Недавнее интервью с инспектором оркестра оперного театра, кларнетисткой Софьей Майоровой напомнило одну дату из истории отделения духовых и ударных инструментов Колледжа искусств им. П. И. Чайковского. Она связана с юбилеем основателя класса кларнета, образно говоря, «прародителя» бурятских кларнетистов, Александра Павловича Кудрявцева. Он был ровесником ХХ века, и в этом году исполняется 125 лет со дня его рождения – безусловный повод для воспоминаний о нём.
Александр Павлович Кудрявцев – артист симфонического и духового оркестров, солист-исполнитель, ансамблист, организатор духовых коллективов, один из первых педагогов, начинавших профессиональное музыкальное образование в нашей республике. Когда в 1931 году был открыт Бурят-Монгольский техникум искусств, студенты обучались игре на разных инструментах. А. П. Кудрявцев, артист оркестра Бурят-Монгольского музыкально-драматического театра, стал педагогом в классе кларнета и занимался преподавательской деятельностью всю свою жизнь.
Он родился в 1900-м году, рано остался сиротой на попечении родных. Известно, что в детстве самостоятельно научился играть на гармони и балалайке настолько виртуозно, что подростка приглашали повеселить гостей на свадьбах, именинах и прочих памятных событиях в семьях друзей и соседей. Хороший слух, скорее всего абсолютный, помогал ему легко улавливать мелодии песен, подыгрывать и аккомпанировать любой компании, и любая свадьба под его аккомпанемент радостно и пела, и плясала.
Заметив музыкальную одарённость юноши, его тётушки собрали деньги и отправили парня учиться в Москву. Не знаю, как они представляли себе это обучение, но на вступительных экзаменах в консерваторию он убедил комиссию в своих способностях и был принят в класс заслуженного деятеля искусств РСФСР, заведующего кафедрой духовых инструментов, профессора С. В. Розанова.
Московская консерватория, как известно, является одним из ведущих творческих вузов страны, и полученные в её стенах знания и практические навыки впоследствии многообразно и полно проявились в работе Александра.
После окончания консерватории и службы в армии молодой музыкант приехал в Улан- Удэ, где началась его активная творческая деятельность. Он преподавал в музыкально-театральном училище и детской музыкальной школе, играл и руководил оркестрами драматического театра и радиокомитета, организовал духовой оркестр при НКВД и ансамбли исполнителей в разных учреждениях города.
Отношение к духовому оркестру у нас всегда было и остаётся особым. В 1930 – 1940-е годы духовая музыка была необычайно популярна и звучала во всех городах и весях нашей страны. Духовые оркестры были в почёте, и игре на духовых инструментах охотно обучались и молодёжь, и дети, и взрослые. Оркестры сопровождали все парады и торжественные шествия, открывали разного рода собрания, играли в городских садах на танцах и просто для удовольствия горожан. Духовая музыка и сейчас объединяет людей, рождает особое настроение приподнятости, радости бытия.
Сознавая влияние такой музыки на настроение человека, Александр Павлович уже в начале своей деятельности уделил оркестровому исполнительству значительное место. Как руководитель коллективов, он не только разучивал с ними популярные марши, но и, проявив заложенное в нём творческое начало, создал ряд переложений известных произведений для духового оркестра, а позже написал несколько собственных сочинений.
После Великой Отечественной войны, во время которой Александр Павлович служил в Читинской области, он возвратился в Улан-Удэ и продолжил работу в театре, в музыкальных и учебных заведениях города. В нашем музыкальном училище он, как ведущий специалист, был назначен заведующим отделением духовых и ударных инструментов, которое возглавлял до 1951 года.
Со своими учениками Александр Павлович занимался не только индивидуальной работой в классе, где развивал технические возможности каждого подопечного, но и обновлял репертуар переложениями, знакомил с популярными сочинениями классики. По воспоминаниям его учеников, он был человеком эрудированным, передавал много фактов из жизни композиторов, разъяснял вопросы теории. Он старался воспитать из них грамотных музыкантов, и потому его ученики не раз успешно выступали на отчётных концертах и творческих соревнованиях. Примером может служить конкурс на лучшее исполнение произведений П. И. Чайковского, посвящённый 100-летию со дня его рождения, на котором ученик Кудрявцева Гавриил Дадуев завоевал призовое место и был награждён значительной по тем временам денежной премией.
Одновременно он приобщал студентов к коллективной оркестровой и ансамблевой игре, что позже пригодилось каждому в самостоятельной творческой деятельности. Как педагог, он сыграл большую роль в судьбе своих выпускников, среди которых имена выдающихся деятелей культуры Бурятии, композиторов Д. Д. Аюшеева, Г. Г. Дадуева, С. С. Манжигеева, первого бурятского дирижёра - симфониста А. А. Арсаланова, директора оперного театра и заместителя министра культуры РБ в 1980-е годы Д. Ш. Яхунаева и других.
Поскольку в училище той поры не хватало музыковедов, Александра Павловича, как высокообразованного музыканта, выпускника Московской консерватории, администрация привлекла к групповым занятиям по теоретическим дисциплинам. Он, наряду с занятиями в классе кларнета, преподавал теорию музыки и гармонию на исполнительских отделениях. Его теоретический курс прошли многие пианисты, струнники, дирижёры, духовики, обучавшиеся в 1950 – 1960-е годы, и наша группа была среди них.
Некоторое время – в самом начале второго курса – Александр Павлович вёл у нас уроки гармонии. Вспоминаю его невысокую, худощавую фигуру, поседевшую голову. Почему-то он всегда ходил в сапогах, а на голове носил папаху. Мои слова подтверждают фотографии из личных архивов, где он снят со своими учениками. В разговоре он заикался и потому объяснял материал неторопливо, но подробно. Не знаю с чем это было связано, но часто мы гармонизовали не столько задачи, сколько небольшие последовательности в 4-6 тактов. Причём, делали это исключительно половинными нотами, «картошками», как их называли наши шутники. Скорее всего, он сам сочинял эти задания для нас, ведь учебников гармонии практически не было в библиотеке. Об игре на фортепиано и гармоническом анализе на первых уроках мы не имели представления. Думаю, в методике его преподавания это был только начальный этап. Тем не менее, наш педагог всегда вызывал огромное уважение. А студенты из бурятских сёл почтительно называли его «баабай» - отец. Это имя закрепилось за ним во всех группах и никогда не звучало насмешливо.
С приездом музыковедов Куницыных нас передали в их руки, и тогда для нас дисциплина гармония значительно обогатилась. Но пониманием теории и безупречными начальными навыками расположения аккорда и способов соединения трезвучий его студенты были обязаны Александру Павловичу.
Как музыкант А. П. Кудрявцев выступал перед публикой на разных площадках города. Его исполнительская деятельность была связана и с сольными номерами, и с игрой в симфоническом и духовом оркестрах. Его коллеги и слушатели утверждали, что игра солиста – виртуоза Кудрявцева отличалась развитой техникой и редким по красоте и теплоте тембра звуком. Привлекательным был и большой объём репертуара, куда входили произведения музыкальной классики, а также их переложения, сделанные артистом.
Неутомимый организатор, в послевоенные годы он создал камерный ансамбль музыкантов при кинотеатре «Прогресс». Работая с этим коллективом, он использовал свои незаурядные способности к аранжировке и сочинению. В те годы перед киносеансами в фойе звучали популярные мелодии, в том числе из фильмов, которые в тот период шли на экране, и зрители, зная об этом, приходили заранее, чтобы послушать ансамбль, подпеть ему и поднять себе настроение. В переложениях Александра Павловича для данного состава звучали и его ансамблевые миниатюры, и новые пьесы, сочинённые им.
К сожалению, время не сохранило в полном объёме наследие А. П. Кудрявцева. Из оставшегося упоминаются «Концертино на бурятские темы» для тромбона и симфонического оркестра, «Марш» для духового оркестра, «Марш пионеров Бурятии», «Комическая полька» для инструментального трио.
Так уж получилось, что в настоящее время некому рассказать более подробно о жизни и творчестве Александра Павловича Кудрявцева: нет возможности поговорить с выпускниками его специального класса. Но в истории бурятской музыкальной культуры и Колледжа искусств им. П. И. Чайковского навсегда сохранилась память о нём, как о неутомимом организаторе и педагоге, талантливом исполнителе и авторе музыкальных произведений, как об основателе династии кларнетистов Бурятии.
Автор: Валентина Лазарева
На снимке предположительно Гавриил Дадуев
На фото: Александр Кудрявцев