27.09.2021 16:50
На родине Гэсэра: в поднебесном краю

На родине Гэсэра: в поднебесном краю

Корреспондент «Новой Бурятии», впервые посетив Окинский район, поделился своими впечатлениями об увиденном

Фото: В руках у Владимира Григорьевича божественная реликвия

В Окинском районе  есть более тысячи мест силы, пробуждающих в человеке духовное начало. Особенно они полезны для городского жителя, так как просветляют и очищают ум от информационного шума. Побывав в Окинском районе одним днем, нам удалось ощутить энергию трех таких сакральных мест.

Мы помолились в Орликском дацане «Пунцогнамдолинг» в местности Доодо нуга,  полюбовались захватывающим видом Сайлакского водопада (его еще называют  Жомболок), посетили храм Гэсэра, неподалеку от села Хужир, и окунулись в историю Лавовой долины.

Быть экскурсоводом по этим местам  нам вызвался удивительный по скромности человек – председатель райсовета села Орлик Владимир   Григорьевич   Аюшеев.   И первое   место,   куда    мы    направились,   оказался     дацан    «Пунцогнамдолинг». Владимир Григорьевич представился нам «сторожем» дацана, видимо, из-за скромности скрыв тот факт, что является его настоятелем – ламой Норбу.

Необычная реликвия

Во время экскурсии хранитель дацана рассказал о прелюбопытных фактах, связанных с Окинским районом. По его словам, окинцы живут в самой высокогорной части Бурятии. Другое ее название – «Алтарная часть монгольского мира», по бурят-монгольски – «Хоймор». А Саянские горы называют «Аха нютаг», что в переводе на русский язык означает старший брат. Поэтому Аха нютаг – это родина старших божеств по иерархии хозяев земли. В природе существует иерархия, и в системе почитания высших сил  главные защитники региона находятся там. И это место как раз называют краем Гэсэра, родиной Гэсэра.

Увидеть духов-защитников можно войдя в дацан. Внутреннее помещение, имеющее круглую  форму, расписано изображениями божеств.  

– Если вы хотите призвать духов, это можно сделать с помощью вот этой необычной реликвии – раковины «Дунгар Яшил», закрученной в обратную сторону. Считается, что по звуку этой раковины на землю спускаются все наши защитники, – рассказал хранитель дацана Владимир Григорьевич.

Отметим, что Владимир Григорьевич также является защитником снежных барсов, которые живут в горах Окинского района. А началось его покровительство со случайной встречи с диким зверем. Это знакомство с животным  буквально  ошеломило настоятеля дацана. В этом он увидел предзнаменование свыше.

– Снежный барс – осторожный хищник. У него отличное обоняние. В дикой природе он никогда не выйдет навстречу человеку, – пояснил лама.

По великому следу

Следующее место силы, которое мы посетили, это Сайлакский водопад, или, как его еще называют, водопад Жомболок. Исследователи фольклористики трактуют историю его возникновения как «след от могучего коня Гэсэра».

Подъехать на машине к святыне  можно с любой стороны. В 2014 году участок вокруг водопада облагородили тремя смотровыми площадками, вид откуда на ниспадающую воду просто потрясающий. Вода устремляется в небольшое озеро, из которого попадает в Оку. Коснуться бурлящей воды и даже оказаться под водным потоком можно  спустившись к подножию по очень крутой металлической лестнице. На ощупь вода прохладная, слышимость внизу водопада из-за шума плохая. Да и говорить здесь особо нет желания, а  хочется лишь любоваться первозданной природой Окинского района и его скалистыми уступами.

Здесь же, недалеко от смотровых площадок, путешественники могут найти молитвенные беседки. Ощущение в них такое же, какое бывает во время  прогулки по «дороге долгой жизни» при дацане «Ринпоче» на Лысой горе. Это чувство безмятежности, успокоения и созерцательности. Кругом хвойные деревья, кустарники, среди которых растут дикие кусты черной смородины с  кисло-сладкими ягодами на вкус.

Дань герою

Говоря о храме Гэсэра, расположенном неподалеку от села Хужир, невольно всплывают строки из поэмы «Стрела Хухэдэя» Баира Дугарова:

Есть на каждой священной горе страны Хухэй

Изваяния каменные Гэсэровых богатырей.

Охраняют они поднебесный, возвышенный край.

Час придет, и они оживут во имя добра.

Перефразируя эти строки, скажем, что вместо каменного изваяния перед глазами предстает величественная бронзовая статуя Гэсэра на коне. Памятник герою эпоса работы Дмитрия Будажабэ появился здесь совсем недавно, в 2019 году. 

Председатель Окинского райсовета Владимир Григорьевич рассказал об удивительном случае с этой статуей. По его словам, копыто коня, на котором восседает Гэсэр, замироточило в дацане после молебнов, перед тем как его перенесли на возвышенность. Священные капли удалось собрать, и сейчас они хранятся в надежном месте. Как объяснил наш экскурсовод, внутри статуя заполнена субстанциями, принесенными в дар большими учителями-ламами.

К слову, место расположения храма, а это возвышенность у горы Гурбанхайрхан, было выбрано не случайно. Именно отсюда хорошо обозримы легендарные Торог-шулун, Улан-Хайрхан, Хан-ула. Например, Торог-шулун – это та самая скала, служившая коновязью для Гэсэрова коня.

Собственно, сама статуя находится под сенью восьмигранного павильона, построенного, к слову, без единого гвоздя. С внутренней его стороны изображены фрагменты из эпоса о Гэсэре.

По мнению главы сельского поселения «Бурунгольское» Окинского района Туяны Самбяловой, храм Гэсэра обладает огромной духовной энергией. В тишине этих гор люди наполняются духом, силой, первозданной энергией.

Стоит также отметить, что этим летом недалеко от храма Гэсэра была завершена установка объемной молитвенной надписи «Ом мани падмэ хум». Работы произведены на премиальные деньги, полученные Окинским районом за четвертое место в республиканском конкурсе ТОС. Глава сельского поселения «Бурунгольское» Туяна Самбялова поблагодарила земляков и главу Окинского района Матвея Мадасова за поддержку и оказанную помощь.

Наследие веков

Третье место, которое нам удалось увидеть, это Лавовая долина. По легенде, это остатки сгоревшего вражеского дворца, подожженного стрелой Гэсэра.

По словам нашего экскурсовода Владимира Григорьевича, несколько тысяч лет назад здесь происходили извержения, по долине текла раскаленная лава. Лавовый поток распространился на 70 километров вниз по долинам Хи-Гола и Жомболока, а толщина его слоя достигает 150 метров. До сих пор на этих черных полях нет растительности. Ходить по ним опасно, ибо при неудачном подъеме или спуске легко можно получить травму об острые края хаотично торчащих древних базальтов.

В заключение хочется сказать, что описанные места – лишь малая часть красоты Окинского района. Для кого-то они действительно покажутся местами силы, а для кого-то, особенно для любителей покорять вершины – испытанием на прочность. В любом случае здесь каждый сможет найти свою незабываемую Оку. А побывав там однажды, захочет вернуться сюда вновь.

 

Андрей Норбоев

 

Кол-во просмотров: 1919

Поделиться новостью:


Поделиться: