«Периодически я вел дневники. Первая попытка была сделана в девятнадцатилетнем возрасте. От недовольства собой...», – так начинает свою книгу «Сутра мгновений», свой первый прозаический опыт известный поэт Баир Дугаров. В аннотации верно подмечено: «В книгу вошли записи, относящиеся к 1982 году – настоящий срез времени: «По веточке, даже самой неброской, если хорошо приглядеться, можно составить представление о кроне дерева и его корнях».
Уникальность этой книги в том, что она сочетает в себе как прозу, так и поэзию, которые легко и красиво гармонируют между собой. Книга берет свое начало с нового года, с самого первого месяца – января.
2.01. Суббота.
Перевожу «Намтар» Миларайбы. Уже его 12-е стихотворение. Параллельно перевод Ch.Bell «Religion Inh Tibet» (по страничке в день). Прочитал сказки Андерсена – «Дюймовочка», «Елка», «Соловей». Прелесть, особенно первая. Сказка – это грезы о гармонии человека и мира, его окружающего. Только в сказках птицы и травы говорят, очеловеченные сердцем сказочника.
Эльфы, крылышки в росах купая,
Дали имя Дюймовочке – Майя.
Никогда не задумывался, что она – тезка Будды. Дюйм – 2.5 см. А какие у нее должны были быть глаза, пальчики, волосы?
15.01. Пятница
Заходил к родителям. Пришла родственница Будалай с мужем Ганей, принесли коньяк, чтобы поздравить моего отца со званием заслуженного учителя РСФСР. Образовалось теплое застолье. Отец вспоминал школьные годы.
«…Школьные и юношеские годы отца прошли в сложное время. С одной стороны, советская власть открывала догу на поприще знаний, с другой – волна репрессий унесла деда Гомбожаба. Отцу тогда было 14 лет. Сыну врага народа приходилось нелегко. Затем война, довелось воевать на Западе и Востоке (с Японией). Несмотря на суровые жизненные перипетии, отец оставался верен литературе. Преподавал в школе. Об этом тепло вспоминают его ученики. И дома у нас царило особое отношение к поэтическому слову благодаря отцовской ауре… Главное богатство в доме – библиотека, которую отец собрал за многие годы. Каждый в семье выбирал для чтения, что ему было по душе.
...Для европейцев высшим проявлением духовности является композитор, музыкант. Для азиата – философ, поэт-мыслитель. Главное – внутренний слух, ощущение ритма Вселенной, опадающих листьев, сердцебиения лани, дрожи травинок в круговороте материи.
К счастью своему и сожалению,
Я питаю страсть к стихосложению.
И один язык в стихах звучит,
А другой, родной, во мне грустит.
17.01. Воскресенье
Начал печатать на новой «Эрике» статью о Гэсэре. Герой не может состояться без того, что рождает его сущность. Все великие сюжеты, начиная с эпоса, построены на оппозиции Добра и Зла.
Без злодея нет героя.
Есть Гэсэр – для мангадхая.
Есть Ахилл – должна быть Троя.
Вся история такая.
Примечательно, что в Гэсэриаде эта антитеза развертывается на небесах. Глава темных божеств низвергается на землю, из его останков возникают монстры – враги человеческого рода. И поэтому появляется Гэсэр – сын и посланник светлых божеств.
Сказители бурятские хорошо чувствовали диалектику бытия. Зло и Добро – это как сиамские близнецы. Мангадхаи есть не что иное, как проявление злой энергетики, заложенной в тех же людях. Хаара Зутан (антипод Гэсэра) – бессмертный персонаж, как и сам герой. «Если уничтожу до конца, – говорит Гэсэр о Хаара Зутане, – не будет меня, Гэсэра».
***
О, Гэсэра великий карающий меч,
Отсекающий головы с вражеских плеч.
И закон справедливости осознавая,
Вижу слезы живые в глазах мангадхая.
***
Почему – объяснить не могу –
Неспроста уважаю я все же
Эту странную Бабу-ягу
И Кащея Бессмертного тоже.
4.07. Воскресенье
Завершил статью. Перечитал «Дубровского» Пушкина. Опять то же сильное впечатление, что и в детстве. Хотя уже знаю кое-какие секреты писательской кухни. И где-то отдает французским романом той эпохи (т.VI. Проза).
Песенка о городе Улан-Удэ
Когда-то правил хан Модэ –
Владыка ветра и простанства.
А мой удел Улан-Удэ –
Кусочек солнечного царства.
Люблю родительский подъезд
И вид на Селенгу с балкона.
И хорошо, что город есть,
Где все мне близко и знакомо.
Привычно светят фонари
И стынет танк на пьедестале.
Все так же тихи пустыри,
Где в детстве мы футбол гоняли.
Мой стольный град Улан-Удэ
Стоит на берегу
Двух серебристых рек.
Я вслед волне бегу
И в сердце берегу
Земных мгновений бег.
Еще мой поезд не ушел,
Еще светла моя дорога.
Париж, конечно, хорошо,
Но мне и здесь совсем неплохо.
И снова кличет Зауда,
А круг друзей дороже злата.
И оживает вновь звезда
В душе оседлого номада.
И заклинания перу
Шепчу, как подобает скальду.
И сны мои, как кенгуру,
Вприпрыжку скачут по асфальту.
Ау, мой град Улан-Удэ,
Стоишь ты на виду
Байкала и степей.
Я вслед векам бегу
И в сердце берегу
Лик родины моей.
18.11. Четверг
Золотое кольцо (из рассказов отца).
Отец мой имел обыкновение для надежности зарывать деньги – алта мунгэ – в землю. И советские серебряные деньги – 300 р., полученные за сбыт соболя, он также спрятал. Об этом, видимо, знала только моя мать. Когда отца репрессировали, она пользовалась семейным кладом.
Мать давала мне деньги для учебы в Иркутске. Ходил в магазин, где торговец-еврей скупал золото. Так однажды из-за нужды сдал золотое кольцо – отцовское. Оно имело печатку в виде львиной головы. У еврея округлились глаза при виде кольца. Конечно, ему ничего не стоило обмануть меня, торговаться я не умел и не знал об истинной стоимости золотого кольца. Но сумма вырученных денег мне по наивности показалась солидной. Столько денег я сроду не держал в руках. На них я долго жил, получал талоны на еду, приоделся. Купил себе остроносые туфли, костюм – за свой джентльменский вид даже получил прозвище «Джим».
Перед сном перелистал Жюля Ренара по старым закладкам. «Если бы люди строили дом счастья, – пишет он в своем дневнике, – самую большую комнату пришлось бы отвести под зал ожидания». Словно сказано о нашей стране, вознамерившейся было построить такой дом под красным флагом и превратившейся в огромный зал ожидания, где каждый становится в длинную очередь за обещанным счастьем. Как говорится в анекдоте из армянского радио: коммунизм не за горами, но Армения за горами.
Голова
Есть в мире самая большая голова –
В Улан-Удэ на площади центральной.
Она в своей масштабности права,
Собой являя образ эпохальный.
Она над городом как бы царит
И повторяет плешью купол неба.
И ладненько зимой на ней сидит
Простая тюбетеечка из снега.
15.04. Четверг
…О вороне (Аша харюулаха)
Говорят, единственное существо, которое воздает добро родителям при жизни, это вороны – хирээ. Когда вороны стареют, они становятся, как детеныши (зулзага шэнги), беспомощными, все перья у них изнашиваются, летать уже не могут, и их ждет как бы медленная смерть. Но их дети не оставляют родителей, ухаживают за ними, кормят их. Благодаря этому к родителям вновь возвращаются силы, способность летать, так они и живут до 300 лет.
***
Я не ловчая птица. Я певчая птица.
В блеске молнии песнь моя древняя снится.
Но живет во мне беркут, чьи очи не меркнут,
Беркут, беркут, что стаей за песню отвергнут.
15.09. Среда
В 9.00 – поездка на Байкал. Очень потеплело. Ни единого облачка. Утром московским рейсом прилетел Далай-лама. Это его второй приезд в Бурятию. Некоторые из гостей очень хотели увидеть Далай-ламу и Байгал-далай, как почтительно буряты называют Байкал. Далай на монгольских языках означает «море».
…Кто-то в автобусе рассказывал притчу о том, почему Байкал оказался связанным с Бурятией. Когда Бог раздавал земли людям, бурят в силу своей привычки никуда не торопиться пришел позже всех. Боженьке ничего не оставалось, как вытащить из-за пазухи кусок земли, который он приберег для себя, и дать его буряту. Это был Байкал. Это, действительно, близко к истине, судя по бурятским легендам и преданиям. Исторически буряты как единая народность сложилась у Байкала, вокруг него.
Сон на Байкале
Я видел: в водах предвечернего Байкала
Купалась долго стайка девушек нагих.
Но ни одна из них мой взор не привлекала,
Не превратилась в лебедь ни одна из них.
И лишь над водной сине-голубой равниной
Струилось облачко в небесной синеве,
Как зыбкий образ нежной феи лебединой,
И тень его скользила рядом по траве.
31.12 Пятница
Домашнее застолье. Как раз проснулась Сарангуша и своим появлением оживила обстановку – все равно появление Снегурочки.
***
Хороши новогодние позы,
Тепло от домашнего очага.
И цветут безмятежные розы
На пухленьких щечках Сарангуа.
«…Я преисполнен нежности и грусти человеческой, покуда еще звенит моя минута на циферблате вечности» – этими строками заканчивается художественное письмо, написанное одним из самых лучших поэтов Бурятии.
СПРАВКА: Дугаров Баир Сономович родился в с. Орлик Окинского района Бурятии. Автор многих поэтических книг. Лауреат Государственной премии Республики Бурятия в области литературы и искусства, кандидат исторических наук. Публиковался в журналах «Байкал», «Москва», «Октябрь», «Сибирские огни», стихи переводились на монгольский, латышский, болгарский, венгерский, английский и другие языки. Член Союза писателей России. Живет в Улан-Удэ.