Время, когда в Бурятию прилетал Далай-лама

«Периодически я вел дневники. Первая попытка была сделана в девятнадцатилетнем возрасте. От недовольства собой...», – так начинает свою книгу «Сутра мгновений», свой первый прозаический опыт известный поэт Баир Дугаров.
Общество |

«Периодически я вел дневники. Первая попытка была сделана в девятнадцатилетнем возрасте. От недовольства собой...», – так начинает свою книгу «Сутра мгновений», свой первый прозаический опыт известный поэт Баир Дугаров. В аннотации верно подмечено: «В книгу вошли записи, относящиеся к 1982 году – настоящий срез времени: «По веточке, даже самой неброской, если хорошо приглядеться, можно составить представление о кроне дерева и его корнях».

Уникальность этой книги в том, что она сочетает в себе как прозу, так и поэзию, которые легко и красиво гармонируют между собой. Книга берет свое начало с нового года, с самого первого месяца – января.

2.01. Суббота.

Перевожу «Намтар» Миларайбы. Уже его 12-е стихотворение. Параллельно перевод Ch.Bell «Religion Inh Tibet» (по страничке в день). Прочитал сказки Андерсена – «Дюймовочка», «Елка», «Соловей». Прелесть, особенно первая. Сказка – это грезы о гармонии человека и мира, его окружающего. Только в сказках птицы и травы говорят, очеловеченные сердцем сказочника.

Эльфы, крылышки в росах купая,

Дали имя Дюймовочке – Майя.

Никогда не задумывался, что она – тезка Будды. Дюйм – 2.5 см. А какие у нее должны были быть глаза, пальчики, волосы?

15.01. Пятница

Заходил к родителям. Пришла родственница Будалай с мужем Ганей, принесли коньяк, чтобы поздравить моего отца со званием заслуженного учителя РСФСР. Образовалось теплое застолье. Отец вспоминал школьные годы.

«…Школьные и юношеские годы отца прошли в сложное время. С одной стороны, советская власть открывала догу на поприще знаний, с другой – волна репрессий унесла деда Гомбожаба. Отцу тогда было 14 лет. Сыну врага народа приходилось нелегко. Затем война, довелось воевать на Западе и Востоке (с Японией). Несмотря на суровые жизненные перипетии, отец оставался верен литературе. Преподавал в школе. Об этом тепло вспоминают его ученики. И дома у нас царило особое отношение к поэтическому слову благодаря отцовской ауре… Главное богатство в доме – библиотека, которую отец собрал за многие годы. Каждый в семье выбирал для чтения, что ему было по душе.

...Для европейцев высшим проявлением духовности является композитор, музыкант. Для азиата – философ, поэт-мыслитель. Главное – внутренний слух, ощущение ритма Вселенной, опадающих листьев, сердцебиения лани, дрожи травинок в круговороте материи.

К счастью своему и сожалению,

Я питаю страсть к стихосложению.

И один язык в стихах звучит,

А другой, родной, во мне грустит.

17.01. Воскресенье

Начал печатать на новой «Эрике» статью о Гэсэре. Герой не может состояться без того, что рождает его сущность. Все великие сюжеты, начиная с эпоса, построены на оппозиции Добра и Зла.

Без злодея нет героя.

Есть Гэсэр – для мангадхая.

Есть Ахилл – должна быть Троя.

Вся история такая.

Примечательно, что в Гэсэриаде эта антитеза развертывается на небесах. Глава темных божеств низвергается на землю, из его останков возникают монстры – враги человеческого рода. И поэтому появляется Гэсэр – сын и посланник светлых божеств.

Сказители бурятские хорошо чувствовали диалектику бытия. Зло и Добро – это как сиамские близнецы. Мангадхаи есть не что иное, как проявление злой энергетики, заложенной в тех же людях. Хаара Зутан (антипод Гэсэра) – бессмертный персонаж, как и сам герой. «Если уничтожу до конца, – говорит Гэсэр о Хаара Зутане, – не будет меня, Гэсэра».

***

О, Гэсэра великий карающий меч,

Отсекающий головы с вражеских плеч.

И закон справедливости осознавая,

Вижу слезы живые в глазах мангадхая.

***

Почему – объяснить не могу –

Неспроста уважаю я все же

Эту странную Бабу-ягу

И Кащея Бессмертного тоже.

4.07. Воскресенье

Завершил статью. Перечитал «Дубровского» Пушкина. Опять то же сильное впечатление, что и в детстве. Хотя уже знаю кое-какие секреты писательской кухни. И где-то отдает французским романом той эпохи (т.VI. Проза).

Песенка о городе Улан-Удэ

Когда-то правил хан Модэ –

Владыка ветра и простанства.

А мой удел Улан-Удэ –

Кусочек солнечного царства.

Люблю родительский подъезд

И вид на Селенгу с балкона.

И хорошо, что город есть,

Где все мне близко и знакомо.

Привычно светят фонари

И стынет танк на пьедестале.

Все так же тихи пустыри,

Где в детстве мы футбол гоняли.

Мой стольный град Улан-Удэ

Стоит на берегу

Двух серебристых рек.

Я вслед волне бегу

И в сердце берегу

Земных мгновений бег.

Еще мой поезд не ушел,

Еще светла моя дорога.

Париж, конечно, хорошо,

Но мне и здесь совсем неплохо.

И снова кличет Зауда,

А круг друзей дороже злата.

И оживает вновь звезда

В душе оседлого номада.

И заклинания перу

Шепчу, как подобает скальду.

И сны мои, как кенгуру,

Вприпрыжку скачут по асфальту.

Ау, мой град Улан-Удэ,

Стоишь ты на виду

Байкала и степей.

Я вслед векам бегу

И в сердце берегу

Лик родины моей.

18.11. Четверг

Золотое кольцо (из рассказов отца).

Отец мой имел обыкновение для надежности зарывать деньги – алта мунгэ – в землю. И советские серебряные деньги – 300 р., полученные за сбыт соболя, он также спрятал. Об этом, видимо, знала только моя мать. Когда отца репрессировали, она пользовалась семейным кладом.

Мать давала мне деньги для учебы в Иркутске. Ходил в магазин, где торговец-еврей скупал золото. Так однажды из-за нужды сдал золотое кольцо – отцовское. Оно имело печатку в виде львиной головы. У еврея округлились глаза при виде кольца. Конечно, ему ничего не стоило обмануть меня, торговаться я не умел и не знал об истинной стоимости золотого кольца. Но сумма вырученных денег мне по наивности показалась солидной. Столько денег я сроду не держал в руках. На них я долго жил, получал талоны на еду, приоделся. Купил себе остроносые туфли, костюм – за свой джентльменский вид даже получил прозвище «Джим».

Перед сном перелистал Жюля Ренара по старым закладкам. «Если бы люди строили дом счастья, – пишет он в своем дневнике, – самую большую комнату пришлось бы отвести под зал ожидания». Словно сказано о нашей стране, вознамерившейся было построить такой дом под красным флагом и превратившейся в огромный зал ожидания, где каждый становится в длинную очередь за обещанным счастьем. Как говорится в анекдоте из армянского радио: коммунизм не за горами, но Армения за горами.

Голова

Есть в мире самая большая голова –

В Улан-Удэ на площади центральной.

Она в своей масштабности права,

Собой являя образ эпохальный.

Она над городом как бы царит

И повторяет плешью купол неба.

И ладненько зимой на ней сидит

Простая тюбетеечка из снега.

15.04. Четверг

…О вороне (Аша харюулаха)

Говорят, единственное существо, которое воздает добро родителям при жизни, это вороны – хирээ. Когда вороны стареют, они становятся, как детеныши (зулзага шэнги), беспомощными, все перья у них изнашиваются, летать уже не могут, и их ждет как бы медленная смерть. Но их дети не оставляют родителей, ухаживают за ними, кормят их. Благодаря этому к родителям вновь возвращаются силы, способность летать, так они и живут до 300 лет.

***

Я не ловчая птица. Я певчая птица.

В блеске молнии песнь моя древняя снится.

Но живет во мне беркут, чьи очи не меркнут,

Беркут, беркут, что стаей за песню отвергнут.

15.09. Среда

В 9.00 – поездка на Байкал. Очень потеплело. Ни единого облачка. Утром московским рейсом прилетел Далай-лама. Это его второй приезд в Бурятию. Некоторые из гостей очень хотели увидеть Далай-ламу и Байгал-далай, как почтительно буряты называют Байкал. Далай на монгольских языках означает «море».

…Кто-то в автобусе рассказывал притчу о том, почему Байкал оказался связанным с Бурятией. Когда Бог раздавал земли людям, бурят в силу своей привычки никуда не торопиться пришел позже всех. Боженьке ничего не оставалось, как вытащить из-за пазухи кусок земли, который он приберег для себя, и дать его буряту. Это был Байкал. Это, действительно, близко к истине, судя по бурятским легендам и преданиям. Исторически буряты как единая народность сложилась у Байкала, вокруг него.

Сон на Байкале

Я видел: в водах предвечернего Байкала

Купалась долго стайка девушек нагих.

Но ни одна из них мой взор не привлекала,

Не превратилась в лебедь ни одна из них.

И лишь над водной сине-голубой равниной

Струилось облачко в небесной синеве,

Как зыбкий образ нежной феи лебединой,

И тень его скользила рядом по траве.

31.12 Пятница

Домашнее застолье. Как раз проснулась Сарангуша и своим появлением оживила обстановку – все равно появление Снегурочки.

***

Хороши новогодние позы,

Тепло от домашнего очага.

И цветут безмятежные розы

На пухленьких щечках Сарангуа.

«…Я преисполнен нежности и грусти человеческой, покуда еще звенит моя минута на циферблате вечности» – этими строками заканчивается художественное письмо, написанное одним из самых лучших поэтов Бурятии.

СПРАВКА: Дугаров Баир Сономович родился в с. Орлик Окинского района Бурятии. Автор многих поэтических книг. Лауреат Государственной премии Республики Бурятия в области литературы и искусства, кандидат исторических наук. Публиковался в журналах «Байкал», «Москва», «Октябрь», «Сибирские огни», стихи переводились на монгольский, латышский, болгарский, венгерский, английский и другие языки. Член Союза писателей России. Живет в Улан-Удэ.

Кол-во просмотров: 805

Поделиться новостью:


Поделиться: