены проникновенностью исполнения, мастерской филировкой верхних звуков, бесконечностью дыхания певицы.

Последней из вердиевского репертуара по времени разучивания и презентации стала партия Амелии в опере «Бал-маскарад». А кульминацией творчества стала партия Тоски в одноименной опере Дж. Пуччини. В этой роли – давней мечте Марины – сконцентрировались ее темперамент, огромный эмоциональный диапазон, опыт души. Искренность проживания контрастных состояний, лиричность и драматизм, всплеск эмоций и тихие кульминации сделали исполнение этой партии М. Коробенковой незабываемым.

Успехи бурятских певцов послужили основанием для появления шутливого названия столицы республики: «Милан-Удэ». Действительно, их певческой природе ближе кантиленность итальянской музыки. Но бурятский театр обращался и к музыке другого стиля: с его сцены звучали Реквием В.А. Моцарта,  в котором Марина пела партию сопрано и его опера «Так поступают все женщины»,где Марина исполнила роль Фьёрдилиджи.

Еще одна яркая страница зарубежного оперного репертуара в «багаже» М. Коробенковой – Сента в опере Р. Вагнера «Летучий голландец». Незнакомый ранее немецкий язык, конечно, добавил трудностей при подготовке этой партии. Непривычной была и манера работы режиссера Ханса Йоахима Фрая. Но результат подтвердил, что М. Коробенкова может успешно преодолеть все препятствия. Образ «рос» в процессе развертывания музыки: сначала погруженность в себя, даже сомнамбуличность, в балладе звук уплотнялся, а далее разрастался до драматической экспрессии, «пробивая» звучание оркестра и долетая до самых дальних уголков театрального зала.

Для полноты представления о творческом облике певицы необходимо назвать еще две роли: Лизы в «Пиковой даме» П. Чайковского и Катерины в «Катерине Измайловой» Д. Шостаковича. Лиза Марины Коробенковой предстает перед слушателями цельной натурой, несмотря на быстрые смены контрастных эмоциональных состояний. В первой картине она напряжена, как будто прозревая трагедию. Тревожное душевное состояние отступает в лирическом спокойствии дуэта, возвращаясь с романсом Полины.

Замечательна по драматургическому развертыванию ария Лизы. Борьба между мечтой о любви, тоскливыми предчувствиями и стремлением любить сменяется страхом и негодованием при появлении Германа, постепенно отступающими перед его искренностью. Героиня М. Коробенковой переживает здесь огромный диапазон чувств. Нужно подчеркнуть,что переживания эти равно убедительны и в ее арии, и в ариозо Германа, когда певице приходится привлечь только свои богатые актерские данные.

Глубокое психологическое напряжение транслирует певица в шестой картине. Тревога, надежда, сомнения, волнение, отчаяние сменяют друг друга, восторг любви сменяется трагическим разочарованием.

Безусловной победой М. Коробенковой стал образ Катерины Измайловой.Труднейший в вокальном отношении материал не стал преградой актерскому решению. Постановщик спектакля, Вадим Георгиевич Милков, в одном из интервью говорил о Марине: «Ни в одном театре мира сегодня нет исполнительницы, которая может каждый день и утром и вечером петь Катерину Измайлову. Одна, с утра до вечера, все репетиции и еще два спектакля подряд – это просто физически невозможно! А у вас это почему-то происходит».

Певица-актриса, обладающая вокальной техникой высокого уровня, редкой красотой тембра, широтой диапазона, яркой сценической внешностью и сценическим обаянием, исполняющая разные по стилю, глубокие по психологическому наполнению и сложнейшие в певческом отношении партии, в поведенческом смысле – «прима наоборот»: она не требует особых условий, не позволяет себе болеть, ставя спектакль под угрозу срыва. Дирижер Валерий Волчанецкий: «С ней можно смело связать свои творческие планы и рассчитывать на полное воплощение творческих идей. Её необыкновенная теплота и обаяние способны рождать чудеса на сцене. Сочетание профессионализма с абсолютной выучкой партий и незаурядное актерское мастерство складываются в многогранный образ на сцене, которому рукоплещет публика».

Автор:  доцент ВСГИК, заслуженный деятель искусств РБ, Почетный работник высшего профессионального образования РФ Ольга Русинова

Статья опубликована в сборнике "Музыкальная культура XXI века: теория, исполнительство, образование: материалы III Международной научно-практической конференции, 19 мая 2022г. /Казанский государственный институт культуры; ред. коллегия: Т.Ю. Гордеева, Р.Р. Мирная. – Казань, 2022. – 164 с."

Кол-во просмотров: 1182

Поделиться новостью:


Поделиться: