Волшебный критик

Галсан Нанзатов – молодой театральный критик, сказочник, драматург и с недавнего времени заведующий литературной частью театра бурятской драмы. Нынешней осенью ожидается премьера его авторской пьесы «Тихий Булат». Галсан рассказал «Новой Бурятии» о своем видении театрального творчества.
Общество |

Галсан Нанзатов – молодой театральный критик, сказочник, драматург и с недавнего времени заведующий литературной частью театра бурятской драмы. Прошлой весной состоялась премьера постановки «Сказки о жирном Замае и Мангатхае», написанной Галсаном по мотивам национальных сказок. Нынешней осенью ожидается премьера его авторской пьесы «Тихий Булат». Галсан рассказал «Новой Бурятии» о своем видении театрального творчества.

О «Тихом Булате»

«Когда молодые актёры прошлым летом пришли работать в театр, завершив обучение в Петербурге (выпускники Санкт-Петербургской театральной академии – четвёртая национальная студия театра бурятской драмы. – Авт.), то нам с ними захотелось поставить спектакль для молодёжи. Потому что театра для подростков нет. И это на общероссийском уровне. Пьесу «Тихий Булат», специально для молодежи, я начал писать в августе, а закончил в конце ноября. Изначально хотел написать пьесу о дружбе, в итоге она получилась о свободе: так интересно она себя повела.

В конце прошлого года я выиграл грант от Минкультуры РБ на постановку пьесы. Думаю, причиной этому стало то, что пьеса попадает под концепцию развития театрального искусства, поддержку молодых драматургов. Да и написана она в популярном жанре фэнтези на грани сказки. Министерство предоставило частичное финансирование её постановки. Мне хотелось, чтобы ее поставил Эрдэни Жалцанов, удивительно талантливый режиссер. Однако у Эрдэни вряд ли нашлось бы время на постановку. В поисках режиссёра я поехал в родной мне Санкт-Петербург, где учился. Совсем недавно выбор остановился на Искандере Сакаеве – талантливом молодом режиссёре, спектакль которого «Ашик Кериб» в исполнении Альметьевского драмтеатра, был показал в нашем городе прошлым летом на фестивале национальных театров «Алтан Сэргэ». Посмотрев его тогда, я был под большим впечатлением.

Сейчас Искандер уже приступил к работе, много чего придумал, придал пьесе действенное начало и указал, что надо додумать. В конце августа начнутся репетиции, подготовка постановки, а в конце октября должна состояться её премьера. Я понимаю, что драматургов, которые были бы довольны спектаклем, поставленным по их произведениям, почти не бывает. Но всё же очень интересно, какой в итоге родится спектакль. Мне бы очень хотелось, чтобы воплотилась максимальная театральность, когда каждое действие и каждый предмет на сцене играют свою роль и способны к перевоплощению».

О том, что и как пишется

«В большинстве своём я пишу сказки, но есть у меня и несколько рассказов. Писать начал давно и, наверное, от скуки. Когда учился, на одной из лекций было безумно скучно: преподаватель читала текст прямо из учебника, и я сочинял. Сейчас, не считая миниатюр, у меня уже около 30 сказок. Они рождаются из обычных жизненных впечатлений. Например, сказка «Рыбка» родилась, когда я шёл по Петроградской стороне и увидел девочку, которая несла в пакетике рыбку. Есть сказки, посвященные девушке. Стараюсь находить чудеса в обыденности, идеи рождаются как бы ниоткуда. Сейчас я пишу сказку про то, как Мумий Тролль и Смусмумрик попали в степь. Пишу для удовольствия.

Параллельно пишется сказка о комнате с исцарапанными стенами, которые постоянно сужаются. Идея этой сказки родилась потому, что бывают моменты, когда кажется, что вокруг одни проблемы и сложности. И ты словно оказываешься в такой комнате. Но ведь выход всегда есть. В сказке это волшебная свеча, а в жизни для меня сейчас это мои сказки. А в целом в писательстве у меня скромная мечта: это тряпочка… которой я буду протирать свою Нобелевскую премию по литературе».

О том, как сделать театр лучше

«Если грубо, то, кроме «Трёх сестёр» Анатолия Баскакова, в наших театрах смотреть нечего – из больших театральных форм. Всё же у приезжавших в наш город на прошлой неделе московских театральных критиков возникли претензии и к этому спектаклю. В особенности к игре актеров: женские роли в постановке «перетянули» всё на себя. Не без вопросов они похвалили постановку Олега Юмова «Стулья», понравился им и спектакль «Волшебная страна предков» Баярмы Жалцановой. Живой спектакль, интересный детям. Хотя и там возникли вопросы по сценографии и другим элементам.

Критики, на мой взгляд, отметили важную вещь: зрителя надо приучать к современному театру, а не вариться в устаревшем. Нужно ставить современных драматургов: Пулинович, Ладо, Вырыпаева. Нужно не бояться экспериментов. Большинство режиссёров просто боятся, что зритель на спектакль не придёт, не поймёт. Но нет другого пути, как приучать зрителей к другой драматургии, к анти-сюжету, к абсурду. Я вообще считаю, что хорошо рассказанная история оправдывает всё. Когда я учился в СПбГАТИ, профессор Лев Иосифович Гительман сказал, что Шекспир на самом деле не придумывал новых сюжетов, а просто рассказал их таким образом, что все запомнили именно его произведения.

Нашим театрам необходимо сильно обновить репертуар. Конечно, репертуарным театрам нелегко: им нужны спектакли и кассовые, и поставленные по классической драматургии. В театре бурятской драмы вообще особая ситуация: кроме вышеперечисленного, нам нужно развивать и национальную драматургию, привлекать драматургов, пишущих на бурятском языке. А для этого также нужно финансирование: никто не хочет писать за копейки. По сути, у нас только один профессиональный драматург – Болот Ширибазаров. Хотелось бы, чтобы достойные постановки пьесы вновь стал писать Геннадий Башкуев: после «С.С.С.Р.» он будто бы «расслабился» на фоне отсутствия конкурентов на драматургическом поле.

Финансирование, кстати, в театрах начало увеличиваться: кажется, наконец, заметили, что у нас есть культура и целых четыре театра, а это, несомненно, повод для гордости. Очень хочется, чтобы артистам платили больше, чтобы они при первой же возможности не ехали работать на свадьбы и юбилеи. Скоро должны поставить оборудование в театр бурятской драмы для малой сцены. В театрах должно быть больше молодёжи! И им особенно не хватает финансовой поддержки. Нужно воспитывать не только молодых актёров, но и режиссёров, художников, осветителей, звуковиков. Чтобы потом они «обросли мясом», творческими связями, опытом и становились художественными руководителями».

О том, каким должен быть современный театр

«Театр – это учитель жизни. Он непременно должен влиять на людей, формировать их сознание. Сейчас, когда 90% молодых людей предпочитают добывать информацию в Интернете, потому что это быстро и удобно, важно, чтобы театр нашел что-то свое. В первую очередь, театр должен быть качественным: чтоб не звучала фонограмма со сцены, чтобы актёры в любом возрасте были в форме, готовые к совершенно разным ролям. Но самое главное, что должен давать театр – это настоящее, живое общение, которое никогда ничем не заменить. Зритель должен уходить из театра, домысливая что-то, осознавая что-то новое. И ни в коем случае не быть потребителем».

Кол-во просмотров: 908

Поделиться новостью:


Поделиться: