В Бурятии вспомнили о «знаках свыше» накануне Сагаалгана

Мистические явления обнаруживают в Улан-Удэ и районах республики
Культура |
Фото В Бурятии вспомнили о «знаках свыше» накануне Сагаалгана
Фото: Андрей Норбоев

Республика Бурятия славится на всю Россию и весь мир божественными явлениями. Зачастую они случаются в преддверии Сагаалгана. К примеру, у верующих стало традицией ежегодно преклоняться в священный праздник Нетленному телу Пандито Хамбо ламе XII Даши-Доржо Этигэлову, которое находится в центре Буддийской традиционной сангхи (общины) России – Иволгинском дацане. 
 
Известный факт, что летом 1927 года Этигэлов собрал учеников, сел в позу лотоса и попросил их читать специальную молитву-благопожелание для умершего. Ученики не согласились, тогда Хамбо лама начал читать ее сам, им не оставалось ничего другого как подхватить ее за учителем. Так, находясь в состоянии медитации, Этигэлов ушел в нирвану. Тело захоронили в кедровом кубе. По завещанию самого Этигэлова тело ламы навещали два раза и убеждались в его неизменном состоянии. А в 2002 году Хамбо лама перенесен в Иволгинский дацан. При исследовании обнаружилось, что внешне он был не просто узнаваем – у него сохранились признаки живого тела. Феномен до сих пор не поддается объяснению и стал своего рода точкой притяжения для туристов, паломников и всех страждущих чуда. 

Самое интересное, что в последнее время подобного рода явления происходят в Бурятии не так уж и редко. Мы постарались здесь собрать только самые загадочные.

ЗАКАМЕНСКИЙ РАЙОН, СЕЛО МЫЛА, ДЕКАБРЬ 2021 ГОДА, ГАНЖИР ВО ЛЬДУ  

Жители села Мыла Закаменского района, вырезая лед на реке Джида, нашли уникальное природное создание ганжир. Нашедшим чудо оказался местный житель  Баир Жамьянов.

В находке жители Закаменского района и буддисты России увидели очень хороший знак, поскольку близ Санагинского дацана строят самую большую статую Будды Арьяа-Балаа  и в этом году Закаменскому району исполняется 100 лет.

Фото: datsan_sangha

Некоторые утверждают, что уникальное явление похоже на субурган. Однако  глава буддистов России XXIV Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев считает, что это ганжир, который находится на дацане и представляет собой шпиль, или, по-буддийски, «ушнишу». На тибетском языке его называют «Зоддэн», что в переводе означает «полный сокровищ».  То есть ганжир – это не только украшение крыши, но и атрибут дугана, символизирующий просветление и олицетворение пяти Дхьяни Будд. Его условно можно разделить на два вида: колокольчикобразный и вазообразный. 

– В сутрах сказано, что знаки можно оставить на земле, на воде и на камне. Только на земле их заносит пылью, а на воде они утекают. Поэтому у нас на камне есть мантры Бодхисаттвы Арьяа-Балаа как Ранжун мани, образ Дакини Янжимы и мантры в Алханае. Также в мире сохранились различные каменные зарисовки, письмена майи и т. д. Потому закаменский образ ганжира во льду – это уникальное явление. Остается лишь представить, что образ ганжира в Санаге каким-то образом попал в воду речки Номто-Гол, далее влился в воды речки Цакирка, чтобы оказаться в Джиде. Удивительно, что образ не утек далее вниз по реке, а остался во льду около городка Закаменск, чтобы мылинцы его нашли. Только факты, и ничего случайного и придуманного здесь нет, – написал у себя в Facebook лидер российских буддистов. 

Также мэр города Закаменск Михаил Цыренов подметил, что этот год будет благословенным для закаменцев.

ГОРОД УЛАН-УДЭ, ЯНВАРЬ 2022 ГОДА, 115 СТАРИННЫХ БУДДИЙСКИХ ТАНКА ИВОЛГИНСКОГО ДАЦАНА

В багетной мастерской «Джоконда» города Улан-Удэ  при перетяжке обнаружили 115 старинных буддийских танка. Они находились внутри рамок, которые поступили в мастерскую из «Сахюусан дугана» Иволгинского дацана.

Пресс-служба Иволгинского дацана сообщила, что летом и осенью 2021 года в Иволгинском дацане шла большая реставрация «Сахюусан дугана». Во время ремонта священнослужитель дацана отвез 37 танка в багетную мастерскую для обновления рам. 

Фото: datsan_sangha

Однако при вскрытии старых рам танка владельцы мастерской обнаружили «секреты». Выяснилось, что в трех из них находилось по 30 танка в каждой. Священнослужители осмотрели каждую танка и бар – ткани с печатными оттисками, они оказались разных авторов и разные по формату. Кто и когда заложил их туда, охраняя, таким образом, вероятно, от советской власти, остается неизвестным. 

По оценкам Чимит ламы Доржиева, эти танка написаны примерно в конце XIX – начале XX вв. 

Учредитель багетной мастерской Дмитрий Тимофеев отметил, что такой случай с обнаружением более сотни исторических буддийских икон у них происходит впервые, хотя интересные моменты в работе бывали. К примеру, однажды лик святого Серафима Саровского как бы «отпечатался» от иконы на стекле, которое прилегало к изображению.

Аюр лама Цырендылыков отметил, что такие события не случайны. Также Ширээтэ лама вспомнил, что для Иволгинского дацана это уже не первый случай, когда старинные предметы культа возвращаются в храм. В 2017 году в министерстве культуры России Иволгинскому дацану были переданы две исторические статуи божеств, которые таможенные органы и сотрудники ФСБ задержали на границе, когда статуи пытались вывезти для продажи.

ОКИНСКИЙ РАЙОН, СЕЛО ХУЖИР, 2019 ГОД, МИРОТОЧЕНИЕ СТАТУИ ГЭСЭРА

В 1995 году в честь тысячелетнего юбилея бурятского героического эпоса «Гэсэр» был воздвигнут храм Гэсэра неподалеку от села Хужир Окинского района.
Интересно, что храм представляет собой павильон восьмигранной формы, построенный без единого гвоздя. В 2019 году на возвышенности у горы Гурбанхайрхан, где расположен храм Гэсэра, состоялось открытие бронзовой статуи Гэсэра в исполнении скульптора Дмитрия Будажабэ. 

К слову, место расположения храма, а это возвышенность у горы Гурбанхайрхан, было выбрано не случайно. Именно отсюда  хорошо   обозримы   легендарные  Торог-шулун,  Улан-Хайрхан, Хан-ула. Например, Торог-шулун –  та самая скала, служившая коновязью для Гэсэрова коня.

Фото: Андрей Норбоев

Председатель Окинского райсовета Владимир Аюшеев рассказал об удивительном случае с этой статуей. По его словам, копыто коня, на котором восседает Гэсэр, замироточило в дацане после молебнов, перед тем как его перенесли на возвышенность. Священные капли удалось собрать, и сейчас они хранятся в надежном месте. Как объяснил Норбу лама, внутри статуя заполнена субстанциями, принесенными в дар большими учителями-ламами.

По мнению главы сельского поселения «Бурунгольское» Окинского района Туяны Самбяловой, храм Гэсэра обладает огромной духовной энергией. В тишине этих гор люди наполняются духом, силой, первозданной энергией.

ЗАИГРАЕВСКИЙ РАЙОН, СЕЛО ДАБАТЫ, ОКТЯБРЬ 2018 ГОДА, ОБЛИК БУДДЫ

В селе Дабаты Заиграевского района Бурятии зафиксировали явление, которому не могут дать объяснение. В доме-музее буддийского учителя Агван-Нимы багши чудесным образом проявился облик Будды. Он появился внутри стеклопакета пластикового окна, который вымыли с обеих сторон. До 2018 года явлению было уже три года. О чуде сообщил бывший замминистра спорта и молодежной политики Бурятии Эрдэни Дымчиков.

– Сенсация! Мы посетили ступу   Агван-Нимы в Дабатах, и там внутри музея, на окне, три года назад появился облик Будды. Этот стеклопакет  мыли с двух сторон, думая, что стекло просто грязное. Но ничего не получилось. Облик Будды был внутри стеклопакета. Вот такие чудеса! – поделился Дымчиков.

БАРГУЗИНСКИЙ РАЙОН, СЕЛО ЯРИКТО, МАЙ 2005 ГОДА, ОБЛИК БОГИНИ ЯНЖИМЫ НА СКАЛЕ

В местности близ села Ярикто Баргузинского района произошло чудо. На большом валуне проступило изображение танцующей женщины желто-охристого цвета. Возможно, оно и существовало раньше, но скрывалось за другими камнями. И, как говорят местные жители, просто пришло время явиться людям. Там же была найдена золоченая пирамидка.

Оказалось, что на камне  изображена буддийская святая – богиня Янжима, покровительница танцев, искусств и плодородия. Причем изображение на камне соответствовало всем канонам буддийской иконографии. Монахи освятили это место и провели здесь молебен. В конце 2009 года в Баргузинском районе на поляне у подножия горы рядом с местом проявления лика богини Янжимы началось возведение «Цогчен дугана» Баргузинского дацана, или «Дворца богини Янжимы» – «Янжима бурханай ордон». Камень с изображением был отгорожен.

Это самопроявленное изображение Янжимы официальным решением Высшего совета сангхи  – Сугунды  – признано одной из пяти буддийских святынь Бурятии. Богине Янжиме поклоняются артисты и музыканты, поэты и художники.  Из года в год поклониться богине искусств и плодородия приезжают паломники со всей России и других стран мира. К ней обращаются бездетные женщины, многие рассказывают, как им удалось забеременеть после поездки к лику богини.

Кол-во просмотров: 2324

Поделиться новостью:


Поделиться: