У буузы азиатские валюты дороже

В начале 2010 года журнал The Economist рассчитал так называемый индекс Бигмака, согласно которому курс рубля должен составлять менее 20 рублей за доллар. Мы предлагаем рассчитать курс Буузы. Это самое популярное бурятское блюдо способно определить реальные обменные курсы валют различных государств. В нашем исследовании индекс Буузы показал, что юань и тугрик по отношению к рублю должны стоить гораздо дороже.
Экономика |

В начале 2010 года журнал The Economist рассчитал так называемый индекс Бигмака, согласно которому курс рубля должен составлять менее 20 рублей за доллар. Мы предлагаем рассчитать курс Буузы. Это самое популярное бурятское блюдо способно определить реальные обменные курсы валют различных государств. В нашем исследовании индекс Буузы показал, что юань и тугрик по отношению к рублю должны стоить гораздо дороже.

Международная булочка

Ежегодно The Economist высчитывает индекс Бигмака для того, чтобы определить реальные обменные курсы валют различных государств. Такие исследования журнал ведет с 1986 года. Гамбургер используется экспертами журнала в качестве эталона по двум причинам: McDonald's представлен в большинстве стран мира, а сам сэндвич содержит достаточное количество продовольственных компонентов (хлеб, мясо и овощи), чтобы считать его универсальным слепком народного хозяйства. Индекс Бигмака — лучший способ увидеть несоответствие стоимости валют у стран с похожим уровнем дохода, объясняет журнал, тем более в кризис, когда дорогая валюта особенно невыгодна. Слабая валюта дает преимущество по издержкам и ценам на продукцию.

Результаты этого года показали, что рубль по отношению к доллару недооценен на 34,6% – в России за бигмак дают $2,34, тогда как в Штатах – $3,58. К слову сказать, самые дешевые бутерброды в Китае. За гамбургер там дают всего $1,83. Поэтому китайский юань считается самой недооцененной валютой: до справедливого курса он не дотягивает 49%.

Самые дорогие буузы, разумеется, в Москве

По идее, эксперты авторитетного издания могли бы и буузу взять в качестве эталона, поскольку поза также содержит и хлеб (тесто), и мясо, и овощи (лук с чесноком). Кто скажет, что лук и чеснок – это не овощи, как говорится, пускай первым бросит в нас камень. А вот по второму параметру гамбургер оставляет далеко за собой почти все остальные блюда. McDonald's, пожалуй, единственная компания в мире, чьи рестораны функционируют почти во всех странах.

Но не стоит отчаиваться. Родные буузы достаточно популярны в мире. Хотя на запросы «позная» или «буузная» Интернет выдает информацию только по Москве и Санкт-Петербургу, да и то во многом устаревшую. Поэтому редакции «Новой Бурятии» в этом исследовании пришлось положиться на своих знакомых, проживающих в разных уголках нашей необъятной родины и за ее пределами. Высчитывая индекс Буузы, мы будем опираться на средние городские цены за одну штуку. А рублевым эталоном станет, конечно, средняя цена в Улан-Удэ.

Итак, столица Бурятии – точка отсчета распространения «буузной» культуры – может порадовать нас стоимостью любимого яства от 25 до 30 рублей. В Москве отведать бурятское блюдо можно от 50 до 70 рублей. В Питере знакомые уверяют, что самые вкусные позы можно попробовать в дацане всего за 20 рублей. В Красноярске, Новосибирске и Томске сложилась противоречивая ситуация. По одним данным, позных там вообще нет. По другим – позные все-таки есть, однако цен назвать так никто и не решился, мотивируя это тем, что «был очень давно и уже забыл». Так что пока этот вопрос остается открытым. Иркутск и Чита традиционно располагают широкой сетью буузных и по ценам не сильно отличаются от Улан-Удэ: на западе 27 рублей, на востоке –от 22 до 25 рублей.

Заграничное разнообразие

Теперь о ближнем к Бурятии зарубежье. По общему мнению, прародителем поз является китайское яство под названием баоцзы, которое впоследствии претерпело изменения на бурятской и монгольской почвах. Эти блюда необходимо разграничивать. Например, студент Ляонинского госуниверситета (Шеньян, КНР), наш земляк Антон Суслов так описал баоцзы: «Рисовое тесто. Приготовлены тоже на пару. Внутри немного мяса и много травы всякой, в итоге не очень вкусно».

Улан-Батор предлагает буузы в среднем за 300 тугриков (7 рублей). Порадовала разнообразием Внутренняя Монголия. В городе Хух-хото есть бурятские (их еще называют шэнэхэнские) позы. Их продают по весу: 30-35 юаней (120-150 руб.) за полкило, монгольские – 25 юаней (107 руб.) за 25 штук, и внутренне-монгольские – 20-25 юаней (86-107 руб.) за 500 гр. Первые и вторые одинаково вкусные, зато различаются по размерам, а вторые и третьи одинаковы по размерам, однако последние уступают по качеству. Причем внутренне-монгольский вариант и китайские баоцзы тоже необходимо разделять – в основном, по способу приготовления теста.

Как мы выводим индекс Буузы. Напомним, при его расчетах за основу берется стоимость 1 позы, продающейся в позных разных стран мира. За 1 позу в России (Улан-Удэ) дают 27 рублей, в Монголии (Улан-Батор) – 7 рублей, в Китае (Хух-хото) – 14 рублей. Значит, курс тугрика должен составлять 12,5 тугрика за рубль, а курс юаня – 0,11 юаня за рубль.

Индекс Буузы показывает, что монгольский тугрик по отношению к российской валюте недооценен на 74%. А китайский юань не дотягивает до справедливого курса 49%. Получается, что 1 рубль, согласно индексу Буузы, должен равняться не 0,23 юаня (по данным ЦБ РФ на начало февраля 2010 года), а почти в два раза меньше – 0,1173 юаня. Для Монголии этот показатель составляет 48,1 (официальный курс) и 12,5 тугрика по индексу Буузы соответственно.

P.S. В наших расчетах мы многое не учли. Например то, что в разных странах и городах буузы готовят по-разному – значит, и затраты на производство там тоже различны. Но с чего-то надо было начать. «Новая Бурятия» приглашает всех желающих присоединиться к этим исследованиям и заполнить «белые дыры» буузной мировой культуры. Свои наблюдения и замечания вы можете отправить на e-mail: info@newbur.ru

Справка

Индекс бигмака (Big Mac Index) – неофициальный способ определения паритета покупательной способности (ППС). Индекс бигмака основан на теории ППС, по которой валютный курс должен уравнивать стоимость корзины товаров в разных странах (т.е., отношение обменных валютных курсов), только вместо корзины берется один стандартный бутерброд, выпускаемый компанией McDonald's повсеместно. The Economist исходит из того, что затраты на производство бигмака везде одинаковы, и сравнивает сегодня цены более чем за 20 лет уже в 120 странах.

Кол-во просмотров: 3890

Поделиться новостью:


Поделиться: